Открытый урок по познанию мира 4 класс
Учитель начальных классов Олейник Т.Ю.
Тема: Степи. Растения и животные степей.
Цель: иметь знания о естественных местах произрастания и обитания животных, иметь понятие о степи с ее типичными растениями и животными, уметь отличать растения и животные степей, рассказывать и отвечать на вопросы по теме, работать в группе.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Сегодня к нам в класс пришли гости, они хотят вместе с нами путешествовать. Мы продолжаем путешествовать по естественным местам произрастания растений и обитания животных.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы совершили путешествие куда? ( на луга)
Вспомним, что мы узнали.
а) Составить схему по лугу, выбрать слова, относящиеся к лугу.
б) Индивидуальное задание у доски по вопросам:
1. Виды лугов:
2. Какие растения содержат отравляющие вещества?
3. Кто является самыми красивыми обитателями лугов? Перечисли названия.
в) Рассказать кратко о ( выбрать самим о ком или о чем будете рассказывать):
1. Луга
2. Растения луга
3. Животные луга
4. Охрана лугов
3. Работа над темой урока.
1)Звучит музыка о степи.
Чтение эпиграфа к уроку: «Без конца, куда ни бросишь взгляд, степь лежит – то мать моя вторая».
(С. Мауленов)
2) Беседа.
- Как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся путешествовать? ( в степь)
3) Составление кластера к слову «Степь»
4) – Кто видел степь? Видеофильм о степи
Казахстан – преимущественно степная страна. Именно бескрайние ковыльные степи наиболее характерны для его ландшафтов. Как родная стихия степь воспета в устном народном творчестве, а позднее – в произведениях классиков казахской литературы и музыки, таких как Абай, Джамбул Джабаев, Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Курмангазы и многих других.
- Какие произведения о степи вы знаете?
Стихотворение о степи.
О, степь!
О, солнечная степь!
Влекут твои высоты, степь!
И широка ты, и могуча,
И глубока, родная степь!
Вся – от черты до черты –
Лежишь, пространственная небыль.
Голубизной похожа ты
На опрокинутое небо.
- Вспомните произведение С. Муканова «Родная степь»
- Как выглядит степь в этом произведении? ( весной, летом, в дождливые дни)
Красоту степи перелают такие сравнения:
«Степь, как шелковое одеяло с рисунком в крупный горох».
«Озера, как круглые зеркальца на зеленом бархате».
«Нагретый воздух слегка дрожит над степью, будто кого-то боится. Дальние аулы, отары овец похожи на легкие облака, плывущие в мареве. Жаворонки поют-заливаются.
Земляника рассыпана в ковыльных балках, как крупные розовые бусы, кто их потерял?
5) Итак, что же такое степь? Сегодня у нас на уроке есть географы, ботаники, зоологи, которые нам расскажут много интересного. Кто это такие?
Степь – равнинное обширное пространство без лесов.
Чтение с пометками «Степи» с 75-76. Что знали? +, чего не знали? -
Слово географам: ( карта)
Степная зона занимает северную часть Казахстана. Степь занимает территории семи областей и составляет 26% всей территории Казахстана (648 тыс. км²).
Для степной зоны характерен суровый континентальный климат с холодной и продолжительной зимой, когда морозы достигают – 30 º и более.
Степную зону разделяют на 3 подзоны по типам почв, степени засушливости климата и преобладающим типам растительности: разнотравно-ковыльные степи, типчаково-ковыльные степи с ксерофитным разнотравьем, полынно-ковыльные степи. Специалисты выделяют здесь 20 основных формаций растительности.
Совершенно преображают и обогащают степной ландшафт озера, которых в этой зоне тысячи, особенно в северной ее половине.В озерных котловинах с их разнообразием растительности сосредоточено и животное население.
- Как выглядят степи сегодня?
Слово географам.
Современное состояние ковыльных степей плачевно. Подавляющее большинство этих территорий в 50-х гг. прошлого века в период освоения целинных земель, было распахано. В последние десятилетия часть пашни заброшена и превратилась в зарастающие сорняками залежи. Сохранившиеся участки ковыльных степей видоизменились под влиянием неумеренной пастбищной нагрузки. Некоторые из них превратились в типчаковые, другие – в полынные степи. В степной зоне есть 2 государственных заповедника – Наурзумский и Кургальджинский, которые играют существенную роль в сохранении биологического разнообразия казахстанских степей.
6) Беседа.
- Какие растения вы видели в степи?
- Что вы о них знаете?
7) Чтение с пометками с 77 + -
8) Слово ботаникам. Они поподробнее ознакомят нас с некоторыми растениями степи.
