«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.01.2019
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
При планировании воспитательной работы на учебное полугодие, я предусматриваю включение в план воспитательной деятельности мероприятия направленные на развитие субъективности и креативности учащихся. Так при определении тематики классных часов учитываю не только существующие психолого-педагогические характеристики моих учащихся, но и индивидуальные особенности своих воспитанников. В том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы и ценностные ориентации. Эти данные беру из своего дневника педагогических наблюдений. Вместе со мной в определении тематики классных часов принимают участие учащиеся и их родители. Использую для учащихся методику «Строим новый классный дом». Для этого на одном из классных часов предлагаю учащимся положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик», т.е. прикрепить лист бумаги с темой классного часа на полугодие. Очень важно выяснить и мнение родителей о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в группе (обычно решается на родительском собрании). Учитывая мнение всех сторон, составляю тематику классных часов на полугодие.
В подготовке и проведении классных часов чаще всего использую такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании учитываю принцип добровольности и интереса. А я, как педагог, стараюсь сделать все от меня зависящее для того, чтобы готовящийся классный час был полезным, интересным для большинства моих учащихся. Способствовал проявлению и развитию их субъективности, индивидуализации, творчества. Формы классного часа и место его проведения выбираем вместе с учащимися в зависимости от тематики и пожеланий.
После проведения классного часа делаю анализ и оценку его результативности. В процессе оценочно-аналитической деятельности обращаю внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта моих воспитанников, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Сравнительная характеристика традиционного
и личностно-ориентированного классного часа.
Основные компоненты классного часа
Традиционный классный час
Личностно-ориентированный классный час
Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъективности учащегося, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности учащегося. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся.
Организационно-деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает педагог. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношениях между педагогом и членами коллектива группы. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным педагогом планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нём совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявления и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для учащихся и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.
Оценочно-аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой учащимся информации, культуру и оригинальность её изложения, качество её усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе
Сравнивая личностно-ориентированный классный час с традиционным, нужно отметить, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. В качестве педагогических целей своих классных часов выдвигаю следующие ориентиры:
• Содействовать формированию у учащихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
• Побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего;
• Выявлять склонности учащихся к различным видам человеческой деятельности;
• Содействовать формированию у учащихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
• Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Я уверена в том, что для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять своим учащимся. Видеть смысл педагогической деятельности не в формирующемся воздействии на учащихся, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
Классный час
« Хочешь быть счастливым – познай себя»
Участники: Учащиеся класса, родители учащихся, школьный психолог, и классный руководитель.
Цели:
Побуждать учащихся к самосовершенствованию;
Способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;
Содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии;
Развивать у учащихся способность смотреть на проблемы с позиции других людей.
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Подготовительная работа.
1. За 1-2 недели до классного часа классный руководитель предлагает учащимся дома поразмышлять и письменно сформулировать проблему, связанную с взаимопониманием со сверстниками, родителями, учебой и т.д., которая волнует его лично, его друга, знакомого. Задание выполняется анонимно.
2. Листки с выполненным заданием учащиеся по просьбе отпускают в течение учебного дня в один из двух предложенных ящиков: белый или чёрный. В чёрный ящик – те учащиеся, которые не хотели бы, чтобы их проблемы обсуждались в классе (хотя проблема существует), а в белый – те, кто готов к обсуждению проблемы.
3. Накануне классного часа всем учащимся предлагается продолжить следующие предложения: «Счастье – это……..», «Счастливый человек – это….…. » - или найти высказывание знаменитых людей на эту тему.
4. За одну неделю до классного часа классный руководитель вместе с желающими учащимися готовит оформление классного часа. Подбирают музыкальное сопровождение, репетируют сценку (понятие счастья для моих учащихся на сегодняшний день), готовят цветовые слайды на компьютере.
5. В помощь для проведения классного часа приглашается школьный психолог. Вместе обговаривается тема классного часа, цели, ход мероприятия и особенно роль, участие психолога в предстоящем классном часе.
