От мифа к логосу. становление философии
Оценка 5

От мифа к логосу. становление философии

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
философия
11 кл +1
26.06.2024
От мифа к логосу. становление философии
Что такое логос? От кого это слово ?
От мифа к логосу. становление философии.pptx

От мифа к логосу. Становление философии

От мифа к логосу. Становление философии

От мифа к логосу. Становление философии.

Второй вопрос и ответ к экзамену по философии
Ящуркаева Малика Саид-Хасановна ФЭ-22, ФФмииТ ЧГПУ

Логос»-история возникновения и смысл

Логос»-история возникновения и смысл

«Логос»-история возникновения и смысл.

Многозначность употребления слова «Логос» встречается у

Многозначность употребления слова «Логос» встречается у

Многозначность употребления слова «Логос» встречается у Гераклита.

Понятие «созерцание» в эпоху становления античной философии близко к нашему, сегодняшнему «теоретическому сознанию»

Понятие «созерцание» в эпоху становления античной философии близко к нашему, сегодняшнему «теоретическому сознанию»

созерцание

Понятие «созерцание» в эпоху становления античной философии близко к нашему, сегодняшнему «теоретическому сознанию». Созерцание – это не столько пассивное наблюдение, как это представляется сегодня обыденному рассудку, сколько – по-древнегречески – «обозрение», «рассмотрение», «умо-зрение».

Так что созерцание представляет единство образа и понятия, интуиции и абстракции, живого чувства и логического мышления. В целом же созерцание указывало на некую отстраненность, «незаинтересованность» истинного познания, не ставящего своей целью извлечение пользы, выгоды.

Что представляет собой созерцание?

Появляется новый слой людей, мудрость которых состоит не в знании традиций, обычаев, ритуалов (возрастная память) и не в особом положении в роде, скажем, жрецов, пророков, своеобразных социальных медиаторов – посредников между царями и низами, а в знании, полученном путем созерцания. Эти люди, которые много знают, стали называться физиками, фисиологами, они ориентируются на наблюдение, созерцание. И, наконец, появляется еще один тип мудрецов – философов, людей, отличающихся от фисиологов тем, что они любят мудрость, т.е. постигают сущность вещей путем рационально-теоретического мышления.

СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА ОТ МИФА К ЛОГОСУ, ОТ ОДНОГО ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ К ДРУГОМУ, НО В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Мифогенная теория. Содержание настоящей концепции сводится к утверждению, что античная философия проистекает из античной мифологии второго поколения, являясь ее рационалистической интерпретацией. То есть миф рассматривается как аллегория, за которой стоят реальные события, подлинные исторические факты, принявшие в мифе искаженный характер и неверно истолкованные. Обобщающую функцию в мифе якобы выполняла метафора, с помощью которой человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки. Но постепенно первоначальный смысл стал забываться и затемняться, и поэтому требуется осуществить рационализацию мифа, перевести систему метафорических эпитетов, аллегорий на язык понятий и категорий. Таким образом, получается, что философия – это та же мифология, но выраженная на ином языке. Следовательно, нет никакого «греческого чуда», нового мировоззрения, нового понимания мира. Представители этой теории подчеркивают полную преемственность философского мировоззрения по отношению к мифологическому и не видят принципиально нового характера, специфики философского мировоззрения.
 

1. МИФОГЕННАЯ ТЕОРИЯ.
2. ГНОСЕОГЕННАЯ ТЕОРИЯ.
3. ГНОСЕОГЕННО-МИФОГЕННАЯ ТЕОРИЯ.
4. СОЦИОАНТРОПОМОРФНАЯ, ИЛИ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ТЕОРИЯ.

Гносеогенная теория . Внешне, на первый взгляд, она прямо противоположна мифогенной

Гносеогенная теория . Внешне, на первый взгляд, она прямо противоположна мифогенной

2. Гносеогенная теория. Внешне, на первый взгляд, она прямо противоположна мифогенной. Содержание этой концепции сводится к следующему. Философия не имеет никакого отношения к мифологии, так как у нее иной источник. Философско-мировоззренческий взгляд на мир сформировался на основе научно-теоретического знания, развивавшегося вне мифологии, и был следствием обобщения реального опыта. Такая точка зрения отчетливо представлена в I томе «Истории философии» (М., 1957. С. 30). По мнению ее авторов, философская мысль развивалась из знаний, противоположных вере и фантастическим представлениям, и поэтому мифология не может быть предысторией философии.

