Технологическая карта урока русского языка
учитель русского языка и литературы МАОУ « Викуловская средняя общеобразовательная школа №2» с. Викулово
Климова Татьяна Дмитриевна
Класс : 6
УМК А.Д.Шмелев
Тема урока « Типы речи в научном стиле»
Тип урока: урок развития речи
Обучающий компонент : учащиеся в конце урока должны:
Знать: типы речи в научном стиле, определять типы речи в текстах научного стиля
Уметь : обобщать , конкретизировать и отбирать нужный материал для раскрытия темы материала
Развивающий компонент осуществляется системой деятельностного подхода , развитие критического мышления, внимания, формирование УУД, развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление.
Воспитывающий компонент : воспитание интереса по предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, развитие навыков сотрудничества, работы в группах, в парах
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
Организационный
|
Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке |
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими слова: « Слово подобно мешку, оно принимает форму того, что в него влагают... Я предлагаю вам в разной форме рассказать об одном предмете. Вы напишите сочинение на тему « Береза» в разных типах речи . 1 ряд- тип речи описание, 2 ряд- тип речи повествование, 3 ряд -рассуждение, но все это в научном стиле. Это будет домашним заданием. Все ли вам понятно , как делать? Готовы ли к тому, чтобы успешно выполнить домашнее задание? |
Приветствие учителя, письменных ,наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. В начале урока запись домашнего задания
|
Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
Актуализация знаний. |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме |
-Обращая внимание на домашнее задание, определить тему урока -Какие задачи должны решить , чтобы справиться с творческой работой? |
Работают над формулировкой темы и над постановкой целей урока : -Тема : типы речи в научном стиле. Задачи : узнать, какие типы речи используются в научном стиле; - научиться определять типы речи в текстах научного стиля |
Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания |
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися |
Слайд 1. Задание 1. Вставьте вместо точек нужное понятие. В тетрадях запишите под номерами только эти слова: 1.. - законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений 2..- то, о чем говорится в тексте 3..- то, что говорится о предмете речи. 4..- часть текста, которая начинается с красной строки 5..- перечислите основные типы речи Осуществляется самопроверка ( Слайд 2)( текст, тема, основная мысль, абзац, описание, повествование, рассуждение) Задание №2. Прослушивание аудиотекстов. Нужно определить речи речи в текстах. Докажите принадлежность к типам речи ( упр.64- описание; гл.7 упр.11- рассуждение; гл1. Упр.100- повествование) Задание 3. Упражнение 151 учебника. Знакомые схемы «рассыпались». Найдите части композиции каждого типа речи. Запишите схемы в том порядке, в котором они обычно представлены в текстах ( работа в парах_ |
Записывают слова-термины, отвечают на вопрос, почему необходимо знать эти понятия
Слушают внимательно тексты, определяют типы речи, объясняют, почему
Извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ
Работают в парах , составляют схемы , приводят примеры |
Умение применять полученные знания
выполнение учебной деятельности |
Изучение нового материала |
Побуждение интереса к получению новой информации |
- Для того чтобы вспомнить про стили речи обращение к упр. 150 ( Слайд 3) - Как вы думаете, какие ещё типы речи могут использоваться в научном стиле? - Для того чтобы мы смогли подтвердить свои предположения . Предлагается поработать над текстом учебной статьи стр.90 |
Определяют стиль текста ( научно-популярный), объясняют , почему? Приводят доказательства
Выдают свои предположения
Записывают в тетрадь : типы речи в научном стиле и находят ответ, для чего нужны эти типы речи в научном стиле? |
Познавательные : осознанно строить сообщение , применять теорию на практике |
Закрепление знаний и способ действий |
Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов. |
-Чтобы продолжить работу о новых открытиях предлагается самостоятельная работа упр. 153. Работа по рядам. Прочитать тексты, определить , к какому стилю относятся? Почему? Определить тип речи . Объяснить , почему? Работа по составлению плана к тексту №3. ( повторение видов планов : тезисный, вопросный, назывной) Работа со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова- сравнительная работа со словарной статьей с выражением трын-трава ( выявление сходства и различий) |
Работают по рядам, работа с текстами, определяют тип и стиль речи с доказательствами, делают вывод
Проводят сравнительную работу Отмечают, что в словаре у Даля много примеров с таким выражением, указывают, что выражение пишется слитно , а у Ожегова информация предложена самая основная |
Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение |
Итоги урока. Рефлексия |
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся |
- Как вы считаете, почему тип речи рассуждение стоит на первом месте в статье нашего учебника? Какой тип речи вы сегодня все использовали в течение всего урока? Почему? И в заключении хочется спросить: понятно ли вам теперь , как написать творческую работу? |
Отвечают на вопросы, доказательно объясняют : Потому что такой тип речи как рассуждение в научном стиле самый важный, и на уроке все использовали именно такой тип речи, так как пытались объяснить, почему |
Рефлексивная оценка уч-ся Уметь обосновать выбор оценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.