Оформление, оборудование, инвентарь.
Специально оборудованный кабинет, отпечатанные листки с проблемами для белого и черного ящиков. Изготовленные таблички; «эксперт-психолог», «аналитики», «прагматики», «публика», «эксперт по этике», две таблички «координатор». Для цветового и музыкального сопровождения музыкальный центр и компьютер. А так же всё необходимое для инсценировки сценки.
Ход занятия.
До начала классного часа в кабинете негромко звучит спокойная, приятная музыка. Учащиеся и гости садятся на стулья, стоящие полукругом. В стороне друг напротив друга стоят два стола со стульями. На одном стоит табличка «АНАЛИТИКИ», а на другом «ПРАГМАТИКИ». Классный руководитель, приветствует участников классного часа и гостей. Старается создать атмосферу эмоционального доверия и психологического комфорта для всех присутствующих. Сообщается тема классного часа. Затем учащиеся показывают сценку «Когда я счастлив!»
Во вступительном слове классный руководитель, размышляя о теме классного часа, говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке и предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого человека можно назвать счастливым?». Учащиеся зачитывают ответы, заготовленные дома по кругу. После этого делается вывод о том, что представление о счастье у всех разное, а значит, и пути к нему у каждого свои, как и преграды, которые нужно преодолеть, и проблемы, которые нужно решить. Затем классный руководитель предлагает учащимся сыграть в игру, которая называется «Проблемы и аргументы».
Игра «Проблемы и аргументы».
Цель игры: Найти пути решения проблем, помочь своим товарищам.
Ход игры.
Для проведения игры из числа желающих учащихся формируются две команды по пять-шесть человек, которые занимают места за столами с расставленными табличками. Теперь у нас имеются две команды, одна «АНАЛИТИКИ», вторая «ПРАГМАТИКИ». Оставшиеся учащиеся садятся вместе и составляют публику. В командах назначаются координаторы команд. Затем всем учащимся разъясняются правила игры, ход игры и представляется всем эксперт-психолог (школьный психолог).
Игра начинается с того, что координатор одной из команд вытаскивает из белого ящика (в котором находятся отпечатанные проблемы для обсуждения) лист с напечатанной проблемой. Вслух зачитывает её. Всем присутствующим предлагается обсудить её в течение трех-четырех минут. Обсуждение ведется следующим образом: команда «АНАЛИТИКОВ» анализирует и предоставляет свое решение по поводу причин возникновения проблемы, команда «ПРАГМАТИКОВ» обсуждает и приводит пути решения этой проблемы. Публика в это время ведет обсуждение в парах, малых группах, индивидуально и выражает свое одобрение или несогласие с мнением команд аплодисментами и устными высказываниями. Так же любой из участников игры и родители учащихся могут высказать свою точку зрения по данной проблеме.
Завершает обсуждение проблемы «эксперт-психолог», который оценивает работу команд и излагает своё мнение по данному вопросу. Классный руководитель в ходе игры следит за соблюдением времени и этической стороной высказываний, т.е. исполняет роль «эксперта по этике». При обсуждении следующей проблемы команды меняются ролями. Таким образом, обсуждаются все проблемы из белого ящика.
В заключение игры классный руководитель благодарит всех участников за внимание и приглашает всех сесть полукругом на свои места.
Рефлексия.
На заключительном этапе занятия каждому из участников предлагается выразить свои мысли по поводу классного часа, употребив при этом только одно предложение.
Завершая классный час, классный руководитель говорит о том, что чаще всего из-за нерешенных проблем люди совершают порой необдуманные глупые жизненные ошибки. Иногда эти ошибки приводят нас к очень печальным последствиям, что соответственно мешает нам чувствовать себя счастливыми людьми (приводится статистика).
