Отчёт по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми школьного возраста».
Оценка 4.7

Отчёт по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми школьного возраста».

Оценка 4.7
docx
01.11.2022
Отчёт по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми школьного возраста».
Здоро.сбер.тех. отчёт .docx

Отчет по самообразованию

за 2020 -2021учебный год

          Муниципальное  МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»г.Орска»

                       Театральный коллектив «Кукляндия»

         Педагог доп.образования Малюченко Натальи Леонтьевны

 

Тема самообразования в 2020 – 2021году:

«Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми школьного возраста».

 

Цель: продолжение повышения своей профессиональной квалификации и педагогической компетентности.

 

В процессе самообразованияя решала следующие задачи:

-   изучить проблему по здоровьесбережению в контексте требований ФГОС ДО;

 

-   изучить методическую литературу по данной теме;

 

-   изучить современные здоровьесберегающие технологии применяемые с детьми среднего дошкольного возраста.

 

Актуальность изучения: «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

 

В   последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

 

В   процессе работы по самообразованию,я изучила методические пособия:

 

  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

 

  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13


«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 

  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Список литературы:

 

  Арсеневская. О. Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год. (в пособии представлена система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий. В книге вы найдете песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, профилактические упражнения. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, инструкторам по физической культуре, может быть полезно родителям и всем, кому важно здоровье детей.)

 

  Воротилкина И. М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. -М.: Энас, 2006-144с. (содержит рекомендации и практический материал для планирования и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных. Приведены оздоровительные упражнения, направленные на развитие различных физических качеств, отдельных групп мышц. Особое внимание уделено индивидуальным занятиям с детьми, имеющими отклонение в физическом развитии. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей.

  Горбатенко О. Ф., Т. А. Кадраильская, Г. П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год. (в пособии раскрывается опыт по созданию предметно-двигательной среды, использованию современных здоровьесберегающих технологий, тренажеров и нестандартного оборудования в работе со старшими дошкольниками. Представлены нетрадиционные формы работы по оздоровлению детей (занятия и упражнения, спортивно-досуговые мероприятия, направленные на развитие гибкости, ловкости, выносливости, совершенствование координации движений, привитие здорового образа жизни. Пособие предназначено воспитателям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций для формирования комплекса мер по физкультурно-оздоровительной работе, соответствующей требованиям ФГОС ДО).

 

  Карепова Т. Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год (система занятий по программе «Наша традиция-быть здоровыми!» и проект социально-личностного развития дошкольников помогут выявить в общении родителей и детей и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Предназначено педагогам и руководителям дошкольных образовательных учреждений для создания устойчивой положиедьной мотивации к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, профилактики психосоматичеческих заболеваний).

 

Николаева Е. И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М.СПб: Детство-Пресс, 2015. (методическое пособие содержит описание проблемы здоровья детей-дошкольников и технологии формирования у детей здорового образа жизни, внутренней кар тины здоровья и профилактики зависимости. Авторы подробно знакомят читателей с проектом опытно-экспериментальной работы по этому направлению, реализованным в ГДОУ Санкт-Петербурга.)

 

  Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.(в пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры. Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.)

 

  Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005. (книга включает обзор и анализ современных комплексных программ и технологий по физическому воспитанию детей первых семи лет жизни. Издание содержит приложения с перспективным планированием физического воспитания детей. Пособие для специалистов)

 

  Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999 (в книге собрана и осмыслена большая информация по истории, класификации, терминологии, способам получения эфирных масел, старым и новым рецептам, применении их в медицине, парфюмерии, косметологии, быту… Книга рассчитана как на српециалиста-медика, желающего пополнить свои знания по эфирным маслам, так и на новичка, только открывающего для себя этот удивельный мир).

  Симкина, П. Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П. Л. Симкина, Л. В. Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006 (книга содержит упражнения для физического и нравственного воспитания ребёнка, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти. Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики. Книга предназначается учителям общеобразовательных школ начального, среднего и старшего звеньев, воспитателям детских садов, родителям для работы с детьми вне школы и всем, кого интересуют вопросы здоровья.)

 

  «Уроки Мойдодыра»/ Г. Зайцев. –СПБ.: Акцидент,1997г. (в пособии изложены основные правила поведения. Книга рассчитана на дошкольников и младших школьников. Может быть использована в качестве учебного пособия для первоклассников тех школ, в программу которых входит валеология, новая учебная дисциплина, а также на занятиях в дошкольных детских учреждениях и для семейного чтения.)

 

  «Игры, которые лечат» А. С. Галанов, Т. Ц. «Сфера» М. 2004г. (в книге, предназначенной для родителей и воспитателей детского сада, даны оздоровительные игры для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Игры позволяют проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме)

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: здоровье воспитанника в норме,если:

 

*   в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

 

*   в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

*   в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

 

*   в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;

 

*   в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности В работе с детьми я способствовала:

- развитию положительного отношения ребенка;

 

- повышению двигательной активности и умственной работоспособности; - сохранению и укреплению здоровья.

Над современными здоровьесберегающими технологиями я работала во всех видах детской деятельности,но особенно использовала в познавательном развитии:

 

*Динамические паузы проводятся во время НОД 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

 

Например, на занятиях по познавательному развитию использую динамические паузы с учетом содержания занятия.

 

*Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.

*Дыхательная гимнастика. Дыхание – основа всего живого. Дыхание – основа процесса образования речи; речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения; речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. Основной метод развития дыхания – это дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика: улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает зрение, память, ликвидирует различные неврозы, улучшает работу органов пищеварения, улучшает звучание голоса.

 

*Гимнастика для глаз проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

 

*Релаксация.

 

Обеспечивая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения детей, формируем умение ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся данные упражнения в группе, в музыкальном зале, гимнастическом зале, на прогулке.

 

Приемы релаксации помогают сбалансированность положительные и отрицательные эмоции, сохранять психическое здоровье детей.

 

В   зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Часто на занятиях используется звуки природы, спокойная классическая музыка Чайковского П. И. и Рахманинова.

*Точечный массаж и самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый

самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать

работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только

физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Весёлые

стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота,

доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое

время.

Так, например, самомассаж ушных раковин для детей.

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме.

*Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Лечебные свойства музыки замечены давно. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

*Су - Джок способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Также я взаимодействовала с родителями: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.

 

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Одним из этапов моей работы по самообразованию стало выступление на педагогическом совете «Профессиональная компетентность воспитателя».

 

Таким образом, за 5 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на успешное познавательное развитие ребенка.

 

 


 

Отчет по самообразованию за 2020 -2021учебный год

Отчет по самообразованию за 2020 -2021учебный год

Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» •

Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» •

Предназначено педагогам и руководителям дошкольных образовательных учреждений для создания устойчивой положиедьной мотивации к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, профилактики психосоматичеческих заболеваний)

Предназначено педагогам и руководителям дошкольных образовательных учреждений для создания устойчивой положиедьной мотивации к сохранению и укреплению здоровья дошкольников, профилактики психосоматичеческих заболеваний)

Уроки Мойдодыра» / Г. Зайцев. –СПБ

Уроки Мойдодыра» / Г. Зайцев. –СПБ

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022