Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл
29.05.2017
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Творческие способности.docx
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Ивлева Эмма Иосифовна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №17»
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения это не
только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения,
наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как
правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым
препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания,
умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества
"взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он
рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по
мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве
критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения,
механизмом развития творческих способностей детей является организация
специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе
различных видов деятельности.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его
роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не
одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его
взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.
Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и
новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники
претерпевают изменения в развитии с приходом в школу психические процессы
приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими
управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями
и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция
всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и
осмысленной инициативы.
Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом
этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки
развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном
занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие
учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени
на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую
зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету он
активнее работает после таких занятий.
Через организацию креативной образовательной среды развивается культура
учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей
формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное
удовлетворение.
Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности
лежит в основе здоровьетворения деятельности, мотивированной духовными
потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой
предметнопространственной, природной, социальной и ментальной среды.
Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С
одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет
на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.)
выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным
показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и
обратная связь с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни.
Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на
преодоление двигательного автоматизма,
овладение пластикой движений,
формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая
моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.
Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание
своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего
внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение
приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного
творчества.
Главное направление развития эмоциональной сферы это проявление
способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно
становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок
усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей
деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается
из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что
означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора
собственного поведения. Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.
Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является
одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической
деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуальнологических
(сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуальноэвристических способностей:
генерация идей, воображение, фантазия. Способность к творчеству проявляется в
неизменных стремлениях чтото фантазировать и сочинять. Фантазия источник
творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что
творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия
помогает пережить периоды деприваций (лишений чеголибо). К тому же это один из
наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский считает:
«Воображение, являясь
основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития
воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения
ребёнка с окружающими».
Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется
личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия.
Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и
самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру
культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры. [13, с.46]
Творческие задания, как, например, пересказ истории лягушки путешественницы
от лица прутика, за который она держалась в полёте, формируют чувство юмора.
Исследования формирования чувства комического у детей показали, что его
возникновение также как и возникновение эстетического чувства, связанно с
положительной нравственной оценкой изображаемых событий. Чувство юмора играет
решающую роль во всём развитии ребёнка. Велика роль чувства юмора в развитии
оптимизма и жизнерадости, в разрешении конфликтов, преодолении страхов, что
поможет в преодолении психоэмоционального стресса, о котором говорилось выше.
Кроме позитивного влияния творческих упражнений на развитие ребёнка,
подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей
предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.
Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах
является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом
активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию
интеллектуальной и эмоционально волевой сферы психики.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в
начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение
связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более
высокое качество.
В философском понимании творчество это деятельность, порождающая нечто
качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на
основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом
творчестве присутствует новизна,
не детерминированная окружающей
действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий
подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество есть
творчество из ничего".
В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте
понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе
творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как
Продуктами творческой
материальном носителе творческих способностей.
деятельности выступает определенная совокупность рефлексов.
Действие
раздражителя,
возбуждает рефлекс
сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг
доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал,
так или иначе относящийся к раздражителю проблеме. Таким образом, сама проблема
на определенный период становится пунктом сосредоточения доминантой, вокруг
которой и совершается творческая деятельность.
составляющего проблемную ситуацию,
Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение,
что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех
этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан
на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы
творчества.
В исследованиях А.Н.
раскрывается через
анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной
деятельностью. Среди них:
Лука
творчество
зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее
человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;
способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в
символическом обозначении понятий и отношений между ними;
способность к видению (постановке) проблем;
оригинальность мышления;
диалектичность мышления;
гибкость мышления;
антиконформизм мышления;
критичность мышления;
легкость ассоциирования и воображения;
способность генерирования идей (умение развивать их);
способность к оценочным действиям и выбору;
готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных
знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Наличие методической литературы и исследование реального состояния
проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема
существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие
способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную
функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.
Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более
жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало
возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.
Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей
степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в
своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в
детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе
профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные
личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в
интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и
поиски что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности,
повышения творческой адаптации к Миру.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество
детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют
вреда окружающим;
2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить чтото по своему;
3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или
“неправильной” не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением; 4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых,
тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных
творческих проявлений в ходе занятий;
5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству то есть не применять
явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не
сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;
6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так
как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать чтото “не
так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;
7. Творить и играть иногда вместе с детьми в качестве рядового участника
процесса;
8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и
мышления, свою веру, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка;
9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чегото,
поддерживанию этого процесса, а не результатам;
10. Развивать чувство меры в отношении детей, к какому либо виду творческой
деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические
разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет
предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;
11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный
тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои
силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих
способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания,
творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами,
вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов
развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической
саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.
Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью
стандартов второго поколения является требование организации внеурочной
деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме
урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания
и социализации. На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю
в каждом классе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном
досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [9, c.42].
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения
происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Модель педагогически целесообразна,
так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид
внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой,
игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом
аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой
ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит
воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их
деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное
от обучения время.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся первой ступени
должны в полной мере реализовать требования федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО).
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды
деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной
деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра
занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность,
используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от
урочной системы обучения.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно —
нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы
время;
организовать общественнополезную и досуговую деятельность учащихся
совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания,
учреждений культуры,
общественными
объединениями, семьями обучающихся;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
физкультуры и спорта,
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Виды внеучебной деятельности для развития творческих способностей:
игровая деятельность;
художественное творчество.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из
двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует
с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития
пространственного и логического мышления.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию,
стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо
поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной
деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского
коллектива,
резко активизируется межличностное взаимодействие младших
школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во
внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго
уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4
классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е.
достижение третьего уровня результатов).
В последнее время много говорится о креативности мышления. Креативность –
личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах
жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой
самореализации другим людям.
Цели и задачи, которые может поставить педагог в развитии творческих
способностей:
развивать детскую фантазию, причинно–следственное мышление, языковое
чутье, творческое воображение;
развивать умение сочинять рассказы и сказки;
решать сложные проблемные задания;
формировать любознательность;
формировать умение мыслить логически, нестандартно;
развивать речь, логику мышление;
повышать мотивацию к самосовершенствованию.
стремление к познанию нового, неизведанного;
Основные принципы творческого воспитания:
индивидуальный подход;
личный пример («делай, как я!»);
формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому, к знаниям);
не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было; Методы воспитания и обучения:
Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством
взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с
самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин,
способствующие активизации познавательной и творческой активности).
Пассивные (собственный пример, беседы).
Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития
творческих способностей. К ним относятся:
раннее начало;
предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании
создание обстановки, опережающей развитие детей;
дел, в выборе способов работы;
помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только
не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную,
доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй,
заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а
помощь – в подсказку).
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов
обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые,
систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость
мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить
новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.
Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных
мероприятиях.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника
может оказать:
реализация кружковых или факультативных занятий по специально
разработанной программе,
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера
со сверстниками;
дидактические и сюжетно – ролевые игры во внеурочно время;
экскурсии, наблюдения;
творческие мастерские.
Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей
является искусство, художественная деятельность, которой отлично можно заниматься
во внеурочной деятельности.
Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с
уточнения понятия «модель».
Классик Е. Б. Евладова подчеркивает: «В образовании модель рассматривается,
прежде всего, как конкретная организационная система, обеспечивающая
существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества,
реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений
между учащимися и учителями». Предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий
организации образовательного процесса в образовательном учреждении поставленным
целям, отражены в программе.
Общеобразовательным учреждениям для ознакомления и первичного анализа
предлагаются модели внеурочной деятельности, основание выбора и примерные
названия которых представлены в таблице 1.
Таблица 1
Моделирование внеурочной деятельности
Основание выбора моделей Модели внеурочной деятельности
Условия
организации
образовательного процесса в
общеобразовательном
учреждении,
соответствующие
внеурочной деятельности
организации
внеурочной
целями
организации
Модель
общеобразовательным
учреждением
деятельности
самостоятельно на базе самого образовательного
учреждения (внутри школьная)
Модель
общеобразовательным
учреждением внеурочной деятельности на базе
внешних учреждений (учреждения дополнительного
образования, культуры и спорта) во взаимодействии
с учреждениями дополнительного образования
(внешняя)
Модель организации внеурочной деятельности на
базе общеобразовательного учреждения (отдельные
направления) и внешних учреждений (смешанная)
Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности реализует в
общеобразовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса
необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации,
определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной
деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник
финансирования внутри фонда оплаты труда. [1, c. 9]
Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в
общеобразовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация
программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или
нескольких учреждений – социальных партнёров. Механизмами координации
внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной
деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные,
методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное
учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку
реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны
обеспечивать выполнение Программы данного учреждения.
Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку
многие общеобразовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток
ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в
сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях
реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное
учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ
собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на
основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям
реализации программ внеурочной деятельности.
Принципы внеурочной деятельности
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на
основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный,
синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими
принципами:
Системность
Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе
определенную ряд требований к построению содержания обучения, к организации
процесса обучения, к участников учебновоспитательного процесса учеников и
учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее
функциональноморфологического строения. Одна из них заключается в том, что
содержание учебного материала должен быть организован в систему.
Выдающиеся педагоги Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков подчеркивают:
Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой
устанавливаются взаимосвязи между:
– всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами,
родителями, социальными партнерами;
основными компонентами организуемой деятельности – целевым,
содержательнодеятельностным и оценочнорезультативным;
урочной и внеурочной деятельностью;
региональной,
системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Относительно требований к участникам учебновоспитательного процесса, то они
ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально
морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее
использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными
средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что
различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений,
задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.)
осуществлялось под углом зрения системной "призмы".[1, c. 8]
индивидуальной
муниципальной,
общешкольной,
классной,
Вариативность
Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации
модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления,
встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы
обратной связи, нормирования, модульности, структурирования.
Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на
достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора
уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично
делегируются учащимся.
В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов
(направлений),
форм и способов организации внеурочной деятельности,
представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного
участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах
деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний,
интересов.
Добровольность
Данный принцип предполагает свободу выбора обучающимся и их родителями
(законными представителями) различных видов деятельности, добровольного участия в
них, возможность проявления инициативы в выборе сроков, способов, темпа освоения
программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных
траекторий.
Успешность и социальная значимость
Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у
детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком
результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих,
особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей
ближайшего социального окружения учебного заведения.
Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии,
кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины,
познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности
обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной
деятельности.
Кружок форма добровольного объединения детей, оптимальная форма
организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции
расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к
разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного
опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения,
соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной
образовательной программы учреждения.
Выделяются следующие формы проведения кружка:
по способу подачи языкового материала устные и письменные;
по частоте проведения систематические (постоянные) и эпизодические
(разовые);
по количеству участников индивидуальные, групповые, массовые. Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются
определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает
учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для
совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации,
так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации
общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.
Задача учителя объяснить учащимся, что занятие в кружке не развлечение в
учебное время, это полноправная форма работы, правильное использование которой
приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому
учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того,
что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к
общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление,
единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом
(шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято
считать:
специфические образовательные задачи;
принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении
определенным видом спорта;
демонстрационноисполнительское выражение практических результатов и
достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в
определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются:
общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер
межличностных отношений.
Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в
которой организованы занятия по усвоению какихлибо действий, знаний, умений.
Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей,
видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым
стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного
действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою
деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов
развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр,
театр моды).
Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий
определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора),
создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под
единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на
каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и
формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному
алгоритму: исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
применение новой информации;
оценка результатов применения.
Литература
1. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность
обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
2. Винокурова,
Н.К.
Развитие творческих способностей учащихся
/
Н.К. Винокурова. М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.
М.: Академия,2011. с. 5556.
4. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность
школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
5. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.
Б. Евладова // Теоретичекий и научномнтодический журнал «Воспитание
школьников». – 2012. №3. – с. 1526.
6. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.
Б. Евладова // Теоретичекий и научномнтодический журнал «Воспитание
школьников». – 2012. №4. – с. 1521.
7. Ермолаева,
М.В.
/
М.В. Еромолаева. М.: Московский психологосоциальный институт, 2011.
170с.
Практическая психология детского творчества
8. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика,
2010. – 98 с.
9. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. М.: Эксмо,
2007. 334с.
10.Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева.
Пенза: Научнометодический центр Пензенского городского отдела
образования, 2012. 344с. 11.Мукина, А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого
мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. М., 2008.
№5. С.47.
12.Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М.
Страхова // Завуч начальной школы. 2003. № 3. с.107.
13.Фридман, Л.М. О психологии младшего школьника / Л.М. Фридман. // Начальная
школа. М., 2001. №1. С.3.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Особенности развития творческих способностей младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.