Особенности развития выносливости в олимпийском виде спорта плавание
Оценка 4.9

Особенности развития выносливости в олимпийском виде спорта плавание

Оценка 4.9
Научные работы
doc
физическая культура
7 кл—11 кл +1
13.12.2022
Особенности развития выносливости в олимпийском виде спорта плавание
В статье значительное внимание уделяется развитию специальной выносливости в плавании, определяются аспекты спортивной тренировки в зависимости от возраста спортсмена. Указаны тесты для оценки развития специальной выносливости юных пловцов.
Статья Патыкин П.А..doc

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ОЛИМПИЙСКОМ ВИДЕ СПОРТА ПЛАВАНИЕ

П.А. Патыкин, Т.А. Малышева

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Аннотация: В статье значительное внимание уделяется развитию специальной выносливости в плавании, определяются аспекты спортивной тренировки в зависимости от возраста спортсмена. Указаны тесты для оценки развития специальной выносливости юных пловцов.

Ключевые слова: специальная выносливость пловца,  критерии оценки выносливости.

 

Введение. В пункте 43 Олимпийской Хартии зафиксировано, что на Олимпийских играх (ОИ) нет возрастных ограничений для участников, кроме предусмотренных в правилах соревнований МСФ и утвержденных Исполкомом МОК. Пловцы, выполнившие «Олимпийский квалификационный норматив», без ограничений по возрасту могут участвовать в программе  ОИ [1].

Высокий результат в спортивном плавании предполагает   большие требования к физической подготовленности пловцов. Двигательная деятельность в плавании имеет  отличительные особенности: пловец  расходует в 5-10 раз больше энергии, чем спортсмен другой спортивной специализации. Поэтому в процессе многолетней тренировки значительное внимание  уделяется развитию одному из важных  физических качеств  пловца - выносливости. Но следует учитывать, что чрезмерные нагрузки на начальных этапах спортивной подготовки могут вызвать нарушение в функциональных системах пловца – подростка.

Цель исследования: сформулировать критерии оценки развития специальной выносливости в плавании.

 Анализ научно-методической литературы свидетельствует о недостатке практических рекомендаций по направленности тренировочных занятий в соответствии с особенностями  развития юного спортсмена. Специалисты утверждают, что  спортивная подготовка должна определяться модельными показателями мастеров спорта[5,6].

В федеральном  стандарте  по спортивной подготовке по виду спорта плавание рассматривается минимальный возраст начала занятий в группах начальной подготовки -7 лет,  тренировочного этапа-9 лет,  спортивного совершенствования -12 лет,  высшего спортивного мастерства-14 лет[2].

Как указывают специалисты, рациональная техника движений сберегает энергию, что позволяет продолжительно выполнять тренировочные задания, но детальное восприятие  движений затруднено у детей младшего школьного возраста. Поэтому именно тщательное обучение технике на этом этапе спортивной тренировки должно проводиться в большом объеме[6].

В 10-12 лет при физических нагрузках частота сердечный сокращений выражена во наиболее существенных величинах, возобновление совершается продолжительнее, чем у взрослых. Усиленный уро­вень обмена не может быть длителен, поэтому  уменьшены возмож­ности юных пловцов  в развитии  специальной выносливости.

В возрасте 12-14 лет   прослеживается  повышение потребления кислорода, это качественно  оказывает большое влияние на развитие общей выносливости.  Максимальная величина потребления кис­лорода достигается быстро и из-за возрастных особенностей  не может долго поддерживаться, поэтому трудно целенап­равленно развивать специальную выносливость. Важно полное восстановление юного пловца после любой физической нагрузки. Физическая нагрузка на уровне ЧСС 130 уд/мин выполняется пловцами этого возраста без напряжения, в пределах 150 уд/мин определяется как трудная. Специалисты рекомендуют использовать  для повышения уровня общей выносливости  беговые легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные и подвижные игры.

