«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА".
Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
физическая культура
10 кл
14.02.2019
Методическая разработка содержит учебный материал по общему физической культуры в соответствии с программой дисциплины «Теория и методика физической культуры». Детально описываются ступени исследования на теоретических, методических и практических занятиях. Предлагаются пути определения исследования, целью которого явилось изучение возрастных различий проявления некоторых координационных способностей учащихся в сфере физического воспитания при помощи ответов на теоретические вопросы и методики определения уровня их физического состояния.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.docx
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ
ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Целевая направленность физического воспитания в современных условиях, суть
которого сводится к формированию физической культуры личности, требует отказа от
авторитарных методов и обращения к личности школьника, его интересам и потребностям
в сфере физического и духовного совершенствования. Соответственно глубокий
личностный и социальный смысл приобретает проблема индивидуально ориентированного
физического воспитания детей с учетом их лидерско спортивных возможностей и
жизненных перспектив [3]. Вместе с тем индивидуальные двигательные возможности
школьников во многом зависят от развития координационных способностей, как основы
успешности обучения культуре движений, становлению жизненно необходимого фонда
двигательных умений и навыков и, в конечном счете, интегральной способности к
управлению своими движениями. В общеобразовательной школе именно формирование
названных способностей составляет главную задачу и конечную цель общего среднего
образования в сфере физической культуры.
Целью исследования явилось изучение возрастных различий проявления некоторых
координационных способностей учащихся 1114 лет.
Методы.
Анализ литературных источников,
педагогическое наблюдение,
контрольные испытания, методы математической статистики.
В обследовании приняли участие 89 мальчиков 58 классов в возрасте 1114 лет, не
занимающихся спортом (Лицей № 6 г. Миасса). Для определения координационных
способностей (КС) использовали 9 тестов, выбор которых проведен с учетом рекомендаций
В. И. Ляха [2]. Оценивали: абсолютные и относительные КС в целостных циклических
действиях; способности к ориентированию в пространстве, к комплексной реакции, к
динамическому и статическому равновесию. Контрольную группу условно составили
учащиеся 11 лет (пятиклассники.)
Анализ возрастной динамики абсолютных среднегрупповых показателей
координационных способностей показал, что у мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет их
прирост имеет отличительные особенности. Так, мы наблюдали с возрастом улучшение в
развитии абсолютных КС, относящихся к целостным циклическим действиям (бег 3×10 м),
соответственно в среднем на 5, 8, 11%. Относительные показатели КС в целостных
циклических локомоциях с возрастом по отношению к мальчикам 11 лет существенно не
улучшались. Измерение некоторых специфических компонентов выявило у мальчиков
последовательные положительные возрастные сдвиги в развитии способностей к
ориентированию в пространстве и комплексной реакции. Эти сдвиги составили по первому
параметру соответственно 5, 15 и 21%. По второму параметру прирост составил в возрасте
1213 лет 10%, 14 лет 25%. Подобная тенденция к улучшению абсолютных показателей
определена также в способности к комплексной реакции в группах 12 и 14 лет. Прирост
составил 4 и 6% по отношению к 5классникам. В возрасте 13 лет этот среднегрупповой
показатель был ниже такового в группах 11 и 12 лет. Определение способности к
динамическому равновесию (тест «повороты на скамейке») выявило более низкий ее
показатель у мальчиков 1214 лет относительно группы младшего возраста. Аналогичная
направленность сдвигов обнаружена в развитии способности к статическому равновесию. С
возрастом от 12 до 14 лет результаты в тестах не только не повышались, но даже
становились ниже по абсолютным значениям. Причиной такой динамики проявления
способности к координации движений в равновесии у мальчиков 1214 лет могут быть, как
свидетельствуют данные литературы, особенности пре и пубертатного периода, которые
могут проявляться во временной дискоординации двигательной функции [1]. Таким образом, по нашим данным мальчики в возрасте от 11 до 14 лет имеют по
среднегрупповому показателю выраженные возрастные различия в проявлении
координационных способностей.
Соотнесение среднегруппового показателя с уровневыми оценками по изучаемым
компонентам выявило различный уровень развития КС по возрастным группам. Так, в
группах 1112 лет развитие всех изученных способностей, за исключением способности к
ориентированию в пространстве достигало среднего и высокого уровня. В группе 13 лет
среднему уровню отвечало развитие абсолютных и относительных КС к целостным
циклическим действиям, низкому уровню – способности к ориентированию, реагированию
и равновесию. В группе 14 лет среднему уровню соответствовали показатели абсолютных
КС, способность к реагированию и низкому уровню – способности к ориентированию в
пространстве и равновесию. Характерной особенностью для всех групп испытуемых явился
низкий уровень способности к ориентированию в пространстве и средний уровень
абсолютных координационных способностей к целостным циклическим локомоциям при
положительной динамике прироста этих показателей в возрасте от 11до 14 лет.
Изучение индивидуальных особенностей проявления КС в возрастных группах
показало, что наиболее отчетливо таковые проявляются в показателях, отражающих
способности к равновесию и к реагированию (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели коэффициента вариации (V%) координационных способностей
мальчиков 11–14 лет в различных тестах
Тесты и пробы
Бег 30 м (Т1)
Бег 3×10 м (Т2)
Т2 – Т1
Бег к мячам
Отпускание палки
Реакциямяч
Повороты на
скамейке
Стойка на скамейке
Стойка на планке
11 лет (5 кл.)
12 лет (6 кл.)
13 лет (7 кл.)
14 лет (8 кл.)
n=22
7,9
8,8
8,1
9,8
45,1
19,6
26.7
36.7
32,8
n=23
6,4
3,8
7.9
6,2
35,4
25,0
63,9
31,9
42,1
n=22
7,1
4,2
8,7
5,6
60.2
11,0
34,1
51,4
61,3
n=22
3,6
3,2
9,1
4,3
49,2
14,5
25,0
38,0
54,1
Так, к примеру, весьма велик индивидуальный разброс показателей быстроты
реагирования в тесте «реакциямяч» (коэффициент вариации колеблется от 11 до 25%), в
тесте «отпускание палки» (от 35,4 до 60,2%). В тесте «повороты на скамейке»,
характеризующем способность к динамическому равновесию коэффициент вариации
определялся по группам в диапазоне от 25 до 63,9%, к статическому равновесию – от 31,9
до 51,4% (1 тест) и от 32,8 до 61,3% (2 тест).
Примечательно, что в большинстве случаев существенные индивидуальные различия
присущи для всех возрастных групп, именно по уровню проявления специфических
координационных способностей.
Таким образом, возраст, как видно из результатов исследования, не накладывает
заметного влияния на особенности индивидуального развития некоторых специфических
КС. Уровень их, повидимому, в большей мере определяется генетическими или
средовыми факторами. Выводы. Полученные результаты дают основание заключить, что для повышения
«моторной обучаемости» и эффективности формирования культуры движений на уроках
физической культуры в целом, большее значение следует уделять воспитанию
координационных способностей в сенситивные периоды их развития с учетом общего
возрастного развития школьников и уровня физического развития.
Литература
1 Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев:
Издательство «Олимпийская литература», 2002. 294 с.
2 Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителей. М.,
1998. 128 с.
3 Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: ФиС, 2004.
«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА".
«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА".
«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЛОКОМОЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.