Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."

  • Видео
  • docx
  • 12.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

       

                                                               Технологическая карта

  Урок-презентация по литературному чтению во 2-м классе « С.Михалков Быль для детей».

ФИО  Зеленина  Наталья  Дмитриевна                                                                                                                                                                    

Место работы  ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Большечерниговского района Самарской области

Должность Учитель начальных  классов

Предмет  Литературное  чтение

Класс  2

Тема урока: С.В.Михалков «Быль для детей». Программа «Начальная школа XXI века»

Базовый учебник   Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-

 М.: Вентана-Граф, 2012;

Цели урока:
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на      произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Развитие универсальных учебных действий на уроке

Дидактическая цель: создать условия для выработки умений и навыков осознанного выразительного чтения, понимания содержания прочитанного, формирования умения анализировать текст. 

Предметные задачи урока:

- создать условия для развития читательских умений: чтения произведения целыми словами вслух и про себя;

- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь понимать и принимать учебную задачу: дополнять, уточнять, корректировать;

-проговаривать последовательность действий;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-  использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения;
- уметь слушать и слышать, понимать речь других;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм;

- проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- находить нужную информацию в учебнике;

- сопоставлять поступки литературных героев, события, видеть их мотивы;

- подбирать примеры из прочитанных произведений по изучаемому тексту;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Технологии:

 продуктивного чтения,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникативные,

обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

 Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-

 М.: Вентана-Граф, 2012;

медиапроектор, интерактивная доска;

 аудиозапись;

портрет писателя;

карточки с заданиями для работы в парах;
толковый словарь С.И. Ожегова;

выставка книг С.В.Михалкова;

маленькие парусники с цветными парусами.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
 Тип урока: комбинированный урок  с применением технологии продуктивного чтения, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной.

 Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету.

 

Ход учебного занятия

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

       УУД

1

Организационный

Сейчас у нас урок литературного чтения.

 Как хорошо уметь читать                                                 Не  надо к маме приставать,                                                            Не надо к бабушке идти,                                  воспринимать речь учителя,
Прочти, пожалуйста, прочти,                                         выражать свое отношение.
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно сесть и почитать!

-Скажите пожалуйста «Зачем человеку нужно чтение?»

 

 

       Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Личностные:                                                                                       воспринимать речь учителя,                                         выражать свое отношение.
                                 Метапредметные:

Р:организация учебной деятельности

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Актуализация

знаний

-Давайте вспомним пройденный материал,

 Будем работать в парах. На столе карточки с заданиями.

- Но сначала повторим правила делового сотрудничества.

 

-Прочтите задание и обсудите, как надо его выполнить.

-Если нет вопросов, приступайте к работе

 

Задание (на карточках).

Вспомнить название и автора произведения  из изучаемого раздела, определить жанр. Соедини слова правого и левого столбиков

 (левый столбик)

1) При солнышке тепло- при матери добро .

2) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

3) Малиночка сладенька, Спи, доченька, маленька. Березонька, скрип, скрип, А доченька, спит, спит...

4)Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

Своими руками

Себе на потеху

И внукам на память

  (левый столбик)

Рассказ

Народная сказка

Пословица

Стихотворение

Народная песня

 

- Что объединяет эти произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга

 

 

 

 

      Пословица

1-      татарская народная сказка «Три сестры»

2-      народная песня

3-      рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком

4-      стихотворение В.Солоухин «Деревья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти произведения о семье, раздел «Семья»

Личностные: самоопределение;

применять навыки сотрудничества.

Метапредметные:

Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия  и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности;

К: согласовывать действия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;

умение работать в паре ;

П: выполнять задание на основе полученных знаний;

 

3

 Речевая разминка

-Прочтите предложение- про себя, вслух.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

- Что прочитали?

-  Объясни смысл пословицы.

-Определите тему пословицы.

-  Как  можно назвать родную землю? Подберите синонимы

 

 

 

 

Пословицу

 

Высказывают свое мнение.

 

О Родине

 

Родина, Отечество, Россия, Отчизна

Личностные:

познание прошлого своей страны и народа;

Метапредметные:

Р: понимание и постановка учебной задачи;

К: умение выражать голосом различную интонацию;

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 

4

 

 

 

5

Мотивационно- целевой

 

 Работа над новым материалом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.



 

1)Формулирование темы урока

Послушайте.

Звуковой ряд: звучит голос Левитана «Объявление о начале войны», затем куплет песни «Священная война».

-Ребята, вы догадались, произведение по какой теме будем читать сегодня ?

2)Антиципация

(предугадывание, представление о предмете или событии…)

 С каким произведением познакомимся?

Прочти на стр.88 фамилию автора, название произведения.

 Портрет Михалкова
 Что такое быль?
Как вы думаете, о чем оно?

 Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

-Посмотрите на выставку  книг.

Что их объединяет?

- Прочтите  на стр.91 название произведения С.Михалкова

 

3) Первичное восприятие текста

- В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.

 

Послушайте:«Быль для детей» С.Михалков

(учитель читает вслух)

 

4)  Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

- Что слушали? Какое произведение по жанру?

