Открытый урок по музыке "Джаз"
Оценка 4.6

Открытый урок по музыке "Джаз"

Оценка 4.6
docx
02.02.2021
Открытый урок по музыке "Джаз"
Джаз - искусство XX века.docx

Открытый интегрированный урок музыки, изо и литературы

                        на тему «Джаз – искусство XX века»

                                                   6 класс.

Цель урока:   Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке.

Задачи: - познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза;

               - расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонацинного слуха,  чувства  ритма, музыкальной памяти), развитие коммуникативных  навыков – умения работать в группе – в хоре);

               - воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; содействовать воспитанию личности готовой участвовать в диалоге культур.

 Форма урока: урок - лекция с элементами презентации

 Тип урока –  интегрированный, развивающий (формирование новых знаний).

 Методы:       словесные ( беседа, учебный диалог)

                       наглядные ( раздаточный материал, слайды, учебник)

                       ИКТ ( презентация )

 Формы организации деятельности:

                слушание;

                музыкально-ритмические движения;

                 пение

 Средства:  ресурсы мультимедиа, учебник, дидактический раздаточный материал.

Музыкальный материал: Луи Армстронг «Hello, Dolly!», спиричуэл «Бог, осуши мои слёзы», блюз «Сегодня я пою блюз», Оливер «Блюз западной окраины», Гленн Миллер «In the mood», Монтгомери «Караван», Луи Армстронг «Go Down Moses», Девис «Summertime», Джоплин «Увеселитель».

                                                         

                                                        Ход урока.

 

1. Организационный момент

Звучит джазовая композиция Луи Армстронга “Hello ,Dolly!»

 

Свобода выражения мнений,
Навстречу музыке, судьбе,
Границы мира мы изменим,
Под звуки ритма, стиль в тебе.

Совсем не страшно, что не знаем
Здесь песни слов и языка,
Душой всей точно понимаем,
Для голоса одна строка.

 

Учитель: Ребята, вы прослушали несколько необычную для вас музыку, какую?

Ученики: Это джаз.

 Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ века.  Выдающиеся люди говорили о нём:    «Джаз – это музыка преодоления и победы.»- Мартин Лютер Кинг, «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.»- Л. Коллер,

( Слайд  №1, 2.)

  Итак, тема нашего занятия:  «Джаз – музыка XX века».

(Слайд №3)

Учитель.  Мы прослушали музыку в исполнении одного из талантливейших представителей джаза – Луи Армстронга – трубача и певца.

История возникновения джаза такая же запутанная, как и сама музыка. Зародилась она в Соединенных Штатах Америки, а прародителями ее были африканцы. Те африканцы, которые попали в Америку как рабы. Именно на основе африканской музыки, которая отличалась от музыки других народов мира ритмическим многоголосием, полиритмией и перекрестной ритмикой возникло новое музыкальное течение.

Происхождение слова «джаз» породило много догадок. Приводится имя негритянского пианиста Джесса (Робен Гоффен «Джаз»), а также негра-корнетиста Джазбо Брауна (ему посетители в чикагском кафе кричали: «Еще, Джаз!»), а может быть, оно произошло от французского глагола «jaser» («жазе») - «трещать», или же это слово африканского происхождения и означает «волновать», «возбуждать», «приводить в экстаз»? Четкой гипотезы нет. Но главное то, что на рубеже веков родилась совершенно новая музыка, занявшая свою особую нишу в мировом музыкальном искусстве.

Американский историк джаза Б. Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б. Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

(Слайд №4)

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

 ( Слайд  № 5.)  Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку в начале 17в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд негров для тяжелых работ на своих   плантациях. С раннего утра и допоздна не разгибая спины трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

(Слайд №6)

-Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Звучит любая из предложенных джазовых иллюстраций.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

(Слайд  №7.) Негры удивительно музыкальны и ритмичны.

Звучит «Go Down Moses» Луи Армстронга.

(Слайд  №8.) В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

   В начале это была настоящая африканская музыка, которую невольники привезли со своей родины, но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималась музыка белых. Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз. Чёрные рабы пели христианские религиозные гимны.  Но пели по своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь.

