Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."
Оценка 5

Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."

Оценка 5
Видео
docx
чтение
2 кл
12.11.2023
Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."
Технологическая карта урока.docx

       

                                                               Технологическая карта

  Урок-презентация по литературному чтению во 2-м классе « С.Михалков Быль для детей».

ФИО  Зеленина  Наталья  Дмитриевна                                                                                                                                                                    

Место работы  ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Большечерниговского района Самарской области

Должность Учитель начальных  классов

Предмет  Литературное  чтение

Класс  2

Тема урока: С.В.Михалков «Быль для детей». Программа «Начальная школа XXI века»

Базовый учебник   Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-

 М.: Вентана-Граф, 2012;

Цели урока:
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на      произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Развитие универсальных учебных действий на уроке

Дидактическая цель: создать условия для выработки умений и навыков осознанного выразительного чтения, понимания содержания прочитанного, формирования умения анализировать текст. 

Предметные задачи урока:

- создать условия для развития читательских умений: чтения произведения целыми словами вслух и про себя;

- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;

- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь понимать и принимать учебную задачу: дополнять, уточнять, корректировать;

-проговаривать последовательность действий;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-  использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения;
- уметь слушать и слышать, понимать речь других;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм;

- проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- находить нужную информацию в учебнике;

- сопоставлять поступки литературных героев, события, видеть их мотивы;

- подбирать примеры из прочитанных произведений по изучаемому тексту;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Технологии:

 продуктивного чтения,

здоровьесберегающие,

информационно-коммуникативные,

обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

 Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-

 М.: Вентана-Граф, 2012;

медиапроектор, интерактивная доска;

 аудиозапись;

портрет писателя;

карточки с заданиями для работы в парах;
толковый словарь С.И. Ожегова;

выставка книг С.В.Михалкова;

маленькие парусники с цветными парусами.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
 Тип урока: комбинированный урок  с применением технологии продуктивного чтения, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной.

 Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету.

 

Ход учебного занятия

 

 

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

       УУД

1

Организационный

Сейчас у нас урок литературного чтения.

 Как хорошо уметь читать                                                 Не  надо к маме приставать,                                                            Не надо к бабушке идти,                                  воспринимать речь учителя,
Прочти, пожалуйста, прочти,                                         выражать свое отношение.
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай еще страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А можно сесть и почитать!

-Скажите пожалуйста «Зачем человеку нужно чтение?»

 

 

       Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Личностные:                                                                                       воспринимать речь учителя,                                         выражать свое отношение.
                                 Метапредметные:

Р:организация учебной деятельности

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Актуализация

знаний

-Давайте вспомним пройденный материал,

 Будем работать в парах. На столе карточки с заданиями.

- Но сначала повторим правила делового сотрудничества.

 

-Прочтите задание и обсудите, как надо его выполнить.

-Если нет вопросов, приступайте к работе

 

Задание (на карточках).

Вспомнить название и автора произведения  из изучаемого раздела, определить жанр. Соедини слова правого и левого столбиков

 (левый столбик)

1) При солнышке тепло- при матери добро .

2) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

3) Малиночка сладенька, Спи, доченька, маленька. Березонька, скрип, скрип, А доченька, спит, спит...

4)Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

Своими руками

Себе на потеху

И внукам на память

  (левый столбик)

Рассказ

Народная сказка

Пословица

Стихотворение

Народная песня

 

- Что объединяет эти произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга

 

 

 

 

      Пословица

1-      татарская народная сказка «Три сестры»

2-      народная песня

3-      рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком

4-      стихотворение В.Солоухин «Деревья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти произведения о семье, раздел «Семья»

Личностные: самоопределение;

применять навыки сотрудничества.

Метапредметные:

Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия  и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности;

К: согласовывать действия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;

умение работать в паре ;

П: выполнять задание на основе полученных знаний;

 

3

 Речевая разминка

-Прочтите предложение- про себя, вслух.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

- Что прочитали?

-  Объясни смысл пословицы.

