Открытый классный час
«Д.М. Карбышев»
Направлен на развитие патриотических чувств у обучающихся и формирование чувства гордости за свою Родину и народ, который выстоял и победил в Великой Отечественной войне, в частности, ведется беседа о генерал-лейтенанте Д.М. Карбышеве. Содержит хронологические события войны и жизни героя Д.М. Карбышева. В конце проводится викторина.
Тема: Дмитрий Михайлович Карбышев
Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма генерала омича Д.М. Карбышева, храбрости и мужества народа.
Задачи:
- Воспитание волевых качеств на примере жизни Д.М. Карбышева.
- Расширить и углубить знания учащихся о жизни героя Великой Отечественной войны генерала Карбышева.
- Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания
- Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, видеофильм, военные песни, плакаты, на которых изображен Д.М. Карбышев, его высказывания, изображение марки и конверта с ним, а также изображение присяги Карбышева Д.М.
Литература:
2. Познанский В.С. «Д.М.Карбышев» Новосибирск. 1980 г.
3. Петров И. «В камне и бронзе» Омск 1981 г.
4. Решин Е.Г. «Генерал Карбышев» Москва 1980 г.
5. http://molodguard.ru/heroes19.htm#gl28 – книга Решин Е.Г. «Генерал Карбышев»
Подготовка к классному часу: Подобранна информация о войне и герое войны Карбышеве Д.М. Написан сценарий классного часа, составлена презентация к проведению мероприятия, найдены портреты Д.М. Карбышева и другие материалы (почтовая марка, посвященная его юбилею и конверт), найден видеофильм. С активом группы распределены роли учащихся: ведущие, чтецы, участники сценки, оформители выставки.
Ход мероприятия
Вначале звучит музыка “Марш Победы” (Д. Тухманова)
(Слайд №1) Вступительное слово учителя.
66 лет мы живем под мирным небом. И все эти годы мы вновь и вновь вспоминаем с болью и скорбью о минувшей войне. Мы не должны забывать героев того времени, и сегодня поговорим о военном времени и герое войны, о нашем земляке генерале-лейтенанте Карбышеве Дмитрии Михайловиче.
(Звучит музыка из оперы «Орфей и Эвредика». Выходят 4 ученицы в чёрном, в руках держат свечи и замирают в разных позах
1 ученица:
Грустные ивы склонились к пруду.
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой. (слайд №2)
2 ученица:
В тёмную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг,-
В чаще лесной он шаги услыхал (слайд №3)
И с автоматом залёг.
3 ученица:
Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось.
4 ученица:
Чёрные тучи в тумане росли.
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали –
Так началася война…(слайд №4)
(Звучит сигнал: «Слушайте все!» Слова Левитана о начале войны)
(в течение всего классного часа, во время выступлений ведущих и чтецов на фоне играет музыка военных лет)
(слайд №5) Ведущий 1: На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны.
(слайд №6) Ведущий 2: Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
слайд №7) Ведущий 1: Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.
(На фоне песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».)
Чтец 1: Ах, война, что ж ты сделала, подлая.
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что.
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Ведущий 1: Почему? Почему мы всегда с таким вниманием слушаем песню, в которой поется: «… нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим» Наверное, потому что каждый из нас задумывается над вопросом: какова же была цена этой победы? Чем же было уплачено за нашу настоящую, счастливую жизнь, если радость победы всегда смешана со слезами?
(слайд №8) Ведущий 2: Война… Которая шла долгих 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. И 20 миллионов погибших людей. Вы представляете себе, что это такое?
Ведущий 2: Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года! 20 миллионов за 1418 дней - это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту…
Вот что такое 20 миллионов!
История нашего города оказалась тесно связанной с событиями Великой отечественной войны, хотя и находился город в глубоком тылу. Омская область послала на фронт 286639 человек. 144 тысячи воинов не вернулись с полей сражений, погибли в боях, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях.
Ведущий 1: Среди них погиб наш земляк генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. (слайд №9)
В феврале 1946 года в военном госпитале близ Лондона умирал бывший узник фашистских лагерей майор Седдон де Сент-Клер. Собравшиеся у его постели вслушивались в угасающий голос:
– Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать то, что знаю о генерале Карбышеве. (слайд №10) Меня беспокоит мысль, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической жизни и трагической гибели советского генерала…
В госпиталь пригласили представителя Управления уполномоченного СНК СССР по делам репатриации, история несгибаемого генерала стала широко известной.
