Урок русского языка
Тема : Правописание н и нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
Цель урока: формирование навыка написания н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Тема урока: Одна и две буквы Н в страдательных причастиях прошедшего времени
Тип урока : открытия нового знания
Обучающий компонент : учащиеся в конце урока должны:
Знать: знакомство с правилом правописания Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных
формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях ;
Уметь : обобщать , конкретизировать и отбирать нужный материал для раскрытия темы материала
Развивающий компонент осуществляется системой деятельностного подхода , развитие критического мышления, внимания, формирование УУД, развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление.
Воспитывающий компонент : воспитание интереса по предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, развитие навыков сотрудничества, работы в группах, в парах
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
|
|||||||||||||||||||||
Организационный
|
Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке |
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими слова: «Слайд 2. Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?? Докажите. Слайд 2 Орфоэпическая разминка включЁнный довезЁнный ободрЁнный обострЁнный отключЁнный поделЁнны приручЁнный - Что у этих слов общего ? Какую часть речи мы изучаем ? Предлагается игра « Верю- не верю Причастия могут быть действительными и страдательными. ДА? 2 Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным НЕТ? 3. –НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. ДА? 4. Причастный оборот - это причастие + главное слово. ДА? 5. Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. НЕТ? 6.Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. ДА? 7 Страдательные причастия образуются с помощью суффикса –НН- от глаголов на –ать, -ять, -еть. ДА? Самопроверка. Ключ: ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2, 4, 5 (Слайд 4)
Мы знаем, как выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных. Повторим ( вставить в слова пропущенные буквы. Объяснить выбор, рассказать правило Серебряные нити Кожаный ремень Петушиные бои Деревянный стол Торжественное событие картинная галерея Ветреный день Разрисованный лист Соленые огурцы
( Работа с опорной таблице! |
Приветствие учителя, письменных ,наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. В начале урока запись домашнего задания
Ученики читать слова с правильным ударением !
слушают внимательно и пытаются самостоятельно объяснить
Вспоминают изученный материал по теме Причастие с сигнальными карточками
Комментируют ошибки !!
Этап целеполагания и планирования. Цель работы: повторение правила написания н, нн в суффиксах имен прилагательных
Вставить пропущенные буквы , вспомнить правила
Есть ли среди записанных слов лишние? По какому принципу ?
можем ли воспользоваться знакомым правилом «Н и НН в суффиксах прилагательных? Почему? Какая проблема перед нами встала? Как будем решать?
|
Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
|
|||||||||||||||||||||
|
Актуализация знаний. |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме |
Сформулируйте проблему, тему урока, цели. Как будем достигать? Тема урока : Цели урока : |
|
Ученики отвечают , что лишние слова два последних Так как это страдательные причастия , |
|||||||||||||||||||||
|
Повторение изученного |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися Побуждение интереса к получению новой информации |
- |
Комментируют ошибки !! |
выполнение учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||
|
Изучение нового материала |
Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов |
Почему одинаковые слова пишутся по-разному ?
Тушеные овощи, тушенные в духовке овощи потушенные овощи |
Самостоятельно объясняют слова , определить части речи
|
Познавательные : осознанно строить сообщение , применять теорию на практике
Попробуйте определить тему нашего урока
|
|||||||||||||||||||||
|
. Тема урока : Н и НН в страдательных причастиях и … Цели урока : узнать условия правописания н и нн в причастиях
Закрепление изученного |
.
|
Чтобы ответить на этот вопрос : Почему ? Будем работать по группам 1 ряд : берет слово тушеные овощи ? 1 группа. Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн. Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники, сказанное слово, моченые яблоки, рождённый младенец, стираное бельё. Ключ: сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый; нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное 2 ряд : тушенные овощи в духовке 3 группа. Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание н-нн. Тканый ковёр – тканный мастером ковёр Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки Варёный картофель – варённый в котелке картофель
3 ряд : потушенные овощи2 группа. Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн. Кошеные травы – скошенные травы Мощёная улица – вымощенная улица Тканый ковёр – вытканный платок Резаный арбуз – изрезанный арбуз Работа по таблице , в ней не заполнена последняя строчка, вы сделаете это сами, найдите информацию из Домашнее задание : повторить правила , упражнение или творческая работа
Задания на закрепление Работа над упражнением из учебника
2) Н или НН : спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар.