-Определите тему пословицы.

-  Как  можно назвать родную землю? Подберите синонимы

 

 

 

 

Пословицу

 

Высказывают свое мнение.

 

О Родине

 

Родина, Отечество, Россия, Отчизна

Личностные:

познание прошлого своей страны и народа;

Метапредметные:

Р: понимание и постановка учебной задачи;

К: умение выражать голосом различную интонацию;

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 

4

 

 

 

5

Мотивационно- целевой

 

 Работа над новым материалом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.



 

1)Формулирование темы урока

Послушайте.

Звуковой ряд: звучит голос Левитана «Объявление о начале войны», затем куплет песни «Священная война».

-Ребята, вы догадались, произведение по какой теме будем читать сегодня ?

2)Антиципация

(предугадывание, представление о предмете или событии…)

 С каким произведением познакомимся?

Прочти на стр.88 фамилию автора, название произведения.

 Портрет Михалкова
 Что такое быль?
Как вы думаете, о чем оно?

 Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, со страницами истории войны, но и будем учиться читать его выразительно.

-Посмотрите на выставку  книг.

Что их объединяет?

- Прочтите  на стр.91 название произведения С.Михалкова

 

3) Первичное восприятие текста

- В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.

 

Послушайте:«Быль для детей» С.Михалков

(учитель читает вслух)

 

4)  Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

- Что слушали? Какое произведение по жанру?

-  Какие картины вы представляли, слушая  это стихотворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О Великой Отечественной войне, о Родине

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Владимирович Михалков «Быль для детей».

 

 Рассказ о том, что было или бывает на самом было или бывает на самом деле.


Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.

 

 

 

- Стихотворение.

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Личностные:

самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  учебником; формулирование темы после обсуждения.

П.: восприятие прослушанного произведения;

умение определять тему и жанр произведения;

К.; умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя; умение слушать собеседника



6

Работа с текстом

2.Вторичное восприятие текста.

2.Лингвистическое комментирование

 

 Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?

 

2.Лингвистическое комментирование

 

Но сначала обратимся к словарю: Советские люди, советский народ, фронт

 

 -Кто такие советские люди?

 

 

 

- Объясни значение слова "фронт".

 

3)Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение  хором)
Читают по указке учителя хором с доски:

Солдаты
Адмиралы
Генералы
Затемнены
Павшие

 

 

4) Работа над содержанием произведения.

 

- Сколько частей в были?       

 

Прочтите вступление.            

 - Для кого автор написал это произведение?

 

5) Работа над 1 частью стихотворения

- Когда началась война?  Прочитайте

- Кто дал немецким войскам приказ?

- Кто встал на защиту Родины?

-Прочитайте, как встали русские полки?

 

-Слова «и от моря и  до моря встали русские полки» называются  «Эпитеты» (образное художественное определение свойств предмета)

-На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- Озаглавьте 1-ю часть?

6) Физкультминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

7)Работа над 2 частью стихотворения

 

- С кем сравнивает автор наш народ?

-О каких городах говорится во 2 части?

-Найдите эпитеты в этой части стихотворения

 

-Для чего нужны эпитеты?

-Зачем С,Михалков использует эпитеты в стихотворении?

- Как будете читать эту часть?

8)Работа над 3 частью стихотворения

 

-Прочитайте про себя 3 часть

-О чем эта часть?

 

 

-Кого прославляет поэт? Прочитайте

 

 

 

Озаглавьте 3 часть

 

9) Выразительное чтение стихотворения

 

9 Мая 1945 года –это большой всенародный праздник. Долгожданный День Победы принес мир не только нашему народу, но и многим народам на Земле

 

-Ответьте на 3 вопрос стр 93 учебника

 

 

Прочитайте выразительно стихотворение

 

 

 

 

 

До 1991 года наша страна называлась Советский Союз, а народ который в ней жил советский

 

 

 

 

 

место военных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летним утром на рассвете

 

Гитлер

 

Встали русские полки, все кому мила свобода и Отчизна дорога

 

и от моря и  до моря встали русские полки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

Учащиеся повторяют движения физкультминутки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С богатырями

 

 

О Москве, Орле

 

 

«Показал себя на деле богатырский наш народ»

 

 

Делают нашу речь яркой, красивой,выразительной

 

Чтобы показать мощь и силу армии, народа, страны.