(Слайд  №9.)  Так возникли негритянские песни-молитвы – спиричуэл. Возвышенные, скорбные, полные страдания и веры в лучшую жизнь.

                                      

(Слайд  №10.) 

 Сейчас мы прослушаем спиричуэл «Бог осушит мои слёзы».

Красота, поэтичность и богатство этой мелодии дают нам представление о необычайной музыкальной одарённости негров.

Учитель. К какой сфере музыки "лёгкой" или "серьёзной" вы отнесли бы это произведение?

Ученики. К серьёзной. В музыке соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного рабством человеческого достоинства.

Учитель. (Слайд №11) Спиричуэл-один из источников джаза.

 

(Слайд  №12.) Другим источником джаза являются блюзы 

(Слайд  №13.) Высказывание поэта Л.Хьюза

Прослушивание блюза "Сегодня я пою блюз".

А теперь слушаем музыку и стихотворение Сергея Петрова, которое так и называется «Джаз».

 (Слайд №14) Сыграй мне, Монк, магический би-боп

                           Чтоб, как мороз по коже пробежала

                           Кромешных звуков стонущая дробь

                           Рыданьем негритянского квартала.

 

(Слайд №15)  Чтоб сбросив бренной жизни тяжкий груз,

                           Вспарить к Отцу, земле оставив тело,

                           Когда пронзит животных звуков пульс

                          Тотемною тоской спиричуэла.

 

(Слайд №16) Чтоб в чёрных джунглях блюзовых тонов

                          В экстазе рваться к небу сквозь стенанья

(Слайд №17) И в полночь вдруг открыть во мгле веков

                          Мистическую тайну мирозданья.

 

(Слайд №18) Чтоб дельтой Миссисипи кисти рук

                         Вливались в океаны модуляций,

(Слайд №19) Сметал гольфстримом восхищений звук,

                         Причудливой струёю интонаций.

 

(Слайд №20) И рифф бы верным ангелом кружа,

                         Синкопам чутко всхлипывал дуплетом,

(Слайд №21) Катарсисом под кожею дрожа,

                         Блистающую потно фиолетом.

 

 

(Слайд №22) Вбиваясь в вечность диссонансов клин,

                         Души октава в выси пусть искрится,

(Слайд №23) Чтоб мог ты среди звёзд, Творенья сын,

                          Растерзанной душою с Богом слиться...

 

(Слайд №24) Сыграй мне, Монк, магический би-боп.

                         И дай от мира тлена, зла очнуться,

(Слайд №25) Увидеть небо можно было чтоб

                         И к тайне мирозданья прикоснуться!..

 

 

Учитель: Похожи ли по своему жизненному содержанию спиричуэл и блюз?

Ученики: Совсем не похожи.  Спиричуэл - скорбные, полные веры и страдания, а Блюзы - тоска соединена с весельем отчаяния и безверия

Учитель: Что скрывалось за диким, отчаявшимся весельем блюзов?

 Ученики: Трагедия целого народа.

Звучит «Караван» Монтгомери.

 (Слайд  №26.) Очень любили негры играть в оркестрах. Сначала они играли на самодельных инструментах. . После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры наконец-то смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз

Учитель: В чём основные особенности джаза?

Ученики: В ритме.   

 (Слайд  №27.)

Учитель: Импровизация - в переводе с латинского - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Музыканты джаза должны уметь импровизировать, либо соло на фоне  аккомпанемента.

Учитель: Давайте познакомимся с некоторыми известными исполнителями джазовой музыки. Итак, назовём их:

 Ученики:  Бесси Смит

                    Луи Армстронг

                    Гленн  Миллер

                   Дюк Эллингтон

                   Элла Фитцжеральд

(Слайды  №28, 29, 30, 31, 32.)

Звучит фрагмент «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина.

(Слайд  №33)   Джордж Гершвин - первый амриканский композитор, чья музыка стала известна во всём мире. Он интересовался жизнью  негров и написал о них оперу "Порги и Бесс".

(Слайд  №34) В основу своей музыки Гершвин положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав её с приёмами европейской симфонической музыки. Так возник новый стиль музыки - симфоджаз.

 Учитель: Какие инструменты джазового оркестра вы знаете?