Классный руководитель желает всем, чтобы любые проблемы в жизни находили своё решение. Берёт в руки черный ящик (проблемы, не вынесенные на обсуждение) и обращается к учащимся с предложением: тем, кто хочет, чтобы его проблема не осталась нерешённой, достать её (нерешенную проблему) из ящика и обсудить с самыми близкими им людьми, родителями, друзьями или с психологом, а может еще с кем-то. Но самое главное решить её.
В заключение приводятся слова Авраама Линкольна « Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». Затем классный руководитель благодарит всех за участие в классном часу и желает всем быть счастливыми.
Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
г. Перми
Методическая разработка
«Особенности проведения личностно
ориентированного классного часа»
исполнитель: Томасова
Алевтина Михайловна
учитель технологии
высшей категории
МАОУ «СОШ №27»
2019 год «Особенности проведения личностно
ориентированного классного часа»
При планировании воспитательной работы на учебное полугодие, я
предусматриваю включение в план воспитательной деятельности мероприятия
направленные на развитие субъективности и креативности учащихся. Так при
определении тематики классных часов учитываю не только существующие
психологопедагогические характеристики моих учащихся, но и индивидуальные
особенности своих воспитанников. В том числе уровень их личностного развития,
потребности, интересы и ценностные ориентации. Эти данные беру из своего
дневника педагогических наблюдений. Вместе со мной в определении тематики
классных часов принимают участие учащиеся и их родители. Использую для
учащихся методику «Строим новый классный дом». Для этого на одном из
классных часов предлагаю учащимся положить в «строящееся» на классной доске
здание свой «кирпичик», т.е. прикрепить лист бумаги с темой классного часа на
полугодие. Очень важно выяснить и мнение родителей о том, какие проблемы
следует коллективно обсудить в группе (обычно решается на родительском
собрании). Учитывая мнение всех сторон, составляю тематику классных часов на
полугодие.
В подготовке и проведении классных часов чаще всего использую такие
формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела,
творческая группа. При их формировании учитываю принцип добровольности и
интереса. А я, как педагог, стараюсь сделать все от меня зависящее для того,
чтобы готовящийся классный час был полезным, интересным для большинства
моих учащихся. Способствовал проявлению и развитию их субъективности,
индивидуализации, творчества. Формы классного часа и место его проведения
выбираем вместе с учащимися в зависимости от тематики и пожеланий.
После проведения классного часа делаю анализ и оценку его
результативности. В процессе оценочноаналитической деятельности обращаю
внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта моих воспитанников, индивидуальноличностное значение усваиваемой информации,
влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся,
комфортность и активность их участия в классном часе.
Сравнительная характеристика традиционного
и личностноориентированного классного часа.
Основные компоненты
классного часа
Традиционный классный
час
Личностно
ориентированный
классный час
Целевой
Содержательный
Организационно
деятельностный
Направленность на
усвоение учащимися
принятых в обществе
ценностей, норм
отношений и образцов
поведения, т.е. на
формирование в личности
ребенка социально
типичного
Содержание классного
часа составляет социально
одобряемый опыт
построения деятельности,
общения и отношений.
Оно регламентируется
нормативно
программными
документами. Субъектом
определения темы и
содержания классного
часа является педагог, и
лишь в редких случаях
субъектную роль
выполняют члены
ученического
самоуправления
Главным и часто
единственным
организатором
совместной деятельности
Целевые установки
связаны, прежде всего, с
развитием
индивидуальности и
субъективности
учащегося,
проектированием и
становлением уникального
образа его
жизнедеятельности
Содержание классного
часа является личностно
значимым. Оно включает
материал, необходимый
для самостроительства,
самореализации и
самоутверждения
личности учащегося. В
определении темы и
содержания классного
часа наряду с педагогом
субъектными
полномочиями обладает
большинство учащихся.
Учащиеся являются
полноправными
организаторами классного
часа, происходящей на и общения выступает
педагог. Взаимодействие
участников классного
часа строится на основе
монолога, фронтальных и
групповых форм работы,
субъектнообъектных
отношениях между
педагогом и членами
коллектива группы.