(видео «Генерал Карбышев», остановить на словах «…и в инженерной академии…» 00:02:32)
Чтец 2:
Д. М. Карбышев родился 14 октября 1880 года в городе Омске в семье военного чиновника Карбышева Михаила Ильича. В семье было шестеро детей. Дима был младшим ребенком. Карбышевы жили в центральном, тогда лучшем районе города – Казачьем фортштатде. В этом же районе находился Сибирский кадетский корпус. (слайд №11)
Старший брат Владимир закончил Сибирский кадетский корпус и был зачислен студентом медицинского факультета Казанского университета, но через год был арестован и помещен в Омскую тюрьму за политическую деятельность. Это событие очень подкосило здоровье отца Михаила Ильича. Ему с большим трудом удалось определить Диму в кадетский корпус. Здесь он был единственным «приходящим кадетом». Выходцу из крамольной семьи запретили жить в интернате, бесплатно учиться, получать обмундирование, питаться в столовой за казенный счет. На второй год положение ухудшилось. Умер отец.
По отзывам педагогов Д. Карбышев обладал превосходной памятью, разносторонними дарованиями, исключительными способностями к истории и математике. Писал он легко и быстро, красивым четким почерком. Прекрасно владел русским языком и умел лаконично, четко излагать свои мысли. Окончил Дмитрий кадетский корпус по первому разряду. Его наградили похвальным листом и памятным подарком – красочно оформленной книгой – альбомом «Япония и японцы».
Влияние семьи, учеба в корпусе помогли развить в характере юноши мужество, стойкость, волю и трудолюбие. Все это в нем сочеталось с беззаветной любовью к Родине.
Чтец 3: Одаренного 18 – летнего юношу мало прельщала военная карьера. Мечтая с детства о том, чтобы созидать и строить, обладая недюжинными данными к «графическому мышлению», рисованию и черчению, Дмитрий хотел поступить в Академию художеств или в Институт гражданских инженеров. (слайд №12) В 1898 году поступил в Николаевское инженерное училище в Петербурге. Осенью 1900 года Дмитрий с отличными оценками по всем предметам закончил по первому разряду (слайд №13) Николаевское инженерное училище и получил звание прапорщика.
(продолжение видео «генерал Карбышев», остановить на словах: «… девушек в военные академии не принимали…» 00:12:28)
Чтец 4: Личная жизнь генерала Карбышева Д.М. (слайд №14)
Был женат дважды. С первой женой Алисой Карловной Троянович (1874—1913), немецкого происхождения, познакомился во Владивостоке. После 6 лет брака она трагически скончалась в 1913 году. Похоронена в Белоруссии, Бресте, на Тришинском кладбище.
Там же, в Белоруссии в 1916 году Дмитрий Михайлович женился на сестре милосердия Лидии Васильевне Опацкой. В этом браке родилось трое детей — Елена (1918—2006), Татьяна и Алексей. Лидия Васильевна пережила мужа на 30 лет.
Внуки: Владимир, Елена и Дмитрий.
(продолжение видео «генерал Карбышев», смотреть до конца)
Чтец 5: Труды: (слайд №15)
1) Влияние условий борьбы на формы и принципы фортификации. — Армия и революция, Харьков, 1921, № 1, 2-3, 4-5.
2) Военно-инженерное дело в Мировой войне. — Военный вестник, 1924, № 28, стр. 65-72.
3) Инженерная подготовка границ СССР. Кн. 1, 1924.
4) Разрушения. — Война и революция, 1929, № 9, стр. 51-67, № 10 стр. 16-37.
5) Разрушения и заграждения. Совм. с И. Киселёвым и И. Масловым. — М., Гос. воен. изд., 1931. 184 стр.
6) Инженерное обеспечение боевых действий стрелковых соединений. Ч. 1-2, 1939—1940.
