Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения по теме: "Типы склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения по теме: "Типы склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.

Оценка 5
docx
07.03.2021
Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения  по теме: "Типы  склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.
открытий урок русский язык.docx

                                                                                      

Открытый урок по  русскому языку по теме :Существительное.Типы склонения.

Подготовила  Эскерова  А.М.21 НОЯБРЯ 2020 Г.
МБОУ СОШ №5 Г.КАСПИЙСК

 


Тема урока: Существительное.Типы склонений имени существительного.

Тип урока: рефлексия изученного материала

Цели урока: Обучающие цели:

Повторение  понятия о склонении имён существительных ; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Воспитывающие:

воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности;воспитать чувство доброты ответственности,взаимопомощи.

Задачи:

1.        Развивать умения определять склонение имен существительных, обобщать материал .

2.        Познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имени существительного.

3.        Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

4.        Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Формируемые УУД:

1.        Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха,  неуспеха в учебной деятельности.

2.        Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

3.        Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4.        Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия: склонение, падежи, алгоритм, начальная форма.

Ресурсы:

·           учебник В.П.Канакина Русский язык: 4 класс: Просвещение, 2015 г.;

·            карточки, плакаты ,костюмы

·         ИКТ,презентации.

 

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте,дорогие гости и  ребята!  Сегодня  у нас с вами необычный урок,мы в кролевстве  существительного.А это жители нашего  королевства.

Живут у нас  одушевленные и неодушевлённые,Собственные –нарицательные,  мужского рода,женского рода,среднего рода существительные,единственного и множественного числа, 1 склонение ,2 склонение ,3 склонение ,а  также 6 братьев,6 падежей по которым склоняются все существительные..

У именительного всегда все есть. Он так  и говорит:

1 ученик: «У меня есть кто? или что?

Я Именительный  падеж

Инет на мне  чужих одежд.

Меня легко все  узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не  терплю.

Мои вопросы  кто? и что?

Ни с чем не  спутает  никто.  

                                                                                                                                            Родительный падеж он жадный и всегда  говорит: 

2 ученик: «Уменя нет никого и ничего.

А я падеж   Родительный  

 Характер мой –общительный.

Кого?  Чего?-И вот он я:

 Предлоги часто  мне  друзья:

И «с»и  «до» , и «у»,и  «из»-

«до» неба вверх  и  «с» неба вниз.

А дательный  добрый и всегда всем все давал.Только и слышно было повсюду:

3 ученик: Дать кому?  Или  чему?

Я называюсь дательным

  Работаю старательно

Кому отдать?

К чему призвать ?

лишь только  я могу  сказать!

Винительный всегда все видел  и говорил  всем:

4 ученик:« Я вижу  кого?  и Что?»

А я  винительный  падеж 

И я во всем виню  невежд.

Зато отличников  люблю

 Для них  «петёрки» я ловлю.

Кого  назвать ,во  что играть ,

Готов ребятам  подсказать.

Не прочь с предлогами дружить
Но и без них  могу  прожить.

Братец  творительный  был  всегда  всем доволен только и слышно  от него:

 5 ученик: «Я  доволен  Кем?  Или Чем?».

А я -Творительный падеж

Творю Чем?

Творю  с Кем?

Я подскажу вам  нет проблем.

Предложный всегда обо всем думал и говорил:

6 ученик: «Я думаю  о Ком?  Или  о Чем?

А я падеж  предложный

Со мною случай  сложный

Мне без  предлогов свет не мил.

О ком О чем я говорил ?

Ах,да, нужны  предлоги! 

Без них  мне нет дороги.

Гости к нам пришли сегодня.
       К ним сейчас вы повернитесь,
       Улыбнитесь, подружитесь.
       Будем отвечать активно,
       Хорошо себя вести,
       Чтобы гости дорогие,
       Захотели вновь прийти.

- Проверьте глазками, всё ли готово к уроку.  Вижу, что вы все готовы к нашему уроку.

2. Минутка чистописания .Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

Наш урок хотелось бы начать словами:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

 О чём это стихотворение? Что значит доброта? Доброта- это когда человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её, заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте. Какая первая буква в слове доброта? Напишем сегодня букву Д

Число: 21 ноября Классная работа.

Запишем букву  Д д  До до  нижнее соединение. Какие звуки может обозначать буква Д? [Д, Дь, Т, ТЬ]

Вторая строка: доброта ( придумаем и запишем однокоренные слова) добряк добро добродетель добренький задобрить добрячок  подобреть Какие пословицы о добре вы знаете?