 

 

С гордостью, необходимо передать мощь нашей армии

 

 

 

 

Слава нашим генералам,

Слава нашим  адмиралам

И солдатам рядовым,

Слава павшим и живым

 

О Победе

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

1-с тревогой

 2-с гордостью

3-торжественно, с радостью

 

Дети выразительно читают стихотворение

Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач;

познание героического прошлого  своей страны и народа на примере литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

формирование умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой;

П.: формирование познавательной учебной задачи;

выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации;

умение работать с произведением в стихотворной форме;

К.: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении;

умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение работать  в группах;

 

 

7

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

1)Моделирование обложки.

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

2)Конкурс  пословиц.

Какие вы знаете пословицы о Родине?

 

 

1 ученик у доски

 

 

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.

 

Называют пословицы о Родине

Личностные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности;

П.; формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок;

К.:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

8

Обобщение по теме урока

Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну?                       

 С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ветеранами, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. С каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. В нашем селе лет 20 назад было 102 ветерана. А сейчас остались Боровков Иван Михайлович и Сыромятников Михаил Васильевич. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

 

Ветераны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

 

9

Домашнее задание

1.Для всех учебник стр.88-89, выразительное чтение

2. Творческая работа: расспросить пробабушек и продедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живёт память о войне» (книжка-самоделка)

3. Нарисовать иллюстрацию к книге о войне.

 

Личностные: самоопределение;

выбор задания для удовлетворения личного интереса;

познание героического прошлого своей семьи;

Метапредметные:

Р: закрепление умения читать или рассказывать  произведение выразительно

10

Подведение итогов урока. Рефлексия

- С каким произведением познакомились?
- Кто его автор?
- О чём оно? Почему автор назвал его былью?
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а теперь знаете?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?

Мне всё понятно-

(зелёный)                                  (зелёный)

Мне ещё надо поупражняться--                             (синий)

Я плохо понял эту тему -                                      (красный)

- Спасибо Вам, ребята. Берегите себя и своих близких.

 

- Стихотворение «Быль для детей»

 

- С.В.Михалков

- События стихотворения были на самом деле

- Высказывают свое мнение

Личностные:

использование умения читать для удовлетворения личного интереса;

Метапредметные:

Р.:самооценка деятельности;

К.: умение слушать речь учителя и одноклассников;

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта Урок-презентация по литературному чтению во 2-м классе «

Технологическая карта Урок-презентация по литературному чтению во 2-м классе «

Метапредметные задачи урока:

Метапредметные задачи урока:

Технологии: продуктивного чтения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Технологии: продуктивного чтения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Ход учебного занятия № п/п

Ход учебного занятия № п/п

Соедини слова правого и левого столбиков (левый столбик) 1)

Соедини слова правого и левого столбиков (левый столбик) 1)

Как можно назвать родную землю?

Как можно назвать родную землю?

Посмотрите на выставку книг

Посмотрите на выставку книг

Высказывают свое мнение.Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Высказывают свое мнение.Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Для кого автор написал это произведение? 5)

Для кого автор написал это произведение? 5)

Левой - раз, левой - раз, Посмотрите все на нас

Левой - раз, левой - раз, Посмотрите все на нас

Работа над 3 частью стихотворения -Прочитайте про себя 3 часть -О чем эта часть? -Кого прославляет поэт?

Работа над 3 частью стихотворения -Прочитайте про себя 3 часть -О чем эта часть? -Кого прославляет поэт?

Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения

Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения

Домашнее задание 1.Для всех учебник стр

Домашнее задание 1.Для всех учебник стр

Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."

Открытый урок по литературному чтениюпо теме: "С.Михалков Быль для детей."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2023