Особенности выбора метода формирования грамматической компетенции у обучающихся основной школы
В наше время, к сожалению, очень снизился уровень усвоения учащимися грамматики английского языка. Рассматривая этот вопрос, стоит обратиться к проблеме изучения грамматики и формирование грамматических навыков у обучающихся основной школы. Процесс ознакомления с грамматическим материалом зависит от того, какой позиции придерживается учитель, преподающий грамматику, самого грамматического материала, от желания обучающихся воспринимать этот материал.
Для раскрытия проблемы организации процесса обучения и овладения иностранным языком и, в частности, грамматикой языка необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в 5-х – 9-х классах основной школы и их взаимосвязь с процессом обучения иностранному языку и грамматике языка, в частности.
В наше время считается, что учителю при обучении грамматике следует:
1) ознакомить учащихся с нужным грамматическим материалом;
2) тренировка пройденного материала с помощью соответствующих грамматических упражнений;
3) применение знаний грамматических навыков в устной речи.
Рассматривая проблему изучения грамматики учениками основной школы, у нас возникает вопрос выбора эффективного способа и метода объяснения грамматического материала обучающимся [3, с. 274].
Способ объяснения связан с целью обучения иностранным языков, программой обучения и может быть представлен в виде определенного правила - инструкции, предшествующего тренировке грамматических навыков. Этот опыт работы очень часто рассматривался различными методистами в научно-периодических изданиях. Но стоит указать, что данный способ недооценивает возрастных особенностей детей, у которых в этом возрасте формируются новые умственные способности и возможности. Ведь дети находятся в таком возрасте, когда уже могут самостоятельно обобщать, делать выводы, находить закономерности. То есть процесс усвоения должен быть высокоинтеллектуальным, проблемным и активным. Мы, как и многие методисты, придерживаемся иного мнения при формировании грамматической компетенции у обучающихся английскому языку в основной школе. Путь овладения хорошими знаниями грамматики заключается в самостоятельном выводе обучающимися правила в результате обобщения практически усвоенного материала. То есть, во время учебы, дети самостоятельно приходят к "открытию" нового грамматического правила, самостоятельно делают выводы. Этот процесс помогает эффективнее усвоить новую информацию и улучшить развитие мышления учащихся.
Итак, применение дифференцированного подхода, включающего правильное сочетание индуктивного и дедуктивного способов обучения, приводит к решению проблемы выбора способа.
Деятельность ознакомления с грамматическим материалом имеет три стороны: мотивационную, целевую, исполнительную. В возрасте 12 - 13 лет, нужно мотивировать детей к изучению грамматики иностранного языка, помогать им и проверять успехи.
В 6-м классе целенаправленно и открыто (в отличие от предыдущего класса) формируются как рецептивные, так и продуктивные навыки владения теми же грамматическими формами. В каждом из последующих классов происходит их совершенствование на новом материале, на более высоком уровне осознания.
Таким образом, овладение грамматическим материалом проходит путь от рецепции к продукции, от интуитивного восприятия и функционального использования в чтении и аудировании через осознание к функциональному использованию в говорении и письме [1, с.59-60].
Для того, чтобы формирование иноязычной грамматической компетенции происходило в дальнейшем более эффективно, необходимо, по нашему мнению, использовать такие приемы как: ознакомления и тренировки.
В ознакомлении можно выделить следующие способы:
1) показ значения и употребления определенных правил на соответствующей грамматической структуре;
2) показ с объяснением;
3) показ с объяснением и переводом.
Тренировка имеет следующие составляющие:
а) устную;
б) использование печатного текста;
в) письменную.
К устной составляющей тренировки относятся:
а) репродукция;
б) подстановка;
в) трансформация.
Использование печатного текста:
а) чтение вслух;
б) подстановка;
в) трансформация;
г) чтение и анализ.
Письменное:
а) репродукция;
б) подстановка;
в) трансформация [2, с. 206-208].
Итак, все вышеперечисленные методы помогут обучающимся основной школы усвоить не только грамматическую структуру, но и повторить лексику, развить внимание.
Список литературы:
1. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993. ― 125 с.
2. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. ― М.: Просвещение, 1988. ― 224 с.
3. Тенис А. О. Проблема выбора способа и приема ознакомления с новым грамматическим материалом на раннем этапе обучения английскому языку / А. О. Тенис // Вестник АГТУ. ― 2007. ― № 3 (38). ― С. 274-278
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.