1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.

8.Жизнь дана на добрые дела.  Запишем на 3 строке.

Как вы понимаете пословицу? Какие ещё пословицы знаете? В каких случаях её можно употребить? 

3.Актуализация знаний. Вернёмся ко 2 строке. Исследуйте эти слова. Я утверждаю, что все эти слова являются существительными. Верно ли моё утверждение?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём фронтальный опрос:

 « Имя существительное»
. Имя существительное –это…
 Часть речи.
 Имя существительное обозначает…
 Предмет
 Имя существительное отвечает на вопросы…
 Кто? Что?
 Имя существительное изменяется …
• по родам
• по числам
• по падежам
Склонением имён существительных в русском языке называется…
 изменение по падежам
Разбор по составу слов:  добродетель

Теперь просклоняем слова кот и лиса(устно)

д) Физминутка.

- А сейчас проведём физминутку.  Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – встаем, если к 3 склонению – хлопаем.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро речь,

Гараж, рожь,  нож.печь.

Распределение слов по типам склонения :

Голубика, персик, сирень, папа,  яблоко,  рожь, площадь, груша, ужин, осень, дядя, мороз, дочь, слива, лицо.

6.Физминутка

7. Групповая работа .

8. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

 1 группа :Укажи склонение существительных.

Дружба, веселье, восторг ласка,  нежность, честность.
2 группа.Подчеркни  существительные 1 склонения. Отвага, веселье,  восторг, ласка,  добродушие, забота доброжелательность, дружба,  жизнь,  здоровье,  нежность,  праздник, радость,   смех,  счастье, улыбка,  чудо,   щедрость.

3  группа подчеркни лишнее слово

Ночь, речь, грач, печь.

Гараж, рожь, камыш, нож.

Журналы, газеты, цветы, учебник.

4  группа подчеркни лишнее слово

На встрече, на уроке, около дома, на батарее.

Печь, вещь, мышь, пустошь.

Кони, гусь, овощи, грачи.

5  группа подчеркни лишнее слово

Солнце, чиж, небо, соль.

У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.

Собрать пословицы.Определить  тип  склонения

Жизнь  дана                                            а  душа  добротой.
Земля  согревается солнышком,         добрый  ответ.
На  добрый  привет                               на  добрые  дела.   

9. Итог урока.

- Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных.

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

- Это мы изучим на следующих уроках.

 Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
10. Информация о домашнем задании по выбору

Д/З по выбору:

стр. 100, №178

Мини-сочинение «Жизнь дана на добрые дела»

Спасибо всем Урок завершен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения : карточки

1 группа :Укажи склонение существительных.

Дружба, веселье, восторг ласка,  нежность, честность.


2 группа.Подчеркни  существительные 1 склонения.

Отвага, веселье,  восторг, ласка,  добродушие, забота доброжелательность, дружба,  жизнь,  здоровье,  нежность,  праздник.

 

        3  группа подчеркни лишнее слово

       Ночь, речь,грач, печь.

       Гараж,рожь, камыш, нож.

      Журналы, газеты, цветы,учебник

 

 

        4  группа подчеркни лишнее слово

        На встрече, на уроке, на батарее.

       Печь, вещь,мыщь, пустошь.

       Кони,гусь, овощи, грачи.

 

      5  группа подчеркни лишнее слово

      Солнце, чиж, небо,соль.

      У дороги,на встрече, около дома, из бумаги.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения по теме: "Типы склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.

Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения  по теме: "Типы  склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.

Тема урока: Существительное. Типы склонений имени существительного

Тема урока: Существительное. Типы склонений имени существительного

Здравствуйте,дорогие гости и ребята!

Здравствуйте,дорогие гости и ребята!

Я называюсь дательным Работаю старательно

Я называюсь дательным Работаю старательно

О ком О чем я говорил ? Ах,да, нужны предлоги!

О ком О чем я говорил ? Ах,да, нужны предлоги!

Земля согревается солнышком, а душа – добротой

Земля согревается солнышком, а душа – добротой

Распределение слов по типам склонения :

Распределение слов по типам склонения :

Итог урока. - Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных

Итог урока. - Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных

Приложения : карточки 1 группа :

Приложения : карточки 1 группа :

Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения по теме: "Типы склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.

Открытый урок по русскому языку ,урок обобщения  по теме: "Типы  склонения.Склонение существительных". 4 класс Школа России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021