Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
Часть 1. Теоретические аспекты выбора методов и технологий в системе профессионального образования
1.1. Классификация и структура современных технологий профессионального обучения
В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «образовательные технологии». Причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования. Приблизительно до середины 50-х годов ХХ в. попытки внести технологию в образовательный процесс были связаны с созданием технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый (второй) технологический подход к построению самого учебного процесса, направленный на разработку и использование принципов и технологических приемов организации деятельности педагога и обучающегося.
В настоящее время первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.
Второй подход развивается по следующим направлениям:
1) технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в учебное время (тенденция обогащения организационно-методической составляющей образовательного процесса в достижении образовательных целей); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
2) внедрение социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через самопознание и самооценку, самообразование со стороны студентов;
3) поиск оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие
студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития;
4) реализация технологического подхода применительно к контрольно-оценочной составляющей образования.
Хотелось бы отметить, что выделенные направления все более смыкаются. Сегодня понятие «образовательной (педагогические) технологии» может рассматриваться более широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения.
Разработаны и существуют положения об иерархичной соподчиненности употребления в образовательной практике понятия «образовательные (педагогические) технологии».
В частности:
1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
2) частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, педагога (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, преподавателя, воспитателя); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
3) локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности; формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).
Многие современные ученые, например, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко характеризуют технологический подход к обучению как описательную, теоретическую и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса. Соответственно технологический подход ориентирует на выделение процедур, которые в совокупности представляют собой воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике. В данном контексте термин «образовательные технологии» рассматривается как система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, в системе профессионального образования, с учетом множества моделей обучения и критерий выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Обязательными структурными элементами технологий любого уровня являются (рисунок 1):
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть обучения, включающая цели обучения - общие и конкретные, содержание учебного материала;
3) процессуальная часть. Включает организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемых, методы и формы работы преподавателя, технологию управления процессом усвоения материала, диагностику образовательного процесса. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
Коцептуальная основа
Образовательная
технология
Содержательная часть
Процессуальная часть
Рисунок 1. Обязательные структурные элементы образовательной технологии
Основными признаками технологий, являются:
- детальное описание образовательных целей;
- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов и целей;
- использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов;
- воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога;
- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
Таким образом, можно увидеть, что на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.
Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. В связи с многоуровневостью понятия «образовательные технологии» в системе профессионального обучения, существуют и разные подходы к классификациям образовательных технологий. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
Сравнительный анализ классификаций и подходов показывает, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Если терминологически фиксируется специфика организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология профессионального обучения, технология профессионального воспитания, технология управления, технология общения, технология организации самостоятельной деятельности.
Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на его специфику. Так появились информационные, коммуникативные, гуманитарные и технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды.
Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной, аудио - видеотехники и Интернета.
Коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия участников и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы.
Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку, независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки. Специалиста, владеющего гуманитарными технологиями, отличает умение свободно ориентироваться в мире людей и знаний, т.е. способность к навигации и готовность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии:
- диагностики;
- целеполагания;
- управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации;
- организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой);
- контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценивания качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний).
По основным видам и формам деятельности педагогов:
- задачные;
- игровые;
- проектирования;
- тестирования;
- общения преподавателя со студентами;
- организации групповой работы;
- организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
По доминирующим методам и принципам организации обучения:
- проблемного;
- модульного;
- дистанционного;
- развивающего;
- объяснительно-иллюстративного;
- программированного. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»
По основным формам организации образовательного процесса:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий (семинаров и практик);
- организация самостоятельной образовательной деятельности;
- организация и проведение консультаций;
- проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.