Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
docx
14.12.2021
Открытый урок
открытый урок.docx

Управление образования администрации г. Оренбурга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Станция детского технического творчества» Промышленного района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

НА ТЕМУ «ШАХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калугин Никита Евгеньевич,

педагог дополнительного образования

«3» декабря 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2021

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О ПДО Калугин Н.Е.

Творческое объединение Юный гроссмейстер

Дата занятия 03.12.2021                  Кол-во детей 14 человек

Тема занятия Шах

Цель занятия Расширить кругозор учеников о понятии «шах», познакомить со способами защиты от шаха.

Задачи занятия

 

Воспитательные:

-Воспитывать навыки работы в коллективе (паре).

-Повышать шахматную культуру;

 

Развивающие:

-Формировать умение решать дидактические задачи: «шах или не шах», «защита от шаха».

-Повторить названия фигур и их игровые возможности.

 

Обучающие

-Повторять представления об организационных правилах игры.

-Дать в занимательной форме представление о приеме «шах».

-Вырабатывать навык работы с шахматной доской.

-Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

 

Форма организации учебного занятия Игра

 

Методы обучения словесный, наглядный, практический.

 

Оборудование:

Дидактический материал шахматные задачи, волшебный мешочек.

Материалы и инструменты шахматные доски

Наглядность шахматные задачи, шахматные доски, волшебный мешочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами проверим отсутствующих на занятии и продолжим изучение темы.

- Это игра? (Шахматы)

- Ребята, как вы думаете, пригодиться нам умение играть в шахматы в жизни, докажите свое мнение?

- Многие шахматисты согласны с вами!

- И Александр Алехин, русский шахматист, четвёртый чемпион мира по шахматам, говорил:                                                                                    

 Цитата:

 «Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю шахматы искусством потому, что они прежде всего учат быть объективным.

В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни.»

 

Вступительная часть

 

Сейчас мы проверим с вами, что нельзя делать на уроке и начнем занятие. (Проведение техники безопасности).

- Итак, мы пришли к выводу, что шахматы – это модель жизни.

Шахматные фигуры как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Кто-то ищет лучший ход, кто-то – лучший план. Прослеживается аналогия шахмат и отношений людей.

И вот первая задача:

«Волшебный мешочек».

- Ваша задача на ощупь угадать шахматную фигуру, показать всем и рассказать всё, что вы знаете об этой фигуре. Остальные слушают и могут добавить или исправить. (название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

 

Основная часть

 

- Прочитайте, что написано на доске. Постарайтесь определить тему нашего урока.

Новошахтинск, шахта, падишах, шахиня.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы поговорим о понятиях ШАХ.

- Какие же задачи поставите перед собой на данный урок?

(Что такое шах? Какими фигурами поставить шах? Как защитить от шаха короля) (Познакомимся со способами спасения короля от шаха. Расширим уже имеющиеся знания.)

Сегодня мы с вами обсудим, что такое шах в шахматах.

- Итак, что есть шах? Кто его ставит? И кому его ставят?

Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.

- Объявлять шах вслух, говорить «шах», — также не следует.

- Какими фигурами можно объявить шах?

- Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т.д.

(Показ на доске шах всеми фигурами

Вывод:

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Конь – буквой Г.

Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните!!! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.



 (Самостоятельно в парах работаете. )

- А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом.

Молодцы, справились все!

- Вы можете в течение игры несколько раз давать шах королю противника, а также противник - вашему королю. Важно научиться спастись от шаха. - Оставаться под шахом король не может. Спастись от шаха можно, но как? Перед вами начальная позиция. Поставьте фигуры на своих шахматных досках. (перечисли позиции фигур) Какому королю дается шах? Что делать?

- Итак, существуют 3 способа защиты от шаха:

1) Король уходит из-под шаха. Т.е. УЙТИ

2) Слон бьёт ладью т.е. ПОБИТЬ

3) Короля должна закрыть другая фигура (белый белопольный слон d3 идёт вправо по диагонали на g6, прикрывая короля от удара). Т.е. ЗАКРЫТЬ.

ВЫВОД: Сколько существует способов? (3)

Уйти, побить, закрыть.

Запомнили?

- А какие бывают шахи, мы узнаем на следующем уроке.

Проведение физминутки:

 

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

 

Решение дидактических задач:

 

 

Заключительная часть

 

- Сколько способов защиты от шаха существует? (3)

- А как вы думаете, всегда ли нужен шах?

Неопытные шахматисты соблазняются возможностью дать шах при каждом удобном случае. Видимо они считают, что шах — это угроза королю. Это заблуждение.

Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!

Игра (10 мин.)

И, как всегда несколько минут игры в паре всеми фигурами.

- Перед началом партии предлагаю повторить правила поведения за шахматной доской.

ПРАВИЛА

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

5. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

6.Нельзя мешать партнеру думать.

7. Нельзя подсказывать игрокам.

8. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

9. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

10. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

Все садятся и играют.

Рефлексия.

И так, сегодня мы учились защищаться от шаха.

Существует 3 способа защиты:

уйти, побить, закрыть.

- А сейчас я вас прошу оценить полученные знания на уроке при помощи шахматных фигур. Вы знаете, цену каждой фигуры, поднимите фигуру, которая бы, по вашему мнению, отобразила ваши умения после сегодняшнего урока защищаться от шаха.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за урок!

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации г

Управление образования администрации г

ПЛАН ЗАНЯТИЯ Ф.И.О ПДО Калугин

ПЛАН ЗАНЯТИЯ Ф.И.О ПДО Калугин

Ход занятия Организационная часть

Ход занятия Организационная часть

Шах – это нападение на неприятельского короля

Шах – это нападение на неприятельского короля

Молодцы, справились все! - Вы можете в течение игры несколько раз давать шах королю противника, а также противник - вашему королю

Молодцы, справились все! - Вы можете в течение игры несколько раз давать шах королю противника, а также противник - вашему королю

Итак, существуют 3 способа защиты от шаха: 1)

Итак, существуют 3 способа защиты от шаха: 1)

Заключительная часть - Сколько способов защиты от шаха существует? (3) -

Заключительная часть - Сколько способов защиты от шаха существует? (3) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021