Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: " Неопределённая форма глагола"
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: " Неопределённая форма глагола"

Оценка 4.6
doc
24.06.2022
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: " Неопределённая форма глагола"
разработка урока Меркулова Л.И..doc

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6  г.о. Коломна  г.Озёры  

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка  в 4 классе

 

Тема: «Неопределённая форма глагола»

 

УМК:  «Школа России»

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык 4 класс», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Тип: урок «открытия» нового знания

 

 

 

Педагог:  Меркулова Людмила Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Цель:  

Ø познакомить детей особенностями глаголов  неопределённой формой;

Ø развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

Ø учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме;

Ø развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

Ø прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;

Ø воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

                                         

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

 

II. Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь    инфинитив

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (предположения детей)

 

III. Актуализация знаний о глаголе.

1. Интервью.

    Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята.

     на "десятку" знали.

     На письме и в разговоре

     Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. Составление схемы.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

 

IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные на доске слова:

      Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Найдите в них общее. (глаголы, все слова имеют безударную гласную)

- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)

- Распределите данные слова по временам.

 

                             п.в.                      н.в.                      б.в.

(1 у доски, остальные на листочках)

-Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы  оказался лишними, не попали ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

- Чему хотите научиться  на уроке?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

 

V. Изучение нового материала.

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (Слайд 1)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 (Слайд 1)

 

Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

 

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Имеют окончания: - ти,  - ть

                       и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод?

- Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.

- Что можете сказать? Какое противоречие вам встретилось? (суффикс….

 

Такие глаголы имеют 3 названия (Слайд 2)

 

                       Начальная форма глагола

                                          

                                              

                        Неопределённая форма глагола

 

 


                                       Инфинитив

 

 

 

 

 

Какое из этих названий вам   незнакомо?

 Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?

 

VI. Физкультминутка для глаз. (Слайд 3)

 

VII. Закрепление изученного

1. Упр. 413 с.181(4 ученика  самостоятельно)

- Какие глаголы мы писали?

2. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (Слайд 4)

Зарубить на  носу  - запомнить

Клевать носом  - дремать

Пропустить мимо ушей - прослушать

Вставлять палки в колёса - мешать

Делать из мухи слона  - преувеличивать

Обвести вокруг пальца  - обмануть

Держать язык за зубами - молчать

 

Замените фразеологизмы глаголами  неопределенной формы

 

3. Карточка. (Индивидуально 3 человека)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть  глаголы.

 

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Итог урока

 

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания  имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

(Слайд  5)

 

- Что заметили на схеме?

- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»? (Слайд 6)

IX. Рефлексия.  (Слайды  7, 8)

 - Какое открытие  вы для себя сделали?

  - Интересно ли вам было на уроке?

-   С каким настроением вы работали?     

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

 - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

 

X. Домашнее задание. (Слайд  9)

 

1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;

2) Упр. 417, составить два предложения.

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цель: Ø познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; Ø развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; Ø учить правильно, ставить вопросы

Цель: Ø познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой; Ø развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; Ø учить правильно, ставить вопросы

Летит ракета. Люди строят здания

Летит ракета. Люди строят здания

V . Изучение нового материала

V . Изучение нового материала

Какое из этих названий вам незнакомо?

Какое из этих названий вам незнакомо?

VIII . Итог урока - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается

VIII . Итог урока - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022