Принципы технологии коллективной творческой деятельности:
учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);
учёт субъектности личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);
сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;
приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.)
Задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:
Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.
Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.
Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности
1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)
2 стадия – коллективное планирование. Обсуждение мнений в (микро)коллективах, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.
3 стадия – коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Структура КТД – 6 стадий коллективной творческой деятельности
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД. Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
КТД – это:
дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой
коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Конструктор КТД
Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая анкета», «волшебный сундучок».
Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей».
Коллективная подготовка. Распределение групповых и индивидуальных поручении (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон.
Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (командных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры).
Коллективный анализ (рефлексия). Анкета, разговор в кругу, «открытая трибуна», «свободный микрофон», «конверт мнении», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис.
КТД дают возможность ученику:
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки
формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу.)
КТД дают возможность педагогу:
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить классный коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности школьника;
развивать рефлексивные возможности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.