Открытый урок по русскомк языку
Оценка 4.7

Открытый урок по русскомк языку

Оценка 4.7
doc
русский язык
2 кл—3 кл
17.07.2023
Открытый урок по русскомк языку
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ.doc

 

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» ГО «г. КАСПИЙСК»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

Урок

 по русскому языку

во 2 классе на тему:

«Проверка безударных гласных

в корне слова»

 

 

Подготовила :Мамешева Р.К.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка безударных гласных в корне

 

 

Цели урока:

Предметные:

продолжить изучение темы о единообразном написании корня в однокоренных словах

Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.

Учить работать по алгоритму.

Различать проверочные и проверяемые слова.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования ,.воспитывать интерес к русскому языку, показать его богатство и многообразие однокоренных слов.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П.Канакина), тетради, карточки со словами с безударными гласными в корне; стихотворение М. Бородицкой «Птичьи скороговорки»; 2 нарисованных паровоза с вагончиками, на которых написаны однокоренные слова; 3 таблицы со словами с безударной гласной в корне слова (количество слов одинаково на каждой таблице и не меньше сидящих в каждом ряду школьников),презентация,  картинный словарь,  карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

 

Ход урока

1 .Орг. момент

2 .Эмоциональный настрой

- Хотелось бы начать урок со слов Алексея Толстого. Он писал: « Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»

Изучение русского языка – это великое дело. Этому и  посвятим   наш урок.

3.Минутка чистописания. (Слайд )

 а р я о  и е  

-Какая буква  лишняя? Почему?

-Запишите только гласные буквы ( а  о  и  е  я)

4. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

– Посмотрите на картинку, запишите слова,  поставьте ударение, выделите орфограмму.

Ворона, воробей, сорока, скворец.

 На какую орфограмму записаны слова? ( На безударную гласную  проверяемую и непроверяемую) Проверим написанные слова.

-. Какое слово лишнее? Почему? (Скворец- проверяемая безударная гласная,).

-Сформулируйте тему урока. (Правописание безударной гласной в корне слова)

Продолжим  закрепление по данной теме.

- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное или однокоренное слово). Какие слова называем однокоренными или родственными? (имеющие общую часть- корень и значение)

– Подберите проверочное слово. (Скворушка) 

 

4. Повторение изученного материала

- Прослушайте внимательно стихотворение.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

- Найдите в этом предложении однокоренные слова. (Грачиха, грач, грачата.)

- Что общего у трех этих слов? (Они имеют один и тот же  корень грач.)

А что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

- Как мы по-другому можем назвать однокоренные слова? (Родственными.)

- Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)

- Приведите примеры. (Грач - грачата.)

- Запишите однокоренные слова «грачиха», «грач» и «грачата» в тетрадь. Придумайте еще одно однокоренное слово. (Грачиный.)

5. Работа над темой урока

- Ребята, придумайте еще однокоренные слова. (Дом, домашний, домовой.)

Если внимательно прослушать эти слова, то нам не везде ясно слышно, какую гласную писать в корне слов «домашний» и «домовой». Сегодня мы научимся правильно находить и записывать безударные гласные в корне слова. Но сначала мы немного поиграем. Посмотрите на доску, в волшебной стране Русского языка произошло крушение. Столкнулись два состава. К счастью, никто не пострадал, однако вагоны этих составов так перепутались, что жители волшебной страны никак не могут разобраться, к какому паровоз, прикрепить тот или иной вагончик. Давайте поможем местным жителям, посмотрите на доску.

(На доске друг под другом располагаются два паровоза. На первом написано слово «л с», на втором «л_ст». На другой стороне доски беспорядочно прикреплены вагончики со словами: л_сной, л_совик, л_сничий, л_сток, л_стопад, л_стовой).

- Посмотрите, какие гласные мы должны поставить в словах, записанных на паровозиках? (Лес, лист.)

- Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «лес»? (Лесной, лесовик, лесничий.)

- Почему именно эти вагончики мы прикрепим к этому паровозику? (Они являются однокоренными словами.)

- Давайте запишем эти слова в тетради и выделим корень этих слов. Какой корень мь напишем во всех этих словах, зная правило, что корень в однокоренных словах пишется одинаково? (Лес.)

- Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «лист»? (Листок, листопад, листовой.)

- Почему? (Они являются однокоренными словами.)

- Запишите эти слова, выделив корень. Какой корень мы выделим? (Лист.)

- Посмотрите внимательно, в каких словах гласная в корне слова звучит иод ударением, а значит, слышна четко и ясно? (Лес, лист.)

В остальных словах ударение не падает на гласную в корне, однако, зная правило о едином написании корня в однокоренных словах, мы можем проверить ее. подобрав однокоренное слово, ударение в котором падает на гласную корня.

- Подберите проверочное слово к слову «листок». (Лист.)

- Подумайте, какие слова из тех, что мы с вами уже написали, также требуют проверки? (Лесной, лесовик, лесничий, листопад, листовой.)

- Почему? (Потому что ударение в этих словах не падает на гласную в корне.)

- Давайте потренируемся. Какое слово из слов «гора» и «горный» требует проверки? (Гора.)

- Почему это слово требует проверки? (Гласный звук в корне слова является безударным.)

- Каким однокоренным словом мы можем проверить это слово? (Горный.)

- Почему? (Гласный звук в корне этого слова является ударным.)

- Запишите в тетради проверяемое слово и проверочное слово, обозначьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова. Таким же образом выделите однокоренные слова и запишите их парами: проверяемое и проверочное слово - стол, столовая; зимний, зима; грибник, гриб. (Столовая - стол, зима - зимний, грибник - гриб.)

- Поставьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова.

- Как еще можно проверить безударную гласную в корне слова? Послушайте пары слов: трава травы, река -- реки, лиса - лисы. Итак, как мы можем проверить безударную гласную в корне слова? (Изменить форму числа этого слова)

- Подберите проверочное слово к словам «пятно», «лесок», «бревно». (Пятна, лес, бревна.)

- Запишите эти пары слов в столбик, поставьте ударение, выделите корень и подчеркните гласную букву в корне слова. Какие гласные требуют проверки? (А, о, е, и, я.)

 

6.Физминутка .

А сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

А сейчас мы отдохнем

И опять писать начнем.

(Ученики декламируют стишок и сжимают и разжимают пальцы рук.)

Две лягушки-хохотушки

(Прыгают на месте.)

Отыскали заячьи ушки,

(Показывают над головой заячьи ушки.)

Голубиных два крыла.

(Размахивают руками наподобие крыльев.)

Ноги, словно у осла,

(Делают наклоны вперед, доставая кончиками пальцев до ног.)

Нарядились две подружки:

(Поднимают и опускают руки через стороны.)

Ножки, крылья, заячьи ушки,

(Наклон, взмах руками, имитация ушек.)

На уроки опоздали.

Все болото распугали.

(Все присаживаются, как будто в страхе.)

 

7. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова. (Слайд )

- Какие слова требуют проверки? Составим алгоритм.

– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е, я)

– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)


8. Коллективная  работа

А сейчас мы посмотрим, какой ряд лучше всего понял тему. Посмотрите на таблицы. С каждого ряда по очереди вы должны выйти по одному к доске, найти проверочное слово и вставить безударную гласную.

 

р_ка                     сн_га                              ст_лбы

з_ма                     н_бесный                        м_рить

б_жать                 л_са                                  _конный

б_ляк                    св_тить                          цв_ток

х_дить                  св_сток                          б_льной

п_нек                    к_рневой                        с_сновыи

п_ровой               дв_ровый                       в_да

 

- Лучше всего у нас справился с заданием (называет) ряд, поэтому именно он придумает три слова с безударным гласным звуком в корне слова, а мы подберем проверочное слово и запишем пары в тетрадь. (Например, л_нейка, д_ска, зв_нок.)

- Какое проверочное слово мы подберем к слову «линейка»? (Линия.)

- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень и подчеркните безударную гласную в корне слова. Как мы можем проверить безударный гласный в слове «доска»? (Доски.)

- Как и предыдущие слова, запишите эту пару в тетрадь. Каким проверочным словом мы можем проверить последнее слово? (Звон.)

Запишите эти слова в тетрадь.

 9.Рефлексия.

 

Давайте подведем итоги урока. На этом занятии мы вспомнили, что такое корень, однокоренные и родственные слова.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)

- В каком случае нам необходимо проверить гласную в корне слова, прежде чем записать это слово? (Если в корне слова стоит безударный гласный звук.)

- Какими двумя способами можно проверить безударный гласный звук в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением; изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение.)

- Приведите примеры. (Грибной - гриб; река - реки.)

- Какие гласные требуют проверки? (А, о, е, и, я.)

Своей работой на уроке я: (Слайд)

- доволен…

- не совсем доволен…

-я  недоволен, потому что…

 

10.Домашнее задание

Придумать пять слов с безударным гласным в корне слова, найти проверочное слово, записать пары, поставить ударение, выделить корень и подчеркнуть безударную гласную букву в корне проверяемых слов.

– Чему учились на уроке? (составляли алгоритм проверки слова с безударными гласными)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Правило)

 

 


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МКУ «УПРАВЛЕНИЕ

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МКУ «УПРАВЛЕНИЕ

Проверка безударных гласных в корне

Проверка безударных гласных в корне

На какую орфограмму записаны слова? (

На какую орфограмму записаны слова? (

Лес, лист.) - Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «лес»? (Лесной, лесовик, лесничий

Лес, лист.) - Какие вагончики мы прикрепим к паровозику, на котором написано слово «лес»? (Лесной, лесовик, лесничий

Физминутка . А сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку

Физминутка . А сейчас немного отдохнем и проведем физкультминутку

Например, л_нейка, д_ска, зв_нок

Например, л_нейка, д_ска, зв_нок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2023