Презентация на тему особенности семейного воспитания. В данной презентации рассмотрены виды и типы семейного воспитания, стили семейного воспитания, типы родительского поведения в процессе воспитания своих детей. Определение семейное воспитание:
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой
( слайд)Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия
на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения
желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой
обитания, и воспитательной средой . От системы семейного воспитания во
многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие
ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются
основы социальности человека, становление его как личности.
(слайд) Задачи семьи и семейного воспитания:
1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
2) обеспечить социальноэкономическую и психологическую защиту ребенка;
3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и
отношения к старшим;
4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким;
5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;
3) открытость и доверительность отношений с детьми;
4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
( слайд) Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на
своеобразии формируемой личности: 1. Гражданское воспитание — это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и
молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления
ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор.Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине
начинается с любви к близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует
любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье,
формируют у него гражданскопатриотические чувства; 2. Светское
воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета.
Такое воспитание имеет целью привить человека культуру поведения в
обществе и имеет исключительно социальное значение. Для воспитания
культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов
общественно приемлемого поведения не требуется посвящение его в
глубинные тайны мироздания; 3. Элитарное воспитание — воспитание,
сложившееся в элитном обществе, группе. Связанно с воспитанием разума,
высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение;
4. Маргинальное воспитание — воспитание человека, который по своему
уровню культуры находится вне рамок основных структурных социальных
образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм
и традиций нравственных устоев . Также выделяют национальное,
религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание. Так,
национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях,
обычаях и направленное на формирование определённого типа личности —
представителя определённой нации. Религиозное (конфессиональное)
воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального
учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и
конфессии, к которой принадлежат родители. Интегральное воспитание
основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер,
сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и
передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание —
воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к
определённому общественному классу. Наконец, партийное воспитание —
воспитание человека в среде с определёнными партийными установками,
взглядами, отношениями. Тип личности ребенка формируется в зависимости
от стиля воспитательной деятельности. ( слайд)Стиль семейного воспитания
определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и
детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к
решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании
испытываемых друг другу чувств. ( слайд) Выделяют следующие стили
воспитания: Авторитарное воспитание — воспитание властное.
Подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок
— не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные
манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут кнужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный,
удобный ребенок». То есть, ребенок воспринимается как объект воздействия,
чьи интересы и мнения не имеют решающего значения; Либеральное
воспитание — воспитание человека без ограничений, на основе полной
свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не
отказывают. Ребенок, чье поведение всегда принимается родителями,
испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу.
Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни
могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными
для себя запретами, ребенок ответит лишь непослушанием; Гуманистическое
воспитание — воспитание просвещённого, свободомыслящего и
человеколюбивого гражданина. Цель — гармоничное развитие личности,
предполагает гуманный характер отношений между участниками
педагогического процесса. Демократическое воспитание — воспитание
человека приверженного к общественному порядку, способного
отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества,
активно участвующего в общественной жизни; Плюралистическое воспитание
— воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и
общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к
проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
Прагматическое воспитание — воспитание, основанное на практической
деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на
воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в
реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является
человекпрагматик — практикоориентированный, деловой человек,
придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того,
что имеет для него жизненно важное значение; Творческое воспитание —
воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о
воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом
индивидуальности ребёнка. То есть, содержание воспитания в семье
определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно
рассматривается в теории и методики воспитания. (СЛАЙД) Выделяют
характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе
воспитания своих детей: Строгий — родитель действует в основном
силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований,
жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом
зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот
вариант в целом соответствует авторитарному стилю; Объяснительный —
родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесномуобъяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные
к нему разъяснения; Компромиссный — для решения проблемы родитель
предлагает ребёнку чтолибо привлекательное в обмен на совершение
ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить
обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и
предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно
переключить внимание ребёнка; Автономный — родитель не навязывает
решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся
ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения,
максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за
проявление этих качеств; Содействующий — родитель понимает, в какой
момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её
оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с
ним его трудности; Сочувствующий — родитель искренне и глубоко
сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не
предпринимая, однако, какихлибо конкретных действий. Родитель тонко и
чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка; Ситуативный
— родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он
находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система
требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;
Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб
себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта
ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит
потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи
в целом; Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах
и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или
перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя
оказывает также педагогическая и психологическая литература.
Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность
зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном,
так и на негативном проявлении. Негативными факторами семьи можно
назвать негативный социокультурный фон, микроклимат семьи, недостатки в
заботе о ребёнке со стороны родителей, потворствование либо игнорирование
потребностей ребёнка родителями, родительский контроль. Родительский
контроль сопровождается определёнными требованиямиобязанностями и
требованиямизапретами. Требования обязанности определяют место и роль
ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить
рациональный, потворствующий и чрезмерный характер.( слайд) Негативные
последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейноговоспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как
будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка.
Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания
подразумевает нетребовательность родителей к ребенку, неумение
пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;
чрезмерная строгость или наоборот попустительство, противоречивость
воспитательных воздействий, отсутствие единства требований родителей в
воспитании ребёнка, поддержка недовольства ребенка школой, учителями.
Например, чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери),
ведет к гиперопеке. Отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от
любой активной деятельности, способствует формированию чёрствости,
инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и
трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.
Ошибочным также является стремление родителя сделать так, чтобы у
ребёнка детство было беззаботным и лёгким. Мать (чаще всего) старается
максимально обеспечивать материальное благополучие своего ребёнка в
ущерб личного. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному
извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное
благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме,
в каком проявится его фантазия. Также стоит отметить неоправданную
идеализацию своих детей, отстранение детей от посильного домашнего труда,
что формирует иждивенчество, отсутствие такта в отношении с ребёнком,
ссоры родителей в присутствии детей, переоценку родителями своих
воспитательных возможностей. Таким образом, негативных факторов семьи,
существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка,
достаточно много. Все они поразному проявляются воспитании ребёнка и
требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.
Литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М: Аргументы и факты,
2008. 128 с. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М:
Концепт, 2011. 122. Ковалева Е. В. История педагогики и образования:
учебное пособие, 2013. 256 с. Новиков А. М. Методология образования. М.:
Эгвес, 2012. 56 с.