-  Какие картины вы представляли, слушая  это стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Великой Отечественной войне, о Родине

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Владимирович Михалков «Быль для детей».

 

 Рассказ о том, что было или бывает на самом было или бывает на самом деле.


Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.

 

 

 

- Стихотворение.

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Личностные:

самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  учебником; формулирование темы после обсуждения.

П.: восприятие прослушанного произведения;

умение определять тему и жанр произведения;

К.; умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя; умение слушать собеседника



6

Работа с текстом

2.Вторичное восприятие текста.

2.Лингвистическое комментирование

 

 Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?

 

2.Лингвистическое комментирование

 

Но сначала обратимся к словарю: Советские люди, советский народ, фронт

 

 -Кто такие советские люди?

 

 

 

- Объясни значение слова "фронт".

 

3)Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение  хором)
Читают по указке учителя хором с доски:

Солдаты
Адмиралы
Генералы
Затемнены
Павшие

 

 

4) Работа над содержанием произведения.

 

- Сколько частей в были?       

 

Прочтите вступление.            

 - Для кого автор написал это произведение?

 

5) Работа над 1 частью стихотворения

- Когда началась война?  Прочитайте

- Кто дал немецким войскам приказ?

- Кто встал на защиту Родины?

-Прочитайте, как встали русские полки?

 

-Слова «и от моря и  до моря встали русские полки» называются  «Эпитеты» (образное художественное определение свойств предмета)

-На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- Озаглавьте 1-ю часть?

6) Физкультминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

7)Работа над 2 частью стихотворения

 

- С кем сравнивает автор наш народ?

-О каких городах говорится во 2 части?

-Найдите эпитеты в этой части стихотворения

 

-Для чего нужны эпитеты?

-Зачем С,Михалков использует эпитеты в стихотворении?

- Как будете читать эту часть?

8)Работа над 3 частью стихотворения

 

-Прочитайте про себя 3 часть

-О чем эта часть?

 

 

-Кого прославляет поэт? Прочитайте

 

 

 

Озаглавьте 3 часть

 

9) Выразительное чтение стихотворения

 

9 Мая 1945 года –это большой всенародный праздник. Долгожданный День Победы принес мир не только нашему народу, но и многим народам на Земле

 

-Ответьте на 3 вопрос стр 93 учебника

 

 

Прочитайте выразительно стихотворение

 

 

 

 

 

До 1991 года наша страна называлась Советский Союз, а народ который в ней жил советский

 

 

 

 

 

место военных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летним утром на рассвете

 

Гитлер

 

Встали русские полки, все кому мила свобода и Отчизна дорога

 

и от моря и  до моря встали русские полки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

Учащиеся повторяют движения физкультминутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С богатырями

 

 

О Москве, Орле

 

 

«Показал себя на деле богатырский наш народ»

 

 

Делают нашу речь яркой, красивой,выразительной

 

Чтобы показать мощь и силу армии, народа, страны.

 

 

С гордостью, необходимо передать мощь нашей армии

 

 

 

 

Слава нашим генералам,

Слава нашим  адмиралам

И солдатам рядовым,

Слава павшим и живым

 

О Победе

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

1-с тревогой

 2-с гордостью

3-торжественно, с радостью

 

Дети выразительно читают стихотворение

Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач;

познание героического прошлого  своей страны и народа на примере литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

формирование умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой;

П.: формирование познавательной учебной задачи;

выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации;

умение работать с произведением в стихотворной форме;

К.: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении;

умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение работать  в группах;

 

 

7

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

1)Моделирование обложки.

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

2)Конкурс  пословиц.

Какие вы знаете пословицы о Родине?

 

 

1 ученик у доски

 

 

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.

 

Называют пословицы о Родине

Личностные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности;

П.; формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок;

К.:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

8

Обобщение по теме урока

Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну?                       

 С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ветеранами, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. С каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. В нашем селе лет 20 назад было 102 ветерана. А сейчас остались Боровков Иван Михайлович и Сыромятников Михаил Васильевич. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

 

Ветераны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

 

9

Домашнее задание

1.Для всех учебник стр.88-89, выразительное чтение

2. Творческая работа: расспросить пробабушек и продедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живёт память о войне» (книжка-самоделка)

3. Нарисовать иллюстрацию к книге о войне.

 

Личностные: самоопределение;

выбор задания для удовлетворения личного интереса;

познание героического прошлого своей семьи;

Метапредметные:

Р: закрепление умения читать или рассказывать  произведение выразительно

10

Подведение итогов урока. Рефлексия

- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
- О чём оно? Почему автор назвал его былью?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а теперь знаете?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?

Мне всё понятно-

(зелёный)                                  (зелёный)

Мне ещё надо поупражняться--                             (синий)

Я плохо понял эту тему -                                      (красный)

- Спасибо Вам, ребята. Берегите себя и своих близких.

 

- Стихотворение «Быль для детей»

 

- С.В.Михалков

- События стихотворения были на самом деле

- Высказывают свое мнение

Личностные:

использование умения читать для удовлетворения личного интереса;

Метапредметные:

Р.:самооценка деятельности;

К.: умение слушать речь учителя и одноклассников;