Гносеогенно-мифогенная теория

Гносеогенно-мифогенная теория

3. Гносеогенно-мифогенная теория. В ней предпринята попытка примирения первых двух теорий, радикально расходящихся между собой. Представители этой теории считают, что мифогенная и гносеогенная концепции могут быть логически согласованы, поскольку внутри мифа имеются элементы здравого смысла, обыденного опыта, так же как вне мифологии существовали элементы научного специального знания: математического, медицинского и иного, заимствованного на Востоке. Распространение этого знания на все мировоззрение и привело к появлению нового философского мировоззрения. Эта точка зрения представлена в книге А.В. Чанышева «Курс лекций по древней философии» (М., 1981).
 

Социоантропоморфная, или историко-психологическая, теория

Социоантропоморфная, или историко-психологическая, теория

4. Социоантропоморфная, или историко-психологическая, теория. Представителем ее является Ж.-П. Вернан, развивший этот взгляд в книге «Происхождение древнегреческой мысли» (М., 1988).
Согласно Ж.-П. Вернану, преобразования в образе мышления, совершенные ранними греческими философами, состояли в том, что последнее возникновение космоса и все происходящие в нем процессы стали осмысливать по образу наблюдаемых повседневных фактов. В то время как мифическое сознание их трактует в контексте «изначальных действий богов»: то есть Вернан делает установку на рациональное объяснение всего происходящего на основе рационального объяснения непосредственно окружающего быта и перенесение, проецирование его на бытие в целом.
 

Ни одну из рассмотренных нами концепций нельзя признать как единственно верную и в полном объеме объясняющую процесс становления философии

Ни одну из рассмотренных нами концепций нельзя признать как единственно верную и в полном объеме объясняющую процесс становления философии

Ни одну из рассмотренных нами концепций нельзя признать как единственно верную и в полном объеме объясняющую процесс становления философии.

Кто они на самом деле? Несомненно, что античные философы были осведомлены в области специального научного знания

Кто они на самом деле? Несомненно, что античные философы были осведомлены в области специального научного знания

Кто они на самом деле?

Несомненно, что античные философы были осведомлены в области специального научного знания. Более того, не только в античную эпоху, но даже и в Новое Время философ мог оказаться выдающимся математиком, физиком, биологом, как, например, Декарт, Лейбниц, Кант, что может послужить основанием зачислить их по тому или иному «научному ведомству», хотя при этом они прежде всего остаются философами. В конечном итоге дело не в том, куда зачислить и как назвать того или иного мыслителя. Вполне возможно, что для одних Пифагор – математик, а Демокрит – физик. Однако Пифагор и Демокрит – философы, так как проблему числа, атома они ставят философски. Аристотель отличает первых философов от мифологов и фисиологов прежде всего по тому критерию, что они исследуют «первые начала и причины». И к ним он относит Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др. Вопрос заключается в другом: существует ли специфическая область, предмет специального философского исследования и отличается ли философское исследование от специального научного знания своим методом ее изучения. Другими словами, существует ли наряду со специальным частнонаучным знанием еще и философское знание. А обособлен или нет сам мыслитель, мудрец от остальных видов знания – вопрос риторический.

Характер мышления философов – любомудров, а не просто мудрецов, – можно определить как созерцание, имея в виду, что речь идет о теоретическом, умозрительном познании: мышление…

Характер мышления философов – любомудров, а не просто мудрецов, – можно определить как созерцание, имея в виду, что речь идет о теоретическом, умозрительном познании: мышление…

архэ (arche)

Характер мышления философов – любомудров, а не просто мудрецов, – можно определить как созерцание, имея в виду, что речь идет о теоретическом, умозрительном познании: мышление (греч. noesis – букв. «распознавать», «разнюхивать») философов представляло собой своеобразную рефлексию о знании.
 

Предметом их созерцания являлось всеобщее начало – архэ (arche), то есть то, из чего все произошло, начало всего, вечное и неизменное. Это и есть первая проблема, проблема всех проблем. Архэ – ключевое понятие возникшей античной философии. Способ, метод философского созерцания в отличие от эмпирическо-научного знания основывался на диалектико-гипотетическом принципе. Если мифология опиралась на традицию, авторитет, ритуал, а частнонаучное знание – на чувственно-наблюдаемую достоверность, то философия опиралась на диалектику как рациональное, нормированное, совершающееся по определенным правилам мышление. Только такое мышление позволяет «видеть» скрытую видимостью сущность природы – фюзиса (physis). Аристотель дал целую систему определений природы, указав шесть важнейших ее значений.
Природой или естеством (physis) называется 1) возникновение того, что растет; 2) первооснова растущего, из которого оно растет; 3) то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей; 4) природой называется и то, из чего как первого состоит или возникает любая вещь; 5) природой или естеством называют и сущность природных вещей; 6) естеством называется и всякая сущность вообще.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024