особенности семейного воспитания

  • Презентации учебные
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на тему особенности семейного воспитания. В данной презентации рассмотрены виды и типы семейного воспитания, стили семейного воспитания, типы родительского поведения в процессе воспитания своих детей. Определение семейное воспитание: Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой
Иконка файла материала особенности семейного воспитания.docx
( слайд)Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия  на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения  желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой  обитания, и воспитательной средой . От системы семейного воспитания во  многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие  ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются  основы социальности человека, становление его как личности. (слайд) Задачи семьи и семейного воспитания: 1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 2) обеспечить социально­экономическую и психологическую защиту ребенка; 3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и  отношения к старшим; 4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на  самообслуживание и помощь близким; 5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них: 1) гуманность и милосердие к растущему человеку; 2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов; 3) открытость и доверительность отношений с детьми; 4) оптимистичность взаимоотношений в семье; 5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. ( слайд) Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на  своеобразии формируемой личности: 1. Гражданское воспитание — это  целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и  молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления  ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор.Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине  начинается с любви к близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует  любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье,  формируют у него гражданско­патриотические чувства; 2. Светское  воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета.  Такое воспитание имеет целью привить человека культуру поведения в  обществе и имеет исключительно социальное значение. Для воспитания  культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов  общественно приемлемого поведения не требуется посвящение его в  глубинные тайны мироздания; 3. Элитарное воспитание — воспитание,  сложившееся в элитном обществе, группе. Связанно с воспитанием разума,  высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение;  4. Маргинальное воспитание — воспитание человека, который по своему  уровню культуры находится вне рамок основных структурных социальных  образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев . Также выделяют национальное,  религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание. Так,  национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях,  обычаях и направленное на формирование определённого типа личности —  представителя определённой нации. Религиозное (конфессиональное)  воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального  учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и  конфессии, к которой принадлежат родители. Интегральное воспитание  основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер,  сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и  передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание —  воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к  определённому общественному классу. Наконец, партийное воспитание —  воспитание человека в среде с определёнными партийными установками,  взглядами, отношениями. Тип личности ребенка формируется в зависимости  от стиля воспитательной деятельности. ( слайд)Стиль семейного воспитания  определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и  детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к  решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании  испытываемых друг другу чувств. ( слайд) Выделяют следующие стили  воспитания: Авторитарное воспитание — воспитание властное.  Подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок  — не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные  манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут кнужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный,  удобный ребенок». То есть, ребенок воспринимается как объект воздействия,  чьи интересы и мнения не имеют решающего значения; Либеральное  воспитание — воспитание человека без ограничений, на основе полной  свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не  отказывают. Ребенок, чье поведение всегда принимается родителями,  испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу.  Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни  могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными  для себя запретами, ребенок ответит лишь непослушанием; Гуманистическое  воспитание — воспитание просвещённого, свободомыслящего и  человеколюбивого гражданина. Цель — гармоничное развитие личности,  предполагает гуманный характер отношений между участниками  педагогического процесса. Демократическое воспитание — воспитание  человека приверженного к общественному порядку, способного  отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества,  активно участвующего в общественной жизни; Плюралистическое воспитание  — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и  общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к  проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;  Прагматическое воспитание — воспитание, основанное на практической  деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на  воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в  реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является  человек­прагматик — практико­ориентированный, деловой человек,  придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того,  что имеет для него жизненно важное значение; Творческое воспитание —  воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о  воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом  индивидуальности ребёнка. То есть, содержание воспитания в семье  определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно  рассматривается в теории и методики воспитания. (СЛАЙД) Выделяют  характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе  воспитания своих детей: Строгий — родитель действует в основном  силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований,  жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом  зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот  вариант в целом соответствует авторитарному стилю; Объяснительный —  родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесномуобъяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные  к нему разъяснения; Компромиссный — для решения проблемы родитель  предлагает ребёнку что­либо привлекательное в обмен на совершение  ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить  обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и  предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно  переключить внимание ребёнка; Автономный — родитель не навязывает  решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся  ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения,  максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за  проявление этих качеств; Содействующий — родитель понимает, в какой  момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её  оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности; Сочувствующий — родитель искренне и глубоко  сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не  предпринимая, однако, каких­либо конкретных действий. Родитель тонко и  чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка; Ситуативный  — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он  находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система  требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;  Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб  себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта  ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит  потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи  в целом; Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или  перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя  оказывает также педагогическая и психологическая литература.  Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность  зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном,  так и на негативном проявлении. Негативными факторами семьи можно  назвать негативный социокультурный фон, микроклимат семьи, недостатки в  заботе о ребёнке со стороны родителей, потворствование либо игнорирование  потребностей ребёнка родителями, родительский контроль. Родительский  контроль сопровождается определёнными требованиями­обязанностями и  требованиями­запретами. Требования обязанности определяют место и роль  ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить  рациональный, потворствующий и чрезмерный характер.( слайд) Негативные  последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейноговоспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как  будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка.  Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания  подразумевает нетребовательность родителей к ребенку, неумение  пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием;  чрезмерная строгость или наоборот попустительство, противоречивость  воспитательных воздействий, отсутствие единства требований родителей в  воспитании ребёнка, поддержка недовольства ребенка школой, учителями.  Например, чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери),  ведет к гиперопеке. Отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от  любой активной деятельности, способствует формированию чёрствости,  инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и  трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.  Ошибочным также является стремление родителя сделать так, чтобы у  ребёнка детство было беззаботным и лёгким. Мать (чаще всего) старается  максимально обеспечивать материальное благополучие своего ребёнка в  ущерб личного. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному  извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное  благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме,  в каком проявится его фантазия. Также стоит отметить неоправданную  идеализацию своих детей, отстранение детей от посильного домашнего труда,  что формирует иждивенчество, отсутствие такта в отношении с ребёнком,  ссоры родителей в присутствии детей, переоценку родителями своих  воспитательных возможностей. Таким образом, негативных факторов семьи,  существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка,  достаточно много. Все они по­разному проявляются воспитании ребёнка и  требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.  Литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М: Аргументы и факты,  2008. 128 с. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М:  Концепт, 2011. 122. Ковалева Е. В. История педагогики и образования:  учебное пособие, 2013. 256 с. Новиков А. М. Методология образования. М.:  Эгвес, 2012. 56 с.