Ученики:  Саксофон, рояль, саксофон, кларнет, тромбон, гитара, ударные, вокал.  (Слайд  №35)

  (Слайд  №36) Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь, он распространился сначала в Амрике, а затем во всём мире. Он перестал быть искусством негров. Очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Джаз - оркестры есть и у нас в стране.    (Слайды  №37, 38)

В джаз-оркестре  нет постоянного состава. Джаз - это всегда ансамбль солистов.

Звучит любая джазовая иллюстрация.

Красивые паденья, взлёты -
Сначала в одиночку, а потом
Вдвоём, втроём и вчётвером -
До самой трудной ноты
Все звуки, набирая высоту,
Врываются в тебя, как в пустоту,
Поющие меняя голоса.
Так музыка свершает чудеса,
В душе и сердце поселяясь навсегда,
Всё остальное для тебя уж ерунда...
А потеряв контроль, уже ты сам не свой,
Когда она овладевает вдруг тобой,
Тихонько плоть твою съедает,
И позже, добираясь до костей,
Твой ум собою заполняет,
Приворожив к себе сильней.
Губительную обретая страсть,
Готов с высот своих упасть,
Припав к ее ногам, и обо всём забыв,
Ты напеваешь будоражащий мотив.
Желанием горя её коснуться вновь,
Вдруг понимаешь, что она -
Твоя последняя любовь...
А звуки продолжают волновать,
Истомой твою душу заполнять.
Закрыв глаза, облизывая губы
Слегка покачиваясь в такт,
До смерти с нею заключив контракт,
На муки вечные обрёк ты сам себя,
Всю жизнь любовь и верность ей храня...
Потоп не может загасить вулкан,
Но может она голову вскружить,
Так незаметно заманив в капкан,
Что без нее тебе уже не жить.
И долго будет музыка звучать -
Волшебный и неповторимый джаз,
Лаская слух, лишь для тебя играть -
Рояль и барабаны, контрабас и сакс...

                                                                   Ирэна Левина

 

Вокально-хоровая работа:

Песня «Старый рояль» - исполнение учителя.

(Слайд №27) Текст песни «Старый рояль» М. Минкова.

Анализ песни:

Учитель: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов)

Разучивание  и исполнение песни.

Учитель: Ну что же, наше путешествие в страну джаза подходит к концу.

Что нового вы узнали сегодня о джазе?

 Ответы детей

 (Слайд  №28) - раздаточный материал. Домашнее задание: разгадать кроссворд.

Учитель: Всем спасибо за работу на уроке. До новых встреч!

 

Источники:

История джаза, возникновение и развитие

jazzfriends.ruhistory_jazz.html

Краткая история возникновения и развития джаза в США и позже...

muz-school.rubiblio/oh--uj-etot-djaz.html

ДжазВикипедия

ru.wikipedia.orgДжаз

Презентация на тему: ...Проследить историю возникновения джаза....

myshared.ruslide/381148/

История возникновения джаза

jazz-jazz.ru739

"История возникновения джаза" (урок-лекция)

festival.1september.ruarticles/561220/

Джазмузыка ХХ века

teacherjournal.com.uaattachments/386_Джаз.doc

Яндекс.Картинки: найдено 4 тыс. картинок

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый интегрированный урок музыки, изо и литературы на тему «Джаз – искусство

Открытый интегрированный урок музыки, изо и литературы на тему «Джаз – искусство

Гленн Миллер « In the mood »,

Гленн Миллер « In the mood »,

История возникновения джаза такая же запутанная, как и сама музыка

История возникновения джаза такая же запутанная, как и сама музыка

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое

Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за

Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за

Слайд №15) Чтоб сбросив бренной жизни тяжкий груз,

Слайд №15) Чтоб сбросив бренной жизни тяжкий груз,

Слайд №24) Сыграй мне, Монк, магический би-боп

Слайд №24) Сыграй мне, Монк, магический би-боп

Учитель : Давайте познакомимся с некоторыми известными исполнителями джазовой музыки

Учитель : Давайте познакомимся с некоторыми известными исполнителями джазовой музыки

Врываются в тебя, как в пустоту,

Врываются в тебя, как в пустоту,

Учитель: В каком стиле прозвучала песня?

Учитель: В каком стиле прозвучала песня?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021