Совместная деятельность,
как правило, жестко
регламентируется и
осуществляется в строгом
соответствии с
разработанным педагогом
планом классного часа
При анализе и оценке
эффективности классного
часа внимание
обращается на объем,
новизну и духовную
ценность передаваемой
учащимся информации,
культуру и
оригинальность её
изложения, качество её
усвоения учащимися
нём совместной
деятельности. Акцент
делается на активном и
заинтересованном участии
каждого учащегося,
актуализации его
жизненного опыта,
проявления и развитии его
индивидуальности.
Педагог заботится о
создании для учащихся и
взрослых ситуации выбора
и успеха. Преобладают
субъектные отношения,
диалоговые и полилоговые
формы общения.
В качестве критериев
оценки результативности
классного часа выступают
проявление и обогащение
жизненного опыта
ребенка, индивидуально
личностное значение
усваиваемой информации,
влияние на развитие
индивидуальности и
творческих способностей
учащихся, комфортность
и активность их участия в
классном часе
Оценочноаналитический
Сравнивая личностноориентированный классный час с традиционным, нужно
отметить, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. В
качестве педагогических целей своих классных часов выдвигаю следующие
ориентиры:
Содействовать формированию у учащихся умений анализировать свои
поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
Побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и
окружающего; Выявлять склонности учащихся к различным видам человеческой
деятельности;
Содействовать формированию у учащихся способности сравнивать себя с
другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих
способностей учащихся.
Я уверена в том, что для создания личностноориентированного взаимодействия
педагогу необходимо безгранично верить и доверять своим учащимся. Видеть
смысл педагогической деятельности не в формирующемся воздействии на
учащихся, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к
саморазвитию.
Классный час
« Хочешь быть счастливым – познай себя»
Участники: Учащиеся класса, родители учащихся, школьный психолог, и
классный руководитель.
Цели:
Побуждать учащихся к самосовершенствованию;
Способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;
Содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии;
Развивать у учащихся способность смотреть на проблемы с позиции других
людей.
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Подготовительная работа.
1 За 12 недели до классного часа классный руководитель предлагает учащимся
дома поразмышлять и письменно сформулировать проблему, связанную с
взаимопониманием со сверстниками, родителями, учебой и т.д., которая
волнует его лично, его друга, знакомого. Задание выполняется анонимно.
2 Листки с выполненным заданием учащиеся по просьбе отпускают в течение
учебного дня в один из двух предложенных ящиков: белый или чёрный. В
чёрный ящик – те учащиеся, которые не хотели бы, чтобы их проблемы
обсуждались в классе (хотя проблема существует), а в белый – те, кто готов к
обсуждению проблемы.
3 Накануне классного часа всем учащимся предлагается продолжить следующие
предложения: «Счастье – это……..», «Счастливый человек – это….…. » или
найти высказывание знаменитых людей на эту тему.
4 За одну неделю до классного часа классный руководитель вместе с желающими
учащимися готовит оформление классного часа. Подбирают музыкальное
сопровождение, репетируют сценку (понятие счастья для моих учащихся на
сегодняшний день), готовят цветовые слайды на компьютере. 5 В помощь для проведения классного часа приглашается школьный психолог.
Вместе обговаривается тема классного часа, цели, ход мероприятия и особенно
роль, участие психолога в предстоящем классном часе.
Оформление, оборудование, инвентарь.
Специально оборудованный кабинет, отпечатанные листки с проблемами для белого
и черного ящиков. Изготовленные таблички; «экспертпсихолог», «аналитики»,
«прагматики», «публика», «эксперт по этике», две таблички «координатор». Для
цветового и музыкального сопровождения музыкальный центр и компьютер. А так
же всё необходимое для инсценировки сценки.
Ход занятия.
До начала классного часа в кабинете негромко звучит спокойная, приятная музыка.
