Открытое занятие "Дымковская игрушка." (4 класс)

  • Мероприятия
  • docx
  • 09.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытое занятие в адаптивной школе-интернате. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – Дымковской глиняной игрушкой, с историей Дымковской игрушки. Закрепляем знания о процессе изготовления дымковской игрушки, а так же узнаём новые слова и даём им определения. В завершении самостоятельно расписываем глиняную игрушку.
Иконка файла материала дым.игр..docx
Тема: Дымковская игрушка. Воспитатель: Моргунова Н.А. Цель: Познакомить с новым видом декоративно­прикладного искусства –  дымковской глиняной игрушкой;  Задачи: ­Знакомство с историей Дымковской игрушки.  ­Закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и  умение рассказать об этом. ­Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение  создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы  геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые  линии, клетка, точки­горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.  ­Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, чувство ритма, цвета,  творческие способности. Углублять эстетические познания о народном  декоративно­прикладном искусстве.  Словарная работа: мастер, роспись (повторить), слобода, гончар, печатка.   Материалы и оборудование: разнообразные игрушки, иллюстрации  дымковской игрушки, элементы росписи дымковской игрушки, заготовки  игрушки, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой. Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на занятии.  Ребята посмотрите, какие разнообразные игрушки стоят у меня на столе.  Назовите их. Из чего они сделаны?  ­ А как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие? (ответы детей) Правильно ребята мы сегодня будем говорить об игрушках. А о каких  игрушках? Какая игрушка из тех, что вы видите, кажется вам непривычной? (ответы детей) ­ Какая это игрушка? Из чего она сделана? (ответы детей) ­ А может кто ­ то знает, как она называется? Послушайте стихотворение. Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок, Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом, Голубые дали и село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо­сказки. Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные,Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски. Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор. И пошла о Дымке слава. Воспитатель: ­ Так о какой игрушке мы будем говорить? (Ответы детей) Сегодня мы с вами  познакомимся с историей возникновения Дымковской  игрушки, поговорим об этой  росписи. И самостоятельно распишем глиняные  игрушки. Которые вы сможете подарить своим младшим сестренкам и  братишкам, или будите играть самостоятельно. Для того, чтобы узнать, насколько занятие было для вас полезным, и я и вы  сами будете себя оценивать. Но сегодня, это не оценки, а оценивать будем с  помощью фигурок с изображением игрушек, лежащих у вас на столах.  (Обозначение: зелёная – всё правильно, жёлтая­ 1­2 ошибка, красная ­ 3 и  более ошибки) Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.  ­ Откуда же такое удивительное название?  В бывшей слободе Дымково, что недалеко от города Вятка, и родилась  дымковская игрушка.  В давние времена жители этой слободы от мала до  велика, лепили глиняную игрушку. Зимой вся слобода была в дыму, что вился  над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.  Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть  дымковскими.     Воспитатель: ­ Как вы думаете, что обозначает слово слобода. Слобода ­ это вид села или района, города. ­ Ребята, а давайте вспомним, что означает слово роспись? (Ответы детей)­ Расписывать значит украшать, придавать вид какой­либо поверхности.  Роспись изделий производится вручную красками и кистью. Воспитатель:­ Ребята, а кто помнит, кто такой  мастер? (Ответы детей) Мастер – это человек, который достиг высокого умения, мастерства,  искусства и может научить другого человека мастерству, которым владеет. Воспитатель: А знаете ли вы как, называют мастера, который работает с  глиной?                      Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины. Сегодня мы будем с вами тоже мастерами, эти  игрушки Дымковские не  спутать ни с какими другими, потому что: ­ Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом,  разведенным в молоке. ­ Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски,  клетки, линии  (показываем  изображения геометрических фигур). ­ Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый,  черный, (белый фон). Всем знакомы эти цвета? Воспитатель: ­ Что же это за игрушки, давайте посмотрим?  Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, индюшки,  петухи, олени, скоморохи, барыни.Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек? Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты  красивыми узорами. (самооценка)после каждого ответа. Воспитатель: А какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.. Воспитатель:  Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой  все вокруг белым­бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам  хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.  Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый,  желтый, оранжевый, зеленый.  Воспитатель: Из геометрических фигур, которые я вам показывала, на  игрушках возникают узоры.  Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые,  волны, квадраты, кольца, овалы.                Элементы орнамента дымки.Кроме кисточки для росписи в рисовании маленьких кружочков и точек,  применяют печатку. Чтобы ее сделать самостоятельно, нужно свернуть полоску бумаги в  трубочку.  ­ Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка  карандашом. Рисование узоров начинают с крупных элементов. Закрепление нового материала. Воспитатель:­ Почему назвали Слободу Дымково? ­ Давайте вспомним, из чего делают дымковскую игрушку? (Из глины) ­ Как называют мастера, который работает с глиной? (гончар) ­ Назовите отличительные особенности дымковской игрушки? (Игрушки  белоснежные , узор состоит с геометрических элементов, Для росписи  игрушек используют яркие цвета.) ­ В каких элементах росписи применяется печатка? ( для рисования  маленьких кружочков и точек.) Воспитатель:­ Ребята у вас на столах лежит карточка с изображением  различных элементов росписей и барыни посередине. Вы должны подобрать  наряд  для  Дымковской барыни соединив барыню с элементом росписи. Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни». Пока ребята работают с карточками, Лёша раскрасит лошадку.Давайте проверим справились ли вы с этим заданием. А теперь оцените друг  друга. (кляксы: зелёная – всё правильно, жёлтая­ 1 ошибка, красная ­2 и  более ошибки.) Физминутка. Ребята вы, наверное, устали? Давайте проведём физминутку, прошу всех  встать и выйти из­за стола. Самостоятельная работа. Воспитатель: А теперь давайте приступим к самой интересной части нашего занятия­росписи глиняной игрушки. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, как работать с красками. (Т.Б) Кисточками не размахиваем. При попадании краски в глаза нужно промыть их. Сидим свободно, не сутулимся. Воспитатель: Давайте разберём этапы росписи дымковской игрушки  на  примере оленя и барыни. Глиняные игрушки  раздаются детям. Ребята начинают  расписывать.  В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям  полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.  (музыка ярмарочная фоном) Итог занятия.  Воспитатель: Ой, какие вы молодцы сегодня. Какие красивые у вас  получились игрушки. Для того, чтобы ваше творчество увидели  одноклассники и гости, предлагаю составить из ваших игрушек веселый  хоровод. Какой у нас получился замечательный хоровод. Полюбовались? А  теперь садимся на места и подведем итоги нашего занятия.  Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки.­ Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской? ­Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек? ­Из чего изготовлены дымковские игрушки? ­Понравилось вам самим расписывать игрушки? Почему? Воспитатель: Молодцы ребята! Потрудились  на славу.  Еще раз посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.  ­ Вам понравились ваши работы? Воспитатель: А теперь подведём итог работы. У кого, сколько получилось  фигурок. Молодцы ребята. На этой позитивной ноте мы и закончим наше занятие. Всем спасибо!