Отчет по самообразованию
за 2020 -2021учебный год
Муниципальное МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»г.Орска»
Театральный коллектив «Кукляндия»
Педагог доп.образования Малюченко Натальи Леонтьевны
Тема самообразования в 2020 – 2021году:
«Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми школьного возраста».
Цель: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.
В процессе самообразованияя решала следующие задачи:
- изучить проблему по здоровьесбережению в контексте требований ФГОС ДО;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- изучить современные здоровьесберегающие технологии применяемые с детьми среднего дошкольного возраста.
Актуальность изучения: «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
В процессе работы по самообразованию,я изучила методические пособия:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13
«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Список литературы:
• Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год. (в пособии представлена система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий. В книге вы найдете песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, профилактические упражнения. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, инструкторам по физической культуре, может быть полезно родителям и всем, кому важно здоровье детей.)
• Воротилкина И. М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. -М.: Энас, 2006-144с. (содержит рекомендации и практический материал для планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных. Приведены оздоровительные упражнения, направленные на развитие различных физических качеств, отдельных групп мышц. Особое внимание уделено индивидуальным занятиям с детьми, имеющими отклонение в физическом развитии. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.
• Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год. (в пособии раскрывается опыт по созданию предметно-двигательной среды, использованию современных здоровьесберегающих технологий, тренажеров и нестандартного оборудования в работе со старшими дошкольниками. Представлены нетрадиционные формы работы по оздоровлению детей (занятия и упражнения, спортивно-досуговые мероприятия, направленные на развитие гибкости, ловкости, выносливости, совершенствование координации движений, привитие здорового образа жизни. Пособие предназначено воспитателям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций для формирования комплекса мер по физкультурно-оздоровительной работе, соответствующей требованиям ФГОС ДО).
• Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год (система занятий по программе «Наша традиция-быть здоровыми!» и проект социально-личностного развития дошкольников помогут выявить в общении родителей и детей и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Предназначено педагогам и руководителям дошкольных образовательных учреждений для создания устойчивой положиедьной мотивации к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, профилактики психосоматичеческих заболеваний).
Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М.СПб: Детство-Пресс, 2015. (методическое пособие содержит описание проблемы здоровья детей-дошкольников и технологии формирования у детей здорового образа жизни, внутренней кар тины здоровья и профилактики зависимости. Авторы подробно знакомят читателей с проектом опытно-экспериментальной работы по этому направлению, реализованным в ГДОУ Санкт-Петербурга.)
• Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.(в пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.)
• Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005. (книга включает обзор и анализ современных комплексных программ и технологий по физическому воспитанию детей первых семи лет жизни. Издание содержит приложения с перспективным планированием физического воспитания детей. Пособие для специалистов)
• Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999 (в книге собрана и осмыслена большая информация по истории, класификации, терминологии, способам получения эфирных масел, старым и новым рецептам, применении их в медицине, парфюмерии, косметологии, быту… Книга рассчитана как на српециалиста-медика, желающего пополнить свои знания по эфирным маслам, так и на новичка, только открывающего для себя этот удивельный мир).
• Симкина, П. Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006 (книга содержит упражнения для физического и нравственного воспитания ребёнка, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти. Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики. Книга предназначается учителям общеобразовательных школ начального, среднего и старшего звеньев, воспитателям детских садов, родителям для работы с детьми вне школы и всем, кого интересуют вопросы здоровья.)
• «Уроки Мойдодыра»/ Г. Зайцев. –СПБ.: Акцидент,1997г. (в пособии изложены основные правила поведения. Книга рассчитана на дошкольников и младших школьников. Может быть использована в качестве учебного пособия для первоклассников тех школ, в программу которых входит валеология, новая учебная дисциплина, а также на занятиях в дошкольных детских учреждениях и для семейного чтения.)
• «Игры, которые лечат» А. С. Галанов, Т. Ц. «Сфера» М. 2004г. (в книге, предназначенной для родителей и воспитателей детского сада, даны оздоровительные игры для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Игры позволяют проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме)
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: здоровье воспитанника в норме,если:
* в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
* в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
* в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
* в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
* в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности В работе с детьми я способствовала:
- развитию положительного отношения ребенка;
- повышению двигательной активности и умственной работоспособности; - сохранению и укреплению здоровья.
Над современными здоровьесберегающими технологиями я работала во всех видах детской деятельности,но особенно использовала в познавательном развитии:
*Динамические паузы проводятся во время НОД 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
Например, на занятиях по познавательному развитию использую динамические паузы с учетом содержания занятия.
*Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.
*Дыхательная гимнастика. Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, улучшает звучание голоса.
*Гимнастика для глаз проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
*Релаксация.
Обеспечивая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения детей, формируем умение ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся данные упражнения в группе, в музыкальном зале, гимнастическом зале, на прогулке.
Приемы релаксации помогают сбалансированность положительные и отрицательные эмоции, сохранять психическое здоровье детей.
В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Часто на занятиях используется звуки природы, спокойная классическая музыка Чайковского П. И. и Рахманинова.
*Точечный массаж и самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый
самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать
работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только
физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Весёлые
стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,
доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое
время.
Так, например, самомассаж ушных раковин для детей.
Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме.
*Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Лечебные свойства музыки замечены давно. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
*Су - Джок способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.
Также я взаимодействовала с родителями: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.
Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Одним из этапов моей работы по самообразованию стало выступление на педагогическом совете «Профессиональная компетентность воспитателя».
Таким образом, за 5 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на успешное познавательное развитие ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.