Открытый урок по русскому языку по теме :Существительное.Типы склонения.
Подготовила Эскерова А.М.
Тема урока: Существительное.Типы склонений имени существительного.
Тип урока: рефлексия изученного материала
Цели урока: Обучающие цели:
Повторение понятия о склонении имён существительных ; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности;воспитать чувство доброты ответственности,взаимопомощи.
Задачи:
1. Развивать умения определять склонение имен существительных, обобщать материал .
2. Познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имени существительного.
3. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
4. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Формируемые УУД:
1. Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.
2. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
3. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Основные понятия: склонение, падежи, алгоритм, начальная форма.
Ресурсы:
· учебник В.П.Канакина Русский язык: 4 класс: Просвещение, 2015 г.;
· карточки, плакаты ,костюмы
· ИКТ,презентации.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Здравствуйте,дорогие гости и ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок,мы в кролевстве существительного.А это жители нашего королевства.
Живут у нас одушевленные и неодушевлённые,Собственные –нарицательные, мужского рода,женского рода,среднего рода существительные,единственного и множественного числа, 1 склонение ,2 склонение ,3 склонение ,а также 6 братьев,6 падежей по которым склоняются все существительные..
У именительного всегда все есть. Он так и говорит:
1 ученик: «У меня есть кто? или что?
Я Именительный падеж
Инет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
Родительный падеж он жадный и всегда говорит:
2 ученик: «Уменя нет никого и ничего.
А я падеж Родительный
Характер мой –общительный.
Кого? Чего?-И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И «с»и «до» , и «у»,и «из»-
«до» неба вверх и «с» неба вниз.
А дательный добрый и всегда всем все давал.Только и слышно было повсюду:
3 ученик: Дать кому? Или чему?
Я называюсь дательным
Работаю старательно
Кому отдать?
К чему призвать ?
лишь только я могу сказать!
Винительный всегда все видел и говорил всем:
4 ученик:« Я вижу кого? и Что?»
А я винительный падеж
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю
Для них «петёрки» я ловлю.
Кого назвать ,во что играть ,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить
Но и без них могу прожить.
Братец творительный был всегда всем доволен только и слышно от него:
5 ученик: «Я доволен Кем? Или Чем?».
А я -Творительный падеж
Творю Чем?
Творю с Кем?
Я подскажу вам нет проблем.
Предложный всегда обо всем думал и говорил:
6 ученик: «Я думаю о Ком? Или о Чем?
А я падеж предложный
Со мною случай сложный
Мне без предлогов свет не мил.
О ком О чем я говорил ?
Ах,да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- Проверьте глазками, всё ли готово к уроку. Вижу, что вы все готовы к нашему уроку.
2. Минутка чистописания .Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.
Наш урок хотелось бы начать словами:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
О чём это стихотворение? Что значит доброта? Доброта- это когда человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её, заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте. Какая первая буква в слове доброта? Напишем сегодня букву Д
Число: 21 ноября Классная работа.
Запишем букву Д д До до нижнее соединение. Какие звуки может обозначать буква Д? [Д, Дь, Т, ТЬ]
Вторая строка: доброта ( придумаем и запишем однокоренные слова) добряк добро добродетель добренький задобрить добрячок подобреть Какие пословицы о добре вы знаете?
1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.
8.Жизнь дана на добрые дела. Запишем на 3 строке.
Как вы понимаете пословицу? Какие ещё пословицы знаете? В каких случаях её можно употребить?
3.Актуализация знаний. Вернёмся ко 2 строке. Исследуйте эти слова. Я утверждаю, что все эти слова являются существительными. Верно ли моё утверждение?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём фронтальный опрос:
« Имя существительное»
. Имя существительное –это…
Часть речи.
Имя существительное обозначает…
Предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…
Кто? Что?
Имя существительное изменяется …
• по родам
• по числам
• по падежам
Склонением имён существительных в русском языке называется…
изменение по падежам
Разбор по составу слов: добродетель
Теперь просклоняем слова кот и лиса(устно)
д) Физминутка.
- А сейчас проведём физминутку. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – встаем, если к 3 склонению – хлопаем.
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро речь,
Гараж, рожь, нож.печь.
Распределение слов по типам склонения :
Голубика, персик, сирень, папа, яблоко, рожь, площадь, груша, ужин, осень, дядя, мороз, дочь, слива, лицо.
6.Физминутка
7. Групповая работа .
8. Разноуровневая самостоятельная работа.
- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
1 группа :Укажи склонение существительных.
Дружба, веселье, восторг ласка, нежность, честность.
2 группа.Подчеркни существительные 1 склонения. Отвага, веселье, восторг,
ласка, добродушие, забота доброжелательность, дружба, жизнь, здоровье,
нежность, праздник, радость, смех, счастье, улыбка, чудо, щедрость.
3 группа подчеркни лишнее слово
Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журналы, газеты, цветы, учебник.
4 группа подчеркни лишнее слово
На встрече, на уроке, около дома, на батарее.
Печь, вещь, мышь, пустошь.
Кони, гусь, овощи, грачи.
5 группа подчеркни лишнее слово
Солнце, чиж, небо, соль.
У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.
Собрать пословицы.Определить тип склонения
Жизнь дана
а душа добротой.
Земля согревается солнышком, добрый ответ.
На добрый привет на добрые дела.
9. Итог урока.
- Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных.
- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
- Это мы изучим на следующих уроках.
Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила
добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске –
три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые
качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по
типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть
добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг!
Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
10. Информация о домашнем задании по выбору
Д/З по выбору:
стр. 100, №178
Мини-сочинение «Жизнь дана на добрые дела»
Спасибо всем Урок завершен.
Приложения : карточки
1 группа :Укажи склонение существительных.
Дружба, веселье, восторг ласка, нежность, честность.
2 группа.Подчеркни существительные 1 склонения.
Отвага, веселье, восторг, ласка, добродушие, забота доброжелательность, дружба, жизнь, здоровье, нежность, праздник.
3 группа подчеркни лишнее слово
Ночь, речь,грач, печь.
Гараж,рожь, камыш, нож.
Журналы, газеты, цветы,учебник
4 группа подчеркни лишнее слово
На встрече, на уроке, на батарее.
Печь, вещь,мыщь, пустошь.
Кони,гусь, овощи, грачи.
5 группа подчеркни лишнее слово
Солнце, чиж, небо,соль.
У дороги,на встрече, около дома, из бумаги.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.