Особенности выбора образовательных технологий

  • docx
  • 03.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Часть 1. Теоретические аспекты выбора методов и технологий в системе профессионального образования

1.1. Классификация и структура современных технологий профессионального обучения

 

В современной педагогической практике отсутствует однозначное толкование понятия «образовательные технологии». Причины разнообразия видов образовательных технологий и многозначность толкования термина связаны с направлениями развития технологического подхода в истории образования. Приблизительно до середины 50-х годов ХХ в. попытки внести технологию в образовательный процесс были связаны с созданием технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый (второй) технологический подход к построению самого учебного процесса, направленный на разработку и использование принципов и технологических приемов организации деятельности педагога и обучающегося.

В настоящее время первый подход к технологизации обучения развивается по пути внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Второй подход развивается по следующим направлениям:

1) технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в учебное время (тенденция обогащения организационно-методической составляющей образовательного процесса в достижении образовательных целей); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

2) внедрение социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса как через овладение технологиями общения, сотрудничества, стимулирования, диагностики со стороны преподавателей, так и через самопознание и самооценку, самообразование со стороны студентов;

3) поиск оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие

студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития;

4) реализация технологического подхода применительно к контрольно-оценочной составляющей образования.

Хотелось бы отметить, что выделенные направления все более смыкаются. Сегодня понятие «образовательной (педагогические) технологии» может рассматриваться более широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения.

Разработаны и существуют положения об иерархичной соподчиненности употребления в образовательной практике понятия «образовательные (педагогические) технологии».

В частности:

1) общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, педагога (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, преподавателя, воспитателя); Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

3) локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности; формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы).

Многие современные ученые, например, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко характеризуют технологический подход к обучению как описательную, теоретическую и конструктивную, предписывающую схему организуемого процесса. Соответственно технологический подход ориентирует на выделение процедур, которые в совокупности представляют собой воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике. В данном контексте термин «образовательные технологии» рассматривается как система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, в системе профессионального образования, с учетом множества моделей обучения и критерий выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Обязательными структурными элементами технологий любого уровня являются (рисунок 1):

1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения, включающая цели обучения - общие и конкретные, содержание учебного материала;

3) процессуальная часть. Включает организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемых, методы и формы работы преподавателя, технологию управления процессом усвоения материала, диагностику образовательного процесса. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Коцептуальная основа

Образовательная

технология

Содержательная часть

Процессуальная часть

Рисунок 1. Обязательные структурные элементы образовательной технологии

Основными признаками технологий, являются:

- детальное описание образовательных целей;

- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов и целей;

- использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов;

- воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога;

- оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Таким образом, можно увидеть, что на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.

Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым. В связи с многоуровневостью понятия «образовательные технологии» в системе профессионального обучения, существуют и разные подходы к классификациям образовательных технологий. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

Сравнительный анализ классификаций и подходов показывает, что качественное своеобразие образовательных технологий отражается в лексике. Если терминологически фиксируется специфика организации конкретного вида деятельности в образовательной практике, то используется термин «технология»: технология профессионального обучения, технология профессионального воспитания, технология управления, технология общения, технология организации самостоятельной деятельности.

Например, к термину «технология» добавляется прилагательное, которое указывает на его специфику. Так появились информационные, коммуникативные, гуманитарные и технологии. Связано это с доминирующей целевой направленностью, методом и формой взаимодействия субъектов, обусловлено особенностями и характером деятельности субъектов, а также возможностями образовательной среды.

Информационные технологии направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и переработки учебной или научной информации, а именно средствами компьютерной, аудио - видеотехники и Интернета.

Коммуникативные технологии направлены на совершенствование способов взаимодействия участников и связаны с организацией парной, групповой, коллективной работы.

Гуманитарные технологии обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых человеку, независимо от уровня получаемого образования и профиля подготовки. Специалиста, владеющего гуманитарными технологиями, отличает умение свободно ориентироваться в мире людей и знаний, т.е. способность к навигации и готовность самостоятельно выстраивать траекторию профессиональной деятельности. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

В соответствии со структурой образовательного процесса выделяют следующие технологии:

- диагностики;

- целеполагания;

- управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации;

- организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой);

- контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (технология оценивания качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний).

По основным видам и формам деятельности педагогов:

- задачные;

- игровые;

- проектирования;

- тестирования;

- общения преподавателя со студентами;

- организации групповой работы;

- организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

По доминирующим методам и принципам организации обучения:

- проблемного;

- модульного;

- дистанционного;

- развивающего;

- объяснительно-иллюстративного;

- программированного. Қосымша білім беру институты «ДАМУ» Институт дополнительного образования Копирование и перепечатка материалов без согласия правообладателя запрещено Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Правообладатель ИДО «ДАМУ»

По основным формам организации образовательного процесса:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий (семинаров и практик);

- организация самостоятельной образовательной деятельности;

- организация и проведение консультаций;

- проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности).