Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок русской литературы для пятого класса по теме: И.А.Бунин "Косцы" Урок русской литературы для обучающихся 5 класса по теме : И. А. Бунин "Косцы" Презентация к уроку русской литературы для обучающихся 5 класса по теме: : И. А. Бунин "Косцы"
Иконка файла материала moy_urok_bunin_0.doc
И.А.Бунин «Темные аллеи» ХОД УРОКА 1. Орг.момент. Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Елена Михайловна, я очень  рада видеть вас!! Давайте все улыбнемся друг другу и начнем  работу!! СЛАЙД 1 Наше сегодняшнее занятие будет проходить в 2 