Технологическая карта урока русского языка
учитель русского языка и литературы МАОУ « Викуловская средняя общеобразовательная школа №2» с. Викулово
Климова Татьяна Дмитриевна
Класс : 6
УМК А.Д.Шмелев
Тема урока « План текста : вопросный, назывной, тезисный »
Тип урока: урок развития речи
Обучающий компонент : учащиеся в конце урока должны:
Знать: виды планов, их особенности , тему , основную идею текста
Уметь : обобщать , конкретизировать и отбирать нужный материал для раскрытия темы материала
Развивающий компонент осуществляется системой деятельностного подхода , развитие критического мышления, внимания, формирование УУД, развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление.
Воспитывающий компонент : воспитание интереса по предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, развитие навыков сотрудничества, работы в группах, в парах
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
Организационный
Задание на повторение изученного , подумайте, о чем пойдет сегодня на уроке речь…
А для этого вспомним изученное !
|
Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке |
Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими слова: Начать нашу работу мне бы хотелось со слов китайского философа Дао Де Цзин: « Вы должны принять твердое решение сделать шаг навстречу другим людям. Тяжело, конечно, вылезать из своей уютной пещеры на свет Божий. Но без этого шага дальнейшее движение к цели никак невозможно» Прежде , чем вы сядете , сделайте шаг навстречу новым знаниям Верные и неверные утверждения : Верно ли, что текст состоит из предложений - верно ли, что к тексту нельзя придумать название - верно ли, что все предложения в тексте имеют границы - верно ли , что предложения в тексте не имеют определенной последовательности - верно ли , что в тексте всегда о чем- то или о ком-то говорится Верно ли , что текст можно разделить на части
Слайд 2 Дополните определения словами тема, текст, основная мысль |
Приветствие учителя, письменных ,наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. В начале урока запись домашнего задания
+ да
- нет
Да +
- нет
+ да
+ да
называют группу предложений, ,связанных между собой смыслом и соединенных друг с другом с помощью союзов, повторов, специальных слов и других- текст это предмет речи, ответ на вопрос, о чём говорится в тексте- тема – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос, что говорится о теме в тексте основная мысль |
Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
Актуализация знаний. |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности Совместно сформулировать цели урока. Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме |
- Определить тему урока -Какие задачи должны решить , |
Работают над формулировкой темы и над постановкой целей урока : -Тема : План текста : назывной, вопросный, тезисный . Задач Цель: закрепить знания о тексте и его особенностях как о единице речи -сформировать представление о видах плана. - развивать умение составлять план текста. |
Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания |
Изучение нового материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися |
( Слайд 2)( текст, тема, основная мысль основная мысль, - Дополните определения словами
Объясните, как составить план и зачем он нужен ?
Какие планы бывают ? Работа с учебником на странице 115 - Записать виды плана и главные особенности Вопросные Тезисные Назывные
Как
правильно составить каждый из них ? Работа с текстом |
Называют слова-термины, отвечают на вопрос, почему необходимо знать эти понятия
Один ученик с каждого ряда объясняет про свой вид плана
Слушают внимательно тексты, объясняют, почему
Каждый ряд работаем со своим видом плана и готовится объяснить
Проверка составленных планов Кого поймали в море ? - О чем плакала пойманная черепаха ? - Почему черепаха плакала на самом деле ? - вопросный план Пойманная черепаха. - Черепашьи слезы. - Настоящая причина слёз черепахи- назывной
В море поймали черепаху. - Пойманная черепаха все время плачет. - Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма- тезисный .
Извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ
Работают в парах , составляют приводят примеры, приводят доказательства |
Умение применять полученные знания
выполнение учебной деятельности |
Изучение нового материала |
Побуждение интереса к получению новой информации |
- Вернулись к теме урока и дописали виды плана Тема урока : План текста : вопросный, назывной, тезисный
|
Записывают в тетрадь : |
Познавательные : осознанно строить сообщение , применять теорию на практике |
Закрепление знаний и способ действий |
Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов. |
-Чтобы продолжить работу о новых открытиях предлагается записать Домашнее задание : упражнение 114 (3)
Работа с упражнением 114 . Прочитать текст Озаглавьте его , Работа по составлению плана к тексту №3. ( повторение видов планов : тезисный, вопросный, назывной)
2) Составьте вопросный план текста , в котором каждому пункту соответствует одна микротема .
Вопросный план : 1) Кто такой жук- плавунец? 2) Каков внешний вид жука- плавунца ? 3) Каким способом жук- плавунец плавает ? 4) Зачем и как именно жук-плавунец всплывает ? 5) Летает ли и как именно летает жук- плавунец? 6) На кого и как охотится жук- плавунец ? |
Работают по рядам, работа с текстами, определяют тип и стиль речи с доказательствами, делают вывод
Название : Жук- плавунец - Какая орфограмма вам встретилась ? Чередование корней плав= плов
В корне -плав-/-плов-/-плыв- в безударном положении а пишется в словах: плавучий, плавник, поплавок, жук-плавунец и производных от них. Запомните: корень -плов- имеют только слова пловец, пловчиха; Выделите в тексте смысловые части, в каждой части определите основную мысль. В каких абзацах текста можно выделить несколько микротем
|
Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение |
Итоги урока. Рефлексия |
Дать оценку работы класса и отдельных учащихся |
|
Рефлексивная оценка уч-ся Уметь обосновать выбор оценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.