ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Оксана Кривошеина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Особенности работы с трудными детьми на уроках физики

Особенности работы с трудными детьми на уроках физики

  • Лекции
  • Физика
  • Профессиональная подготовка
  • 31.01.2017

Своё выступление я хотела бы начать словами С.Давидовича: Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили…поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. Я считаю «трудные» - это дети, которые совершают разные дурные поступки, у них проблемы в семье, они сильно отличаются от примерных детей. Трудные дети – это дети, которых трудно исправить. Они плохо учатся, редко, небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. За время работы в школе мне тоже встречались и встречаются дети, которых очень тяжело заинтересовать чем-то, особенно на уроках физики. По их мнению, физика никогда не понадобится в жизни. Для ребёнка, который не хочет учиться, это хороший предлог. Но наша задача - в каждом ученике видеть уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё. Конечно, любить и уважать трудных детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужны им больше, так как они, как правило, обделены этими эмоциями. На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Если их рассматривать с точки зрения учителя, то это «трудности в обучении», а если с точки зрении ученика – тогда это «трудности учения». Многим детям трудно учиться, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер. Эти дети нередко по одним предметам (чаще всего устным) могут быть успевающими, а по письму, чтению, математике – нет. Некоторые из них тянутся изо всех сил и успевают по данным предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического и психического. Это и есть дети с трудностями учения. Трудности учения вызываются частичным отклонением в формировании высших психических функций, они обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому нелишне прибавить современную социокультурную ситуацию - состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Развитие высших психических функций происходит неравномерно: у одних по сравнению с другими детьми развит слух, у других зрительное восприятие или ориентировка в пространстве. Когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может скомпенсировать слабые звенья, он начинает не соответствовать требованиям, что и замечается по его трудностям в учении. Какими могут быть трудности? Некоторым ученикам трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они быстро устают, их работоспособность быстро угасает. Таким детям требуется повышение мотивации, дозировка заданий, смена видов деятельности, они могут сразу ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация усвоится. Другой вариант трудностей поддержания оптимального уровня бодрствования – это гиперактивность, или гиперактивность с удержанием внимания. Еще одна категория встречающихся трудностей – это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Эти дети непоседливы, могут тянуть руку, не дослушав вопрос, но среди них могут быть и замедленные. Такие дети не сразу включаются в задание, им трудно планировать и планомерно выполнять свои действия. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упрощенный вариант выполнения действия, могут не довести действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом. Таким детям нужна постоянно организующая помощь педагога, так как самоорганизоваться им крайне сложно. Для того чтобы помочь детям необходимо как можно раньше начать коррекционную и развивающую работу. Мною были подобраны упражнения, которые помогают преодолевать трудности в учении. - дыхательно-координационные упражнения, направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. - массаж и самомассаж. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему; - пальчиковая гимнастика способствует развитию психических функций, а также подвижности и гибкости кистей рук; - упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления (глазодвигательные упражнения) способствуют активизации мозга. Упражнения повышают энергетический потенциал, насыщают мозг. Как учитель-предметник с 25- летним стажем я хотела бы поделиться своим опытом работы с трудными детьми. Каждый ученик в 7 классе на уроке физики заводит тетрадь для формул, необходимых для запоминания. В нее же можно записывать основные определения. Перед уроком провожу физические диктанты на 5-7 минут. Ещё один способ заинтересовать трудно обучаемых учеников - это внеклассные мероприятия и кружки. Ученик, который не хочет учиться всегда способен на что-то. У них хорошо развивается устная диалогическая речь в неформальной обстановке. Очень удобно и интересно проводить уроки, используя презентации и мультимедийные средства обучения. Это даёт детям возможность, легко усвоить новый материал, и зрительно запомнить классную работу. Есть смысл предоставить плохо успевающим детям, активные, значимые для игры роли, чтобы дать им возможность проявить себя. Делю класс на разнообразные группы, предлагаю провести взаимный опрос, успешный ребенок может объяснить тему тому ученику, который не понял урок. При организации самостоятельной познавательной деятельности очень важен эмоциональный настрой. В начале объяснения нового материала я говорю: «Ничего нового здесь нет, вы сами всё знаете и сейчас объясните новую тему». Дальше урок строю в форме беседы. К концу урока выясняется, что все всё знали, но не обращали на это внимание. Не только трудные, но и успевающие ученики, как я знаю по своему опыту, очень не любят монотонность. Поэтому во время урока иногда делаю простые опыты или привожу примеры применения физики с жизнью. Где и когда им помогут знания физики. Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.