Память
Памятники (слайд №16)
У входа в мемориал на месте лагеря Маутхаузен
В Москве, Казани, Владивостоке, Самаре, Тольятти, Первоуральске, Нахабино, в Тюмени, бюсты в Волжском и родном Омске
Улицы
Россия: Бульвар в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Казани, Нахабино, Калининграде, Твери, Балашихе, Красногорске, Тольятти, Тамбове, Самаре, Новокуйбышевске, Перми,Ульяновске, Волжском, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Красноярске, Кургане, Ишимбае, Таре, Нижнем Новгороде, Новокузнецке и родном Омске (два бюста: в сквере им. Карбышева и во дворе школы № 90 на ул. Омская)
Украина: Киев, Харьков, Днепропетровск, Сумы, Белая Церковь, Луцк, Коростень, Кривой Рог, Стаханов, Херсон, Чугуев, Львов, Харцызск
Казахстан — Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск
Белоруссия: Минск, Брест, Гомель, Гродно
Приднестровье — Бендеры
Другие объекты: (слайд №17)
Имя Д. М. Карбышева носят ряд школ на территории бывшего Советского Союза: в Твери СОШ № 2, в Челябинске СОШ № 92, в Саратове СОШ № 75, в Гродно СОШ № 15, в Москве СОШ № 354, в Феодосии (Крым) СОШ № 1, СОШ № 1 г. Краснокаменск Читинской области, в Кызыл-Кия(Киргизия) СОШ № 1, в Тюмени СОШ № 48, в Полевском СОШ № 14, МОУ СОШ № 18 г. Волжского. В Бресте имя Карбышева носит лицей швейного производства. В Омске именем названа техническая школа РОСТО.
В Омске в школе № 90 Центрального округа создан музей Д. М. Карбышева и установлен его бюст.
В Омске на здании Омского кадетского корпуса, где учился Карбышев, установлена мемориальная доска.
В Омске в честь Д. М. Карбышева назван детский оздоровительный лагерь.
Именем Карбышева в городе Омске названа железнодорожная станция — Карбышевская
Имя Д. М. Карбышева присвоено одному из электропоездов, работающих на Рижском направлении Московской железной дороги.
В Коростене в честь Карбышева установлена мемориальная доска.
В Кургане в честь Д. М. Карбышева назван завод колёсных тягачей.
Его именем также названа малая планета Солнечной системы.
Его имя носит двухпалубный теплоход 860 проекта на 210 человек, Обь-иртышского речного пароходства.
В искусстве
Подвигу Д. М. Карбышева посвящена поэма С. А. Васильева «Достоинство».
В 1975 году режиссёр Юрий Чулюкин снял художественный фильм «Родины солдат» (Мосфильм), рассказывающий о жизни и подвиге Д. М. Карбышева.
Литература (слайд №18)
Солдат, герой, ученый. M., 1961.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. − М.: Воениздат, 1987. т.1.
Решин Е. Г. «Генерал Карбышев». 4-е изд., испр. − М., 1987.
Голубов С. Н. «Когда крепости не сдаются».
Викторина (слайд №19)
(проводят викторину ведущие)
1. Как звали Карбышева? (Дмитрий Михайлович)
2. Какого числа месяца и года началась война?(22июля1941)
3. Где и когда он родился?(14октября в г. Омске)
4. Чем его наградили после окончания кадетского училища? (красочно оформленной книгой- альбомом «Япония и японцы»)
5. Куда Карбышев поступил после кадетского корпуса? (в Николаевское инженерное училище в Петербурге)
6. Какое звание он получил после училища? (прапорщик)
7. В каком году он был назначен командиром роты? (1911)
8. В каком году начала создаваться красная армия?(1918)
9. Какое звание было у Карбышева? (генерал-лейтенант)
(слайд №20) Ведущий 1: Память о генерале Карбышеве для нас омичей свята. Мы помним о нем как о самом большом патриоте, самом честном солдате и самом благородном и мужественном человеке.
Ведущий 2: Карбышев среди нас, он в делах и думах наших патриотов. Он всегда служит живым примером доблести и геройства воинам, которым народ доверил защиту нашей великой Родины от любых посягательств врагов. Юношеская мечта юнкера Дмитрия Карбышева высказанная им своему другу Григорию Вискунову «Хочу найти свою звезду... У каждого человека должна быть своя путеводная звезда!», сбылась. Найдена и навечно излучает немеркнущий свет звезда Карбышева.
Ведущий 1: Нерукотворный памятник воздвиг себе генерал Карбышев, героической жизнью и доблестной смертью заслужил вечную славу, любовь и бессмертие.
Заключительное слово учителя: Давайте почтим память Д.М.Карбышева минутой молчания. (Слайд №21)
(минута молчания)
На этом наш классный час заканчивается. Всем спасибо за внимание! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.