Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
docx
08.07.2020
Открытый урок
Татьяна-милый идеал Пушкина. пушкина.docx

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по литературе

в 9 классе

«Татьяна- милый идеал Пушкина»

(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини.

    Задачи:определить авторское отношение к любовной драме Татьяны; выяснить, почему не состоялось счастье главных героев; раскрыть средства создания образа Татьяны.

Оборудование:   мультимедийная презентация, портрет А.С.Пушкина иллюстрации к роману «Евгений Онегин»,  фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина),  выставка «А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

 

Ход урока

 

1.Оргмомент. Звучит вальс П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»

- Ребята, давайте вспомним историю создания романа.

- Кто является главными героями романа.

Давайте вместе определим тему урока. Итак, тема урока «Татьяны милый идеал» (цель урока на доске).

Постарайтесь в ходе урока записать цитаты, характеризующие образ Татьяны.

-Что мы можем сказать о главной героине романа «Евгений Онегин» - Татьяне Лариной. (Работа с текстом).

-Татьяна Ларина обладает богатым внутренним миром, внутренней красотой. У героини красивая душа. (Работа со словарем).

Душа - это внутренний мир человека. Например, мне радостно на душе. Жить душа в душу (дружно). Вложить душу в работу (отдаться целиком). За душу берет (очень волнует).

Душевный -  искренний, дружелюбный, любящий.

Вывод: духовность - богатый внутренний мир человека.

- Кто на ваш взгляд, ребята, наиболее близок Татьяне. С кем она делится своими переживаниями. (Чтение отрывка по ролям). Она няню не слушает. Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

-Как автор относится к Татьяне Лариной?

-Одним из сильных эпизодов в композиционном плане романа является «Письмо Татьяны». Насколько оно раскрывает внутренний мир и переживания героини.

Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны».

в лирических отступлениях А. С. Пушкина  видно, что автор любит свою Татьяну и верит  в ее любовь с первого взгляда. Татьяна Ларина обладает очень важным качеством-умением любить. Любовь- это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны Лариной.

-Любит ли Татьяна Онегина по-настоящему? (Основной вопрос).

Письмо Татьяны к Онегину доказывает, что Татьяна любит по-настоящему.

-Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?

(работа учащихся со словарем: слово «идеал»).

-Ребята, роман «Евгений Онегин» является энциклопедией русской жизни. Как вы думаете почему.

Белинский В.Г. писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал»

- Каких героинь напоминает вам Татьяна? Что дает сравнение Татьяны со Светланой, героиней баллады Жуковского? (учащиеся сравнивают Татьяну с Машей Мироновой, героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отмечают черты сходства со Светланой Жуковского: поэтичность, мечтательность, влюбленность)

- Почему А.С.Пушкин обращается к внутреннему монологу, раскрывая душевный склад Татьяны? Что вам открыло письмо Онегину?

(ответ учащихся. Средства раскрытия образа Татьяны: портрет, авторская характеристика, внутренний монолог: письмо, сон Татьяны)

Иллюстрации: «Татьяна у окна», «Татьяна пишет письмо».

-Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни?

-А сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать арию из «Евгения Онегина» в исполнении Дмитрия Хворостовского.

-          ответ учащихся: какая Татьяна в сцене в саду.

-Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?

(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т.д.

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

(ответ учащихся)

-Почему автор приводит Татьяну в опустевший дом Онегина?

(ответ учащихся. «Уж не пародия ли он?»)

 А счастье было так возможно, Так близко…»

- Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?

    (учащиеся находят в тексте строки, где автор описывает появление           

Татьяны в Петербурге на балу). Просмотр эпизода «встреча героев».

(ответ учащихся: Татьяна не изменилась. Анализ эпизода их встречи)

- Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

  Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны.

Вернемся к сцене свидания Татьяны с Онегиным. Какой показана Татьяна?

- «сидит, не убрана, одна…»

    -Какой смысл вложил автор в фразы  «Я вышла замуж» и «Я другому отдана».

-Почему, любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

(ответ учащихся)

Мы можем заключить, что Онегин и муж Татьяны – ровесники. А генералами тогда становились и ранее 30 лет.

«А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя.

К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,                                      

Без взора наглого на всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Рефлексия. Какие новые знания  вы получили сегодня на уроке?

«Я задумалась о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянула в свой собственный мир и поняла…»
«Поняла, что то, что я чувствую, другие могут не понять…»

Вывод: А.С.Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Достоевский писал: «Это тип положительной красоты,

                                   Это апофеоз русской женщины»

 

Итог урока. Домашнее задание. Используя цитаты, подготовить эссе «Кто такой Евгений Онегин».   

 

 


 

Открытый урок по литературе в 9 классе «Татьяна- милый идеал

Открытый урок по литературе в 9 классе «Татьяна- милый идеал

Цель: раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини

Цель: раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини

Кто на ваш взгляд, ребята, наиболее близок

Кто на ваш взгляд, ребята, наиболее близок

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания

К ней дамы подвигались ближе;

К ней дамы подвигались ближе;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2020