 

В 14 -16 лет  работоспособность снижается, замедляется рост, а развитие функций организма ускоряется. Практики фиксируют, что физическая работа в этот период должна быть снижена (прово­дится базовая тренировка со средней интенсивностью). Но специфика олимпийского вида спорта плавания определяет повышение нагрузки в плавательной подготовке. В возрасте 16-18 лет деятельность сердечно - сосудистой,  дыхательной систем, обмен веществ приближаются к  модельных характеристикам спортсменов  высокого класса.

 

По мнению тренеров-прaктиков и исследовaтелей, занимaющихся проблемaми подготовки спортивного резервa в плaвании, наиболее трудным  является  тренировочный этaп, совпaдающий с пубертaтной фaзой полового созревания. Многочисленными исследовaниями докaзано, что в связи с ускорением физиологических процессов нa этaпе полового созревaния, существенно увеличивaются энергетические возможности оргaнизма. Пубертатный период является сенситивным в развитии функционaльного зaпаса оргaнизма подростков, и в первую очередь систем энергообеспечения. Имеется мнение, что приход пубертатного периодa служит нaчалом повышения тренировочных нагрузок, направленных на воспитание выносливости. Большие объемы специальных нагрузок ускоряют увеличение спортивных показателей, и пловцы в этом возрасте выполняют нормативы, соответствующие характеристикам кандидата в мастера спорта и  мастера спорта. Однако, как утверждают практики, при таком планировании многолетней подготовки пловцы, выполняющие завышенные объемы специальной подготовки, быстрее добиваются высоких спортивных успехов,  но рано заканчивают соревновательную карьеру [6].

 В связи с этим необходим контроль индивидуальных реакций организма на упражнения, развивающих  общую и спе­циальную выносливость.

Тесты, которые  могут, использоваться для определения уровня развития общей и специальной выносливости пловцов [3,4,5].

 

 

 

Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50см (для мужчин), 43см (для женщин), 45см (для юношей), 40см (для деву­шек) в темпе 30 раз/мин, в течение 5 минут. Сразу после выполнения теста спортсмен садится и трижды определяет частоту пульса в течение 30 с: в начале 2-й минуте отдыха (Р1), в начале 3-й и 4-й минут отдыха (Р2и Р3). Расчет индекса осуществляется по формуле:

                                             tх100

ИГСТ    =             ----------------------------------

                                       (Р1+Р2+Рз)х2

где I — время выполнения пробы, с

 Классификация:

54 и ниже — «плохо»

55-64 — «ниже среднего»

65-79 — «средне»

80-89 — «хорошо»

90 и выше — «отлично».

Функциональная проба по Квергу. Выполняется 4 различных упраж­нения, которые следует одно за другим без пауз отдыха: 30 приседаний за 30 с; бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с; 3-х минутный бег на месте с частотой шагов 150 в минуту; подскоки со ска­калкой — 1 мин.

Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется пульс в течение 30 с, (Р1), повторное измерение — через 2(Р2) и 4(Р3) минуты после окончания работы в течение 30 с. Расчет индекса осуществляется по

формуле:

                                         длительность работы в с     х   100

            И   =   ---------------------------------------------------------------------

                                                   2   х   (Р1 + Р2 + Р3)

Классификация:

105 и выше — «очень хорошо»

 99 — 104 — «хорошо»

 93 — 98 — «удовлетворительно»

 92 и ниже — «слабо».

Степ-тест по Бургеру. Спортсмен 5 мин спокойно сидит на стуле. Несколько раз измеряется кровяное давление и частота пульса и вычис­ляется среднее значение.

Нагрузка: спортсмен 5 минут поднимается на стул высотой 45см, через скамейку, высотой 20-25 с частотой 30 раз/мин. После упраж­нения спортсмен садится и сразу же, а затем через каждую минуту у него измеряют кровяное давление, а пульс — через каждые 15 с.

Оценка: в течение 45 с у хорошо тренированного спортсмена часто­та пульса должна достигнуть среднего значения между показателем пуль­са в покое и его максимальным значением. По истечении 5 минут частота пульса не должна превышать норму более, чем на 20 уд/мин, а кровя­ное давление должно вернуться к состоянию покоя.

Тест Купера. За 12 минут пробежать как можно большее расстояние.