По страницам Энциклопедии.
Сосна обыкновенная
(семейство сосновые)
Самое известное и широко распространенное из всех хвойных пород Казахстана. Своеобразной красотой отличаются одиночные, растущие на просторе деревья. Их мощный, покрытый красновато-бурой, трещиноватой корой ствол нередко причудливо искривлен, а яркая зелень широкой округлой кроны перемежается желтоватыми полосами коры ветвей.При повреждении ствола прозрачными, похожими на слезы каплями выступает ароматная смола. Трудно переоценить значение сосны в жизни человека.
Таволга зверобоелистная
(семейство розоцветные)
Самый распространенный степной кустарник Казахстана. Он широко распространен почти на всей территории республики, за исключением юго-западных и южных пустынных регионов. По степным ложбинам и горным склонам таволга иногда встречается в значительном количестве и образует заросли.
Этот невысокий кустарник отличается характерными прутьевидными ветвями с гладкой коричневой или красноватой корой. Древесина таволги очень прочная и твердая.Листья мелкие, вытянутые, на верхушке закругленные.Цветки мелкие, имеют типичное для розовоцветных строение.
Тюльпан шренка
(семейство лилейные)
У этого тюльпана довольно крупная луковица, покрытая сухими черновато-бурыми чешуями, и гладкий голый стебель до 40 см высотой. Листья продолговатые, постепенно
кверху уменьшаются, короче цветка. Цветок чашевидно-лилейной формы, до7 см высотой, с приятным легким ароматом. Окраска самая разнообразная – чисто белая, желтая, розовая, красная, сиреневатая и почти фиолетовая.В центре цветка находится желтое и черное пятно.
Ковыль Лессинга, или ковылок
(семейство злаки)
Наиболее широко распространенный вид из 42 казахстанских представителей рода ковыля. Этот плотнодерновинный многолетник имеет хорошо развитую корневую систему, проникающую на глубину до 1 м и более. Листья многочисленные, свернутые, очень узкие, стебли не превышают 70 см в высоту. Соцветие узкое, метельчатое, состоит из одноцветковых колосков.Во время цветения ковыльная степь особенно красива. Колеблющая от ветра сплошная масса беловатых остей похожа на переливающийся серебристый шелк.
Патриния средняя, или каменная валериана
(семейство валериановые)
Это травянистый многолетник с запахом валерианы предпочитает каменистые и ощебненные места, с чем связано его второе название – «каменная валериана». Растет в ковыльно-разнотравных степях, по скалам и осыпям, нередко на речных галечниках, где иногда образует обильные заросли. Корень у валерианы каменный стержневой, многоглавый. Цветки ярко-желтые. Установлено, что препараты из корнейпатринии снижают кровяное давление и улучшают работу сердца, обладают успокаивающим действием.
- Да, среди растений много лекарственных, благодаря которым мы можем поправить свое Здоровье.
9) Загадки:
Чудо – зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Маленький старичок
Сплел в углу гамачок. (Паук).
Кто над озером иль речкой
То кружит, то взмоет свечкой,
То зависнет, сбросив ход,
Словно микро-вертолет.
Комаров и мух угроза!
Догадались?...(Стрекоза)
Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
И звук «ж» твержу. ( жук).
Среди камней лежит на нас глядит. (Змея).
Может на озере, может в болоте
Нежит она свой зеленый животик.
Слышаться голос певуньи… (Лягушки).
- Как одним словом всех назвать ? (Животные)
10) Беседа о животных степей.
- Каких животных вы видели в степи?
- Что вы о них знаете?
11) Чтение с пометками Животные степей с. 78-79
12) Слово зоологам, которые подробнее ознакомят нас с некоторыми животными степи.
По страницам энциклопедии.
Большой суслик
Большой суслик один из шести видов рода в Казахстане. Облик суслика, стоящего «столбиком» в степи, нередко у самой дороги, хорошо знаком каждому, а русское имя его
проникло даже в английскую речь. Этот небольшой грызун, помимо травы и корней питается также семенами злаков и вредит полям, за что преследуется человеком. Живет в норах. Один раз в году самка приносит от 6 до 14 детенышей. На зиму залегает в спячку до 6 – 9 месяцев.
Степная пеструшка
Степная пеструшка – мелкий мышевидный грызун: длина тела12 см, хвоста – 2 см, вес всего 30-40 г. Общественные норные зверьки живут семьями в небольших поселениях из 4-10 нор, питаются зеленой травой и семенами. Вредителями не являются, а в местах, где пеструшек много, благодаря активной роющей деятельности, ведущей к вертикальному перемещению частиц почвы, пеструшки оказывают заметное влияние на засоление или рассоление почв.
