Технологическая карта
Урок-презентация по литературному чтению во 2-м классе « С.Михалков Быль для детей».
ФИО Зеленина Наталья Дмитриевна
Место работы ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Большечерниговского района Самарской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Тема урока: С.В.Михалков «Быль для детей». Программа «Начальная школа XXI века»
Базовый учебник Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-
М.: Вентана-Граф, 2012;
Цели урока:
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со
страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного
мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине,
уважения к защитникам Отечества
Развитие универсальных учебных действий на уроке
Дидактическая цель: создать условия для выработки умений и навыков осознанного выразительного чтения, понимания содержания прочитанного, формирования умения анализировать текст.
Предметные задачи урока:
- создать условия для развития читательских умений: чтения произведения целыми словами вслух и про себя;
- способствовать уточнению словаря учащихся на уроке;
- учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь понимать и принимать учебную задачу: дополнять, уточнять, корректировать;
-проговаривать последовательность действий;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- использовать речь для
регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения;
- уметь слушать и слышать, понимать речь других;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
- воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм;
- проявлять
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- находить нужную информацию в учебнике;
- сопоставлять поступки литературных героев, события, видеть их мотивы;
- подбирать примеры из прочитанных произведений по изучаемому тексту;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Технологии:
продуктивного чтения,
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникативные,
обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Оборудование, материалы, программное обеспечение:
Литературное чтение: 2класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 /авт.-сост. Л.А. Ефросинина/.-
М.: Вентана-Граф, 2012;
медиапроектор, интерактивная доска;
аудиозапись;
портрет писателя;
карточки с заданиями для работы в
парах;
толковый словарь С.И. Ожегова;
выставка книг С.В.Михалкова;
маленькие парусники с цветными парусами.
Формы работы: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный урок с применением технологии продуктивного
чтения, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной.
Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету.
Ход учебного занятия
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Организационный |
Сейчас у нас урок литературного чтения. Как хорошо уметь
читать Не надо к маме
приставать, Не
надо к бабушке идти, воспринимать речь
учителя, -Скажите пожалуйста «Зачем человеку нужно чтение?» |
Слушают
Высказывают свое мнение. |
Личностные: воспринимать
речь учителя, выражать свое
отношение. Р:организация учебной деятельности К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2 |
Актуализация знаний |
-Давайте вспомним пройденный материал, Будем работать в парах. На столе карточки с заданиями. - Но сначала повторим правила делового сотрудничества.
-Прочтите задание и обсудите, как надо его выполнить. -Если нет вопросов, приступайте к работе
Задание (на карточках). Вспомнить название и автора произведения из изучаемого раздела, определить жанр. Соедини слова правого и левого столбиков (левый столбик) 1) При солнышке тепло- при матери добро . 2) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. 3) Малиночка сладенька, Спи, доченька, маленька. Березонька, скрип, скрип, А доченька, спит, спит... 4)Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку. 5) Их деды сажали Своими руками Себе на потеху И внукам на память (левый столбик) Рассказ Народная сказка Пословица Стихотворение Народная песня
- Что объединяет эти произведения?
|
- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга
Пословица 1- татарская народная сказка «Три сестры» 2- народная песня 3- рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком 4- стихотворение В.Солоухин «Деревья»
Эти произведения о семье, раздел «Семья» |
Личностные: самоопределение; применять навыки сотрудничества. Метапредметные: Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности; К: согласовывать действия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать другие мнения; умение работать в паре ; П: выполнять задание на основе полученных знаний;
|
3 |
Речевая разминка |
-Прочтите
предложение- про себя, вслух. - Что прочитали? - Объясни смысл пословицы. -Определите тему пословицы. - Как можно назвать родную землю? Подберите синонимы |
Пословицу
Высказывают свое мнение.
О Родине
Родина, Отечество, Россия, Отчизна |
Личностные: познание прошлого своей страны и народа; Метапредметные: Р: понимание и постановка учебной задачи; К: умение выражать голосом различную интонацию; П: преобразовывать информацию из одной формы в другую;
|
4
5 |
Мотивационно- целевой
Работа над новым материалом. 1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе.
|
1)Формулирование темы урока Послушайте. Звуковой ряд: звучит голос Левитана «Объявление о начале войны», затем куплет песни «Священная война». -Ребята, вы догадались, произведение по какой теме будем читать сегодня ? 2)Антиципация (предугадывание, представление о предмете или событии…) С каким произведением познакомимся? Прочти на стр.88
фамилию автора, название произведения. -Посмотрите на выставку книг. Что их объединяет? - Прочтите на стр.91 название произведения С.Михалкова
3) Первичное восприятие текста - В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.
Послушайте:«Быль для детей» С.Михалков (учитель читает вслух)
4) Проверка первичного восприятия. - Какие чувства вы испытали, слушая это произведение? - Что слушали? Какое произведение по жанру? - Какие картины вы представляли, слушая это
стихотворение? |
О Великой Отечественной войне, о Родине
Сергей Владимирович Михалков «Быль для детей».
