Открытое занятие в адаптивной школе-интернате. Знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – Дымковской глиняной игрушкой, с историей Дымковской игрушки. Закрепляем знания о процессе изготовления дымковской игрушки, а так же узнаём новые слова и даём им определения. В завершении самостоятельно расписываем глиняную игрушку.
Тема: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Моргунова Н.А.
Цель: Познакомить с новым видом декоративноприкладного искусства –
дымковской глиняной игрушкой;
Задачи:
Знакомство с историей Дымковской игрушки.
Закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и
умение рассказать об этом.
Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение
создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы
геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые
линии, клетка, точкигорошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, чувство ритма, цвета,
творческие способности. Углублять эстетические познания о народном
декоративноприкладном искусстве.
Словарная работа: мастер, роспись (повторить), слобода, гончар, печатка.
Материалы и оборудование: разнообразные игрушки, иллюстрации
дымковской игрушки, элементы росписи дымковской игрушки, заготовки
игрушки, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на занятии.
Ребята посмотрите, какие разнообразные игрушки стоят у меня на столе.
Назовите их. Из чего они сделаны?
А как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие? (ответы детей)
Правильно ребята мы сегодня будем говорить об игрушках. А о каких
игрушках? Какая игрушка из тех, что вы видите, кажется вам непривычной?
(ответы детей)
Какая это игрушка? Из чего она сделана? (ответы детей)
А может кто то знает, как она называется?
Послушайте стихотворение.
Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудосказки.
Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные,Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.
Воспитатель: Так о какой игрушке мы будем говорить? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения Дымковской
игрушки, поговорим об этой росписи. И самостоятельно распишем глиняные
игрушки. Которые вы сможете подарить своим младшим сестренкам и
братишкам, или будите играть самостоятельно.
Для того, чтобы узнать, насколько занятие было для вас полезным, и я и вы
сами будете себя оценивать. Но сегодня, это не оценки, а оценивать будем с
помощью фигурок с изображением игрушек, лежащих у вас на столах.
(Обозначение: зелёная – всё правильно, жёлтая 12 ошибка, красная 3 и
более ошибки)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Откуда же такое удивительное название?
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от города Вятка, и родилась
дымковская игрушка. В давние времена жители этой слободы от мала до
велика, лепили глиняную игрушку. Зимой вся слобода была в дыму, что вился
над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть
дымковскими.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает слово слобода.
Слобода это вид села или района, города.
Ребята, а давайте вспомним, что означает слово роспись? (Ответы детей) Расписывать значит украшать, придавать вид какойлибо поверхности.
Роспись изделий производится вручную красками и кистью.
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, кто такой мастер? (Ответы детей)
Мастер – это человек, который достиг высокого умения, мастерства,
искусства и может научить другого человека мастерству, которым владеет.
Воспитатель: А знаете ли вы как, называют мастера, который работает с
глиной?
Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.
Сегодня мы будем с вами тоже мастерами, эти игрушки Дымковские не
спутать ни с какими другими, потому что:
Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом,
разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски,
клетки, линии (показываем изображения геометрических фигур).
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый,
черный, (белый фон). Всем знакомы эти цвета?
Воспитатель: Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, индюшки,
петухи, олени, скоморохи, барыни.Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты
красивыми узорами. (самооценка)после каждого ответа.
Воспитатель: А какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой
все вокруг белымбело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам
хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый,
желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Из геометрических фигур, которые я вам показывала, на
игрушках возникают узоры. Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые,
волны, квадраты, кольца, овалы.
Элементы орнамента дымки.Кроме кисточки для росписи в рисовании маленьких кружочков и точек,
применяют печатку.
Чтобы ее сделать самостоятельно, нужно свернуть полоску бумаги в
трубочку.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка
карандашом. Рисование узоров начинают с крупных элементов.
Закрепление нового материала.
Воспитатель: Почему назвали Слободу Дымково?
Давайте вспомним, из чего делают дымковскую игрушку? (Из глины)
Как называют мастера, который работает с глиной? (гончар)
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки? (Игрушки
белоснежные , узор состоит с геометрических элементов, Для росписи
игрушек используют яркие цвета.)
В каких элементах росписи применяется печатка? ( для рисования
маленьких кружочков и точек.)
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежит карточка с изображением
различных элементов росписей и барыни посередине. Вы должны подобрать
наряд для Дымковской барыни соединив барыню с элементом росписи.
Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».
Пока ребята работают с карточками, Лёша раскрасит лошадку.Давайте проверим справились ли вы с этим заданием. А теперь оцените друг
друга. (кляксы: зелёная – всё правильно, жёлтая 1 ошибка, красная 2 и
более ошибки.)
Физминутка.
Ребята вы, наверное, устали? Давайте проведём физминутку, прошу всех
встать и выйти изза стола.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: А теперь давайте приступим к самой интересной части нашего
занятияросписи глиняной игрушки. Прежде чем приступить к работе, давайте
вспомним, как работать с красками. (Т.Б) Кисточками не размахиваем. При
попадании краски в глаза нужно промыть их. Сидим свободно, не
сутулимся.
Воспитатель: Давайте разберём этапы росписи дымковской игрушки на
примере оленя и барыни.
Глиняные игрушки раздаются детям. Ребята начинают расписывать.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям
полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
(музыка ярмарочная фоном)
Итог занятия.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы сегодня. Какие красивые у вас
получились игрушки. Для того, чтобы ваше творчество увидели
одноклассники и гости, предлагаю составить из ваших игрушек веселый
хоровод. Какой у нас получился замечательный хоровод. Полюбовались? А
теперь садимся на места и подведем итоги нашего занятия.
Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
Из чего изготовлены дымковские игрушки?
Понравилось вам самим расписывать игрушки? Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята! Потрудились на славу.
Еще раз посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.
Вам понравились ваши работы?
Воспитатель: А теперь подведём итог работы. У кого, сколько получилось
фигурок. Молодцы ребята.
На этой позитивной ноте мы и закончим наше занятие. Всем спасибо!