Степной жаворонок
Степной жаворонок – один из 13 видов жаворонков в Казахстане и самый крупный из них. Распространен в Казахстане в двух противоположных регионах: северо-западе и в предгорьях юга и востока. Везде селится в степных участках. Зимует за пределами Казахстана, прилетая к нам в марте и улетая в октябре. Это самый типичный представитель рода степных жаворонков: плотного телосложения, высокий на ногах, с пестро-серым верхом и белым низом. На груди двойное темное пятно. Песня жаворонка звонкая, громкая.
Степной орел
Степной орел – самый обычный из орлов в Казахстане, хотя и занесен вместе с другими орлами в Красную книгу. Будучи чуть меньше беркута степной орел имеет более светлую и пеструю окраску оперения. Но эти различия не очень заметны, и нужны хорошие навыки для различения видов орлов. В Казахстане встречаются с марта по сентябрь, холодное время года проводит на юге Азии и в Аравии. Основной пищей степному орлу служит малый суслик. В кладке самка насиживает 1-3 пятнистых яйца.
11) Составление схемы
степь
растения животные
12) Рабата в группах.
1 гр. – Польза животных и растений степи
2 гр.- Вред животных и растений степи
3 гр. – Охрана растений и животных. Для чего?
13) Рефлексия. Тест.
Степи.
1.Что такое степь?
а/ пониженные участки земли, на которых растут растения
б/ безлесное пространство, покрытое травами
в/ возвышенные участки земли
2.Почему весна в степи самое лучшее время года ?
а/ талая вода не скапливается
б/ на деревьях появляются листочки
в/ степь покрывается цветами
3.Благодаря чему гусиный лук сохраняется в земле?
а/ много в земле влаги
б/ в луковицах сохраняется запас питательных веществ
в/ стебли и листья высыхают
4.Какие растения растут в засоленной почве ?
а/ ковыль
б/ тимофеевка
в/ клевер
5.Какие животные обитают в степях ?
а/ сайгаки
б/ ежи
в/ белки
6.Какие животные очень осторожные ?
а/ суслики
б/ сурки
в/ барсуки
7. В зависимости от способа добывания пищи животные делятся
а/ на 2 группы
б/ на 4 группы
в/ на 3 группы
14 Самопроверка. Самооценка.
15 Итог урока.
- Вот завершилось наше путешествие.
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
с 75-79 , ответить на вопросы,
в тетради словесное рисование степи
1гр. – летом
2 гр. – осенью
3 гр. - зимой
ГУ «Средняя школа №17 отдела образования акимата г. Костаная»
Открытый урок
по познанию мира
4 класс
Олейник Т.Ю.
Костанай 2016 -2017 уч. год
Степи. Растения и животные степей.
Луга Пойменные Суходольные Растения луга Животные луга
люцерна донник мята мята незабудка зверобой душица клевер луговой герань луговая иван – чай болиголов мак
перепелки лунь пчелы антилопа луговой мотылек голубянки пчелы
Степи Луговые Сухие Пахотные Растения степей Животные степей
гусиный лук мак ковыль поповник терескен карагана тюльпан шренка
воробей беркут суслик сурок барсук хомяки мыши лисы волки зайцы ежи степной орел журавли дрофы саранча
Тест
Степи.
1.Что такое степь?
а/ пониженные участки земли, на которых растут растения
б/ безлесное пространство, покрытое травами
в/ возвышенные участки земли
2.Почему весна в степи самое лучшее время года ?
а/ талая вода не скапливается
б/ на деревьях появляются листочки
в/ степь покрывается цветами
Ключ
3.Благодаря чему гусиный лук сохраняется в земле? 1 - б
а/ много в земле влаги 2. - в
б/ в луковицах сохраняется запас питательных веществ 3. - б
в/ стебли и листья высыхают 4. - в
5. - б
4. Степные кустарники: 6. - а
а/ ковыль 7. - а
б/ тимофеевка
в/ карагана
5.Какие животные обитают в степях ?
а/ медведи
б/ ежи
в/ белки
6.Какие животные очень осторожные , при приближении опасности издают резкий свист?
а/ суслики
б/ сурки
в/ барсуки
7. Самые многочисленные представители животного мира степей -
а/ насекомые
б/ птицы
в/ звери
Критерии оценивания:
«5» - без ошибок
«4» - 1ошибка
«3» - 2-3 ошибки
«2» - более 3 ошибок
«Без конца, куда ни бросишь взгляд, степь лежит – мать моя вторая»
Ключ
1 - б
2 - в
6 - а
3 - б
4 - в
5 – б
6 – а
7 - а
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.