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.
Диктант «Проверь себя». В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол. (Л. Толстой.) |
Объясняют как и почему ?
Привлекают материал учебника , находят объяснения по своему заданию
Работают по рядам , определяют условия н и нн в причастиях и ? От каждого ряда небольшое выступление по объяснению орфограммы После выступления работа по опорному конспекту , его записать в тетрадь
В таблице не заполнена последняя строчка
Проверка по таблице-образцу !!!
Записывают текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания , проверяют по образцу |
Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение
Прочитать параграф№38 учебника, сравнить со своими выводами, что получилось или не получилось, в чем оказались правы или не правы. Аргументируйте свои ответы. Задание: прочитать пословицы, вставить пропущенные буквы, пользуясь выведенным правилом.
|
|||||||||||||||||||||
Итоги урока. Рефлексия |
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся Работа с фразеологизмами . Обратить внимание на фразеологизмы и с помощью их оценить свою работу ! |
Вернемся к задачам урока: узнали, когда пишется н и нн у страдательных причастий ? Клевать носом Каша в голове Работать не покладая рук Сидеть сложа руки Ворон считать Утереть всем нос |
Отвечают на вопросы. объясняют различие |
Рефлексивная оценка уч-ся Уметь обосновать выбор оценки. |
|
|||||||||||||||||||||
1Повторим изученное .Изучение темы начинаем с закрепления правописания н и нн в суффиксах прилагательных. Лексический диктант (оформленный в виде кроссворда). По лексическому значению определить слово, объяснить написание н - нн в суффиксе прилагательных: (1 слайд)
1) Полученный, изготовленный из семян или волокна конопли - .............. конопляный.
2) Сделанный из дерева - ............... деревянный.
3) Приготовленный из мяса курицы - ................... куриный.
4) Состоящий из песка, несущий песок, покрытый песком - ...................... песчаный.
5) Сделанный из кожи животного - ...................... кожаный.
6) Намазанный, пропитанный или запачканный маслом - .................... масленый.
7) Сделанный из картона - .................. картонный.
8) Предназначенный для проведения лекций - .................... лекционный.
9) Обычный, ничем не выделяющийся - ..................... обыкновенный.
Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: написание н, нн в прилагательных; вид глагола.
Элберт Хаббард сказал: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?
серебряная посуда
государственный план вещь ценна мужественный поступок
нежданный гость земляной вал торжественный день
травяной покров ястребиный клюв барабанная дробь
песчаный берег пчелиное гнездо овсяное поле
глиняный сосуд стеклянная рама башенный кран
старинная вещь картинная галерея кожаная сумка
оловянные солдатики утиный крик деревянные кони
безветренное утро подлинный экземпляр лунная ночь
Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся должны переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем записать предложение, составить его схему, графически объяснить знаки препинания.
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Возможный вариант.
Лес, стоящий все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым, наполнявший воздух густыми кольцами.
По мере того как учащиеся выполняют это задание, учитель проверяет работы, выполненные с помощью перфокарт, после чего делается анализ допущенных ошибок.
Объяснение нового материала.
Сообщаем учащимся, что прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов без приставок, если они несовершенного вида. В таких прилагательных пишется одна буква н в суффиксе:
варить (глаг., несов. вид) — вареный суп;
путать (глаг., несов. вид) — путаный ответ;
квасить (глаг., несов. вид) — квашеная капуста.
Не влияет на написание и приставка не-: невареный картофель, негашеная известь.
Если же форма образована от глагола совершенного вида — это причастие:
решить (глаг., сов. вид) — решенная задача;
бросить (глаг., сов. вид) — брошенная лодка.
Построим «цепочку», показывающую способ образования причастий:
прил. прич.
Вареный горох → сваренный суп (прибавление приставки с-
прич. X
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.