Учащиеся и гости садятся на стулья, стоящие полукругом. В стороне друг напротив
друга стоят два стола со стульями. На одном стоит табличка «АНАЛИТИКИ», а на
другом «ПРАГМАТИКИ». Классный руководитель, приветствует участников
классного часа и гостей. Старается создать атмосферу эмоционального доверия и
психологического комфорта для всех присутствующих. Сообщается тема классного
часа.
Затем учащиеся показывают сценку «Когда я счастлив!»
Во вступительном слове классный руководитель, размышляя о теме классного часа,
говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке и предлагает
учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого человека можно
назвать счастливым?». Учащиеся зачитывают ответы, заготовленные дома по кругу.
После этого делается вывод о том, что представление о счастье у всех разное, а
значит, и пути к нему у каждого свои, как и преграды, которые нужно преодолеть, и
проблемы, которые нужно решить. Затем классный руководитель предлагает
учащимся сыграть в игру, которая называется «Проблемы и аргументы».
Игра «Проблемы и аргументы».
Цель игры: Найти пути решения проблем, помочь своим товарищам.
Ход игры.
Для проведения игры из числа желающих учащихся формируются две команды по
пятьшесть человек, которые занимают места за столами с расставленными
табличками. Теперь у нас имеются две команды, одна «АНАЛИТИКИ», вторая
«ПРАГМАТИКИ». Оставшиеся учащиеся садятся вместе и составляют публику. В
командах назначаются координаторы команд. Затем всем учащимся разъясняются
правила игры, ход игры и представляется всем экспертпсихолог (школьный
психолог). Игра начинается с того, что координатор одной из команд вытаскивает из белого
ящика (в котором находятся отпечатанные проблемы для обсуждения) лист с
напечатанной проблемой. Вслух зачитывает её. Всем присутствующим предлагается
обсудить её в течение трехчетырех минут. Обсуждение ведется следующим
образом: команда «АНАЛИТИКОВ» анализирует и предоставляет свое решение по
поводу причин возникновения проблемы, команда «ПРАГМАТИКОВ» обсуждает и
приводит пути решения этой проблемы. Публика в это время ведет обсуждение в
парах, малых группах, индивидуально и выражает свое одобрение или несогласие с
мнением команд аплодисментами и устными высказываниями. Так же любой из
участников игры и родители учащихся могут высказать свою точку зрения по
данной проблеме.
Завершает обсуждение проблемы «экспертпсихолог», который оценивает работу
команд и излагает своё мнение по данному вопросу. Классный руководитель в ходе
игры следит за соблюдением времени и этической стороной высказываний, т.е.
исполняет роль «эксперта по этике».
При обсуждении следующей проблемы команды меняются ролями. Таким образом,
обсуждаются все проблемы из белого ящика.
В заключение игры классный руководитель благодарит всех участников за внимание
и приглашает всех сесть полукругом на свои места.
Рефлексия.
На заключительном этапе занятия каждому из участников предлагается выразить
свои мысли по поводу классного часа, употребив при этом только одно
предложение.
Завершая классный час, классный руководитель говорит о том, что чаще всего изза
нерешенных проблем люди совершают порой необдуманные глупые жизненные
ошибки. Иногда эти ошибки приводят нас к очень печальным последствиям, что
соответственно мешает нам чувствовать себя счастливыми людьми (приводится
статистика).
Классный руководитель желает всем, чтобы любые проблемы в жизни находили
своё решение. Берёт в руки черный ящик (проблемы, не вынесенные на обсуждение)
и обращается к учащимся с предложением: тем, кто хочет, чтобы его проблема не
осталась нерешённой, достать её (нерешенную проблему) из ящика и обсудить с
самыми близкими им людьми, родителями, друзьями или с психологом, а может еще
с кемто. Но самое главное решить её.
В заключение приводятся слова Авраама Линкольна
« Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть
счастливыми».
Затем классный руководитель благодарит всех за участие в классном часу и желает
всем быть счастливыми.
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
«Особенности проведения личностно-ориентированного классного часа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.