Классификация:

Мужчины:      2,8км и более — «отлично»

                        2,5-2,7км — «хорошо»

                        2,0-2,4км — «удовлетворительно»

 женщины:     2,64км и более — «отлично»

                        2,16-2,63км — «хорошо»

                        1,85-2,15км — «удовлетворительно».

Также мы рассматривали для определения уровня развития специальной выносливости пловцов:

1.                                          Тест 6х100 метров кролем на груди, с интервалом отдыха 30 секунд.

2.                                          Плавательный тест 2000 метров кролем на груди без остановки.

Оценка развития анаэробных способностей

1. Для пловцов, специализирующихся на 100 метров:

                       а) проплывание с максимальной скоростью 75 метров;

                       б) 4х50 метров с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 секунд;

2. Для пловцов, специализирующихся на 200 метров:

                       а) 4х50 метров с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 10 секунд;

                       б) 6х50 метров с максимальной скоростью и отдыхом между отрезками 20 секунд.

Оценивается средний показатель проплывания всех отрезков к уровню абсолютной скорости на этом отрезке (чем ближе отношение приближается к 1, тем выше алактатные анаэробные способности).

Оценка развития аэробных способностей

          Показатели дистанции проплывания  за время 10–11 мин.

Результаты оценки качественных и количественных полученных данных позволят оптимизировать тренировочный процесс юных пловцов.

Выводы

           1. Плавание имеет специфическую структуру отдельных компонентов выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревнованиях и тренировках.

2. В  плавании   специальная  выносливость проявляется в  поддержании необходимой скорости на дистанции.

3. Решая задачу воспитания выносливости юных спортсменов, нужно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Необходимо учитывать, что длительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе возрастающего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции и обусловливать ряд патологических процессов.

4. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

 

 

 

 

Список литературы

1.           Олимпийская хартия [Электронный ресурс]// https://w.histrf.ru/articles/article/show/olimpiiskaia_khartiia(дата обращения 28.11.20).

2.            Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание [Электронный ресурс]// https://russwimming.ru/sites/default/files/documents/federalni_standart.pdf (дата обращения 2.12.20).

3.           Граевская, Н.Д.Спортивная медицина: учебное пособие. Курс лекций и практические занятия: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1 / Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, Человек, 2018.- 712 с., ил.

4.           Попов, О.И. Оценка запаса скорости и выносливости в спортивном плавании с помощью эргометрических критериев // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 2. - С. 141-146.

5.           Контроль общей и специальной подготовленности пловцов различного возраста и квалификации как критерий оптимизации тренировочного процесса [Электронный ресурс]//http://www.vgafk.ru/upload/medialibrary/191/nxy-11.pdf (дата обращения 28.11.20).

6.           Чертов Н.В.Плавание [Электронный ресурс]//Электронный учебник. https://sport.sfedu.ru/smiming_book_online/modul_6.html (дата обращения 28.11.20).

 

FEATURES OF ENDURANCE DEVELOPMENT IN THE OLYMPIC SPORT SWIMMING

 

P. Patykin, T. Malysheva

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

 

Аbstract. The article pays much attention to the development of special endurance in swimming, determines the aspects of sports training depending on the age of the athlete. Tests for assessing the development of special endurance in young swimmers are indicated.

Keywords: swimmer's special endurance, endurance assessment criteria.

:

 


Скачано с www.znanio.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

В 10-12 лет при физических нагрузках частота сердечный сокращений выражена во наиболее существенных величинах, возобновление совершается продолжительнее, чем у взрослых

В 10-12 лет при физических нагрузках частота сердечный сокращений выражена во наиболее существенных величинах, возобновление совершается продолжительнее, чем у взрослых

Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50см (для мужчин), 43см (для женщин), 45см (для юношей), 40см (для деву­шек) в темпе 30 раз/мин, в…

Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50см (для мужчин), 43см (для женщин), 45см (для юношей), 40см (для деву­шек) в темпе 30 раз/мин, в…

Тест Купера . За 12 минут пробежать как можно большее расстояние

Тест Купера . За 12 минут пробежать как можно большее расстояние

Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле

Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022