Особенности восприятия зрительных иллюзий
Городская научно-практическая конференция школьников
г. Искитима
Секция Биология
Автор Кунеевская Елена,
МОУ - СОШ№2,
9 класс. г. Искитима НСО
Научный руководитель: Белич Юрий Петрович,
учитель биологии I квалификационной категории
Тема: Особенности восприятия зрительных иллюзий
Цель : выявление особенностей восприятия зрительных иллюзий у людей разного возраста .
Задачи:
1. Изучить материал о зрительных иллюзиях.
2. Разработать методику эксперимента.
3. Провести эксперимент.
4. Обработать данные эксперимента.
5. Сделать выводы.
Теоретическое обоснование данной работы:
С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии целенаправленно используются в архитектуре, в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Зрительных иллюзий существует великое множество, и все они разделены на разные группы.
Геометрические иллюзии
Иллюзия Мюллера-Лиера
Одна из самых популярных и изученных зрительных иллюзий — иллюзия Мюллера-Лиера (Mueller-Lyer, 1889). Исходный рисунок содержит два равных горизонтальных отрезка с прилегающими более короткими отрезками разной длины отрезок со стрелками кажется значительно короче отрезка с усиками.
Иллюзии Целльнера
Иллюзии Целльнера демонстрируют влияние наклонных пересекающих линий на восприятие параллельности. На рисунке представлен вариант такой иллюзии. Прямые параллельные линии пересекаются пучком лучей, расходящихся из центральной точки. Параллельные линии воспринимаются заметно искривленными — расстояние между центральными точками кажется больше, чем между крайними.
Зрительные иллюзии, обусловленные перспективой, возникают, если сравниваемые по величине отрезки или фигуры накладываются на сетку линий, намекающих на трехмерность сцены.
Иллюзии, связанные с когнитивными контурами
Иллюзии Каниши (Kanizsa, 1955) эффектно демонстрирует мощь экстраполяционных и интерполяционных механизмов зрения человека. Основой таких иллюзий являются наборы геометрических фигур с вырезами, соответствующими ситуации частичного прикрывания этих фигур непрозрачным объектом. Хотя на рисунке никаких деталей прикрывающего объекта нет, у зрителя возникает стойкая иллюзия, что он видит его.
Иллюзии, связанные с различным освещением объектов
На первый взгляд кажется, что все совершенно просто и понятно: лицо слева явно мужское, справа – женское. Но иллюзия даже не в том, что все наоборот, а в том, что это… одно и, то, же лицо, по-разному освещенное. Фото принадлежит Ричарду Расселу из Гарварда, он при обработке фотографии лишь по-иному осветил лицо и из мужского получил женское.Рассел заметил, что если в мужском лице темные части еще более оттенить, а светлые еще сильнее осветлить, то лицо, будто приобретает женские черты. Эта зрительная иллюзия помогла исследователям сделать следующий вывод: головной мозг определяет пол человека по контрасту отдельных черт его лица.
Динамические иллюзии
Динамических иллюзий очень много. Весь кинемотограф основан на иллюзиях
Если человек долго смотрит на вращающийся структурированный объект, и этот объект внезапно останавливается, человеку начинает казаться, что после остановки объект начинает вращаться в обратную сторону — наблюдается последействие вращения.
При наблюдении вращающихся эксцентрических кольцевых фигур возникает так называемый стереокинетический эффект — объект приобретает сильную иллюзию глубины.
Опыт N1:
На зрительное восприятие большое влияние оказывает избирательность.
Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.
Ход работы: Испытуемому показывается и называется рисунок№1 под названием “Портрет молодой девушки”. Требуется назвать изображение.
В этом опыте “Портрет молодой женщины “ увидели 16 из 20 испытуемых.
Опыт N2:
Одним из свойств восприятия является предметность.
Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом различается предмет, фон и контур их восприятия.
Соотношение предмета и фона – соотношение динамическое. Предмет и фон могут меняться местами.
Ход работы: Испытуемому предлагается для изучения рисунок№2. Требуется назвать увиденный предмет, а также охарактеризовать фон.
В этом опыте:
-2 испытуемый из 20 увидел светлые фигуры на темном фоне. (птиц)
-4 испытуемых из 20 увидели темные фигуры птиц на светлом фоне.
-14 испытуемых увидели оба варианта.
Опыт N3:
Опыт направлен на изучение следующего свойства восприятия – целостности. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Ход работы: Испытуемому предлагается рис№3. Требуется назвать изображения.
В этом опыте “Портрет” увидели 18 испытуемых из 20.Но это изображение в увеличении не увидел не один человек.
Опыт N4:
Следующее свойство восприятия – апперцепция (или влияние прошлого опыта).
Ход работы: Испытуемому показывается рисунок№4(А.Б) Требуется назвать и охарактеризовать изображение.
В этом опыте:вар. А: “Эскимоса ” увидели 19 испытуемых из 20.«Индейца увидел 1 человеквар. Б: - “ Портрет молодой женщины” увидели 6 испытуемых из 20.- “ Портрет старухи” увидели 4 испытуемых из 20.- оба варианта увидели 10 испытуемых из 20.
Опыт№5
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие.
Ход работы: Испытуемому дается для изучения рис№5.Нужно найти отличие в рисунках.
В этом опыте:14 испытуемых из 20 решили, что средние кружочки в варианте А меньше средних кружочков в варианте Б.6 испытуемых из 20 решили, что средние кружочки равны в обоих вариантах.
Опыт№6
Важным свойством восприятия является константность.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Ход работы: Испытуемому предлагается для сравнения рисунок №6(а, б) где сравниваются равные по размеру люди, но на разном расстоянии и рядом с разными объектами и эффект перспективы (б)
В этом опыте:Вариант - а16испытуемых из 20 решили, что человек, расположенный ближе, меньше размером, чем человек, расположенный дальше.4 испытуемых из 20 решили, что предметы одинаковы по размеру.Вариант-б 18 человек из 20 определили что верхний отрезок длинней нижнего.
Опыт№7
Иллюзия Мюллера-Лиера. Рисунок содержит два равных горизонтальных отрезка
Иллюзии Целльнера демонстрируют влияние наклонных пересекающих линий на восприятие параллельности
Иллюзии Мюллера-Лиера подвержены 18 человек из 20В иллюзии Целльнера 16 человек из 20 не увидели параллельности.
Результаты опытов сведены в таблицы Таблица№1 Возраст до 12 лет
Фамилия, имя | Опыт 1 | Опыт2 | опыт3 | опыт4А | Опыт 4Б | опыт5 | опыт6 | опыт7 |
1.Трофимова Эвелина | Бабушка | Светлые птицы | Профиль девушки | Профиль эскимоса | бабушка | Одинаковые | одинаковы | верхние длиннее |
2. Мишуков Артем | ------------ | Темные птицы | -бабушка | Одинаковые | Ближе меньше | 1 длиннее | ||
3. Захаров Алеша | Девушка | Светлые и темные | Девушка | Одинаковые | ||||
4. Пестова Настя | Девушка | Светлые птицы | Бабушка | А больше Б | верхние длиннее | |||
5. Рябчикова Маша | Девушка | Светлые и темные | Девушка | А больше Б | ||||
6. Крель Соня | Рисующий человек | А больше Б | ||||||
7. Фиденева Юля | Профиль эскимоса | одинаковы | ||||||
8. Кунгурцев Максим | Темные птицы | Нечего не вижу | Бабушка | Одинаковые |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.