Особенности выбора образовательных технологий
Оценка 4.6

Особенности выбора образовательных технологий

Оценка 4.6
docx
03.03.2020
Особенности выбора образовательных технологий
Документ Microsoft Word.docx

Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Часть 1. Теоретические аспекты выбора методов и технологий в системе профессионального образования

1.1. Классификация и структура современных технологий профессионального обучения

 

В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «образовательные технологии». Причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования. Приблизительно до середины 50-х годов ХХ в. попытки внести технологию в образовательный процесс были связаны с созданием технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый (второй) технологический подход к построению самого учебного процесса, направленный на разработку и использование принципов и технологических приемов организации деятельности педагога и обучающегося.

В настоящее время первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Второй подход развивается по следующим направлениям:

1) технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в учебное время (тенденция обогащения организационно-методической составляющей образовательного процесса в достижении образовательных целей); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

2) внедрение социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через самопознание и самооценку, самообразование со стороны студентов;

3) поиск оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие

студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития;

4) реализация технологического подхода применительно к контрольно-оценочной составляющей образования.

Хотелось бы отметить, что выделенные направления все более смыкаются. Сегодня понятие «образовательной (педагогические) технологии» может рассматриваться более широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения.

Разработаны и существуют положения об иерархичной соподчиненности употребления в образовательной практике понятия «образовательные (педагогические) технологии».

В частности:

1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, педагога (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, преподавателя, воспитателя); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

3) локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности; формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).

Многие современные ученые, например, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко характеризуют технологический подход к обучению как описательную, теоретическую и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса. Соответственно технологический подход ориентирует на выделение процедур, которые в совокупности представляют собой воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике. В данном контексте термин «образовательные технологии» рассматривается как система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, в системе профессионального образования, с учетом множества моделей обучения и критерий выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Обязательными структурными элементами технологий любого уровня являются (рисунок 1):

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения, включающая цели обучения - общие и конкретные, содержание учебного материала;

3) процессуальная часть. Включает организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемых, методы и формы работы преподавателя, технологию управления процессом усвоения материала, диагностику образовательного процесса. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Коцептуальная основа

Образовательная

технология

Содержательная часть

Процессуальная часть

Рисунок 1. Обязательные структурные элементы образовательной технологии

Основными признаками технологий, являются:

- детальное описание образовательных целей;

- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов и целей;

- использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов;

- воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога;

- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Таким образом, можно увидеть, что на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.

Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. В связи с многоуровневостью понятия «образовательные технологии» в системе профессионального обучения, существуют и разные подходы к классификациям образовательных технологий. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Сравнительный анализ классификаций и подходов показывает, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Если терминологически фиксируется специфика организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология профессионального обучения, технология профессионального воспитания, технология управления, технология общения, технология организации самостоятельной деятельности.

Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на его специфику. Так появились информационные, коммуникативные, гуманитарные и технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды.

Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной, аудио - видеотехники и Интернета.

Коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия участников и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы.

Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку, независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки. Специалиста, владеющего гуманитарными технологиями, отличает умение свободно ориентироваться в мире людей и знаний, т.е. способность к навигации и готовность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии:

- диагностики;

- целеполагания;

- управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации;

- организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой);

- контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценивания качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний).

По основным видам и формам деятельности педагогов:

- задачные;

- игровые;

- проектирования;

- тестирования;

- общения преподавателя со студентами;

- организации групповой работы;

- организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

По доминирующим методам и принципам организации обучения:

- проблемного;

- модульного;

- дистанционного;

- развивающего;

- объяснительно-иллюстративного;

- программированного. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

По основным формам организации образовательного процесса:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий (семинаров и практик);

- организация самостоятельной образовательной деятельности;

- организация и проведение консультаций;

- проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности).


 

ДАМУ» Институт дополнительного образования

ДАМУ» Институт дополнительного образования

Хотелось бы отметить, что выделенные направления все более смыкаются

Хотелось бы отметить, что выделенные направления все более смыкаются

Многие современные ученые, например,

Многие современные ученые, например,

Коцептуальная основа Образовательная технология

Коцептуальная основа Образовательная технология

Сравнительный анализ классификаций и подходов показывает, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике

Сравнительный анализ классификаций и подходов показывает, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике

В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии: - диагностики; - целеполагания; - управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой…

В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии: - диагностики; - целеполагания; - управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой…

По основным формам организации образовательного процесса: - чтение лекций; - проведение практических занятий (семинаров и практик); - организация самостоятельной образовательной деятельности; - организация и проведение…

По основным формам организации образовательного процесса: - чтение лекций; - проведение практических занятий (семинаров и практик); - организация самостоятельной образовательной деятельности; - организация и проведение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020