Рассказ о том, что было или бывает на самом было или
бывает на самом деле. Высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение.
Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.
- Стихотворение.
Высказывают свое мнение. |
Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения; Метапредметные: Р.: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; формулирование темы после обсуждения. П.: восприятие прослушанного произведения; умение определять тему и жанр произведения; К.; умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя; умение слушать собеседника
|
6 |
Работа с текстом 2.Вторичное восприятие текста. 2.Лингвистическое комментирование
|
Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?
2.Лингвистическое комментирование
Но сначала обратимся к словарю: Советские люди, советский народ, фронт
-Кто такие советские люди?
- Объясни значение слова "фронт".
3)Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову (чтение хором) Солдаты
4) Работа над содержанием произведения.
- Сколько частей в были?
Прочтите вступление. - Для кого автор написал это произведение?
5) Работа над 1 частью стихотворения - Когда началась война? Прочитайте - Кто дал немецким войскам приказ? - Кто встал на защиту Родины? -Прочитайте, как встали русские полки?
-Слова «и от моря и до моря встали русские полки» называются «Эпитеты» (образное художественное определение свойств предмета) -На защиту
Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт,
женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб,
отправляли продукты на фронт для родной армии. - Озаглавьте 1-ю часть? 6) Физкультминутка Как
солдаты на параде, 7)Работа над 2 частью стихотворения
- С кем сравнивает автор наш народ? -О каких городах говорится во 2 части? -Найдите эпитеты в этой части стихотворения
-Для чего нужны эпитеты? -Зачем С,Михалков использует эпитеты в стихотворении? - Как будете читать эту часть? 8)Работа над 3 частью стихотворения
-Прочитайте про себя 3 часть -О чем эта часть?
-Кого прославляет поэт? Прочитайте
Озаглавьте 3 часть
9) Выразительное чтение стихотворения
9 Мая 1945 года –это большой всенародный праздник. Долгожданный День Победы принес мир не только нашему народу, но и многим народам на Земле
-Ответьте на 3 вопрос стр 93 учебника
Прочитайте выразительно стихотворение |
До 1991 года наша страна называлась Советский Союз, а народ который в ней жил советский
место военных действий
Для детей
Летним утром на рассвете
Гитлер
Встали русские полки, все кому мила свобода и Отчизна дорога
и от моря и до моря встали русские полки
Высказывают свое мнение
Учащиеся повторяют движения физкультминутки
С богатырями
О Москве, Орле
«Показал себя на деле богатырский наш народ»
Делают нашу речь яркой, красивой,выразительной
Чтобы показать мощь и силу армии, народа, страны.
С гордостью, необходимо передать мощь нашей армии
Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым, Слава павшим и живым
О Победе
Высказывают свое мнение
1-с тревогой 2-с гордостью 3-торжественно, с радостью
Дети выразительно читают стихотворение |
Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач; познание героического прошлого своей страны и народа на примере литературного произведения; Метапредметные: Р.: понимание и постановка учебной задачи; формирование умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой; П.: формирование познавательной учебной задачи; выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение нужной информации; умение работать с произведением в стихотворной форме; К.: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении; умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста; умение полно и точно выражать свои мысли; умение работать в группах;
|
7
|
Самостоятельная работа с самопроверкой |
1)Моделирование обложки. -У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения. 2)Конкурс пословиц. Какие вы знаете пословицы о Родине? |
1 ученик у доски
Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.
Называют пословицы о Родине |
Личностные: самоопределение и самопознание Метапредметные: Р.: понимание и постановка учебной задачи; коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности; П.; формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок; К.: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; |
8 |
Обобщение по теме урока |
Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну? С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ветеранами, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. С каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. В нашем селе лет 20 назад было 102 ветерана. А сейчас остались Боровков Иван Михайлович и Сыромятников Михаил Васильевич. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле. |
Ветераны
|
Личностные: проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны
|
9 |
Домашнее задание |
1.Для всех учебник стр.88-89, выразительное чтение 2. Творческая работа: расспросить пробабушек и продедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живёт память о войне» (книжка-самоделка) 3. Нарисовать иллюстрацию к книге о войне. |
|
Личностные: самоопределение; выбор задания для удовлетворения личного интереса; познание героического прошлого своей семьи; Метапредметные: Р: закрепление умения читать или рассказывать произведение выразительно |
10 |
Подведение итогов урока. Рефлексия |
- С каким произведением
познакомились? Мне всё понятно- (зелёный) (зелёный) Мне ещё надо поупражняться-- (синий) Я плохо понял эту тему - (красный) - Спасибо Вам, ребята. Берегите себя и своих близких.
|
- Стихотворение «Быль для детей»
- С.В.Михалков - События стихотворения были на самом деле - Высказывают свое мнение |
Личностные: использование умения читать для удовлетворения личного интереса; Метапредметные: Р.:самооценка деятельности; К.: умение слушать речь учителя и одноклассников; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.