Открытый урок «22 марта — Всемирный день водных ресурсов» в разновозрастной группе
Конспект по ознакомлению с природой
Тема:
«22 марта - Всемирный день водных ресурсов».
Группа общеразвивающей направленности
детей 4-7 лет
Подготовила: воспитатель
Карташова Т.Г
Возрастная группа 4-7 лет
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1 Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды;
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
2 Развивающие:
-развивать интерес, инициативу.
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать умение анализировать, делать умозаключения;
- развивать внимание, память, связную речь;
3 Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
-воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Выполнение опытов, умение анализировать, делать выводы
Оборудование: Стаканы с водой, стакан с молоком, чайная ложкам 2шт, таз, снег, лед, соль, сахар, песок, камешки, листья, бутылочка с краской.
Критерии оценки деятельности детей на занятии Активно участвовать в исследовательской деятельности. Проявлять самостоятельность, умение сопереживать.
Проявлять волевые усилия. Аргументировать самооценку
Образовательная деятельность
I Вводная часть
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
С улыбкой на месте замри»
-Ребята, я вас попрошу друг другу улыбнуться и посмотреть на доску.
На доске картинки с изображением моря, реки, озера и ручья. (картинки 1).
- Что вы видите на доске? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета. (картинка 2). Глобус показать.
- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
- 22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду и водные ресурсы.
Без воды невозможно обойтись даже один день.
-Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды?
-Вода-главный источник жизни на земле.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, о чем говориться в стихотворении? (ответы)
-Вода-вещество, которое может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном, поэтому на земле осуществляется круговорот воды в природе.
-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на доску, это капля воды. (картинка 3 с изображением капли воды)
Вода постепенно испаряется с поверхности морей, рек, озер, прудов. В воздухе всегда есть невидимый водяной пар. Днем влага испаряется с поверхности. Ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под утро. Тогда часть влаги, находящаяся в виде водяного пара в воздухе, выпадает прозрачными капельками росы.
Целеполагание - А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства, а затем сделать вывод: как сохранить воду чистой
II Основная часть Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику и физминутку.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами). А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой -это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах.
Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 3: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Опыт 4: «Лед и снег – твердая вода»
Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит снег, а в другом лёд. Предложить в руку взять снег. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает в руке.
Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.
Опыт 5: «Пар – это тоже вода».
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Итак: что мы можем сказать о воде? Вода какая? (Вода прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода. Для кого вода является домом?
- Ответы детей, а затем показ картинок.(картинки4)
- Для чего нужна вода человеку?
Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. (Ответы детей)
-Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям!
Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»
Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.
Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.
Опыт 1.
Возьмем таз с водой, речной песок, камешки, листья. Сейчас я вам расскажу экологическую сказку.
- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло.)
-Видны ли теперь фантики в пруду? Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.
-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)
-Ребята, вы сделали правильные выводы.
III Заключительная часть -Вам понравилось быть исследователями?
-Что мы сегодня исследовали?
-К каким выводам пришли?
3.1 Анализ результатов деятельности Сейчас я попрошу вас из лаборатории вернуться в детский сад и оценить наше занятие. Если вам понравилось занятие, и вы получили полезную информацию, возьмите цифру пять, если вам было не интересно - цифру четыре, а если вы скучали, то -цифру три.
IV Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Продолжать проводить различные мероприятия, призывающие всех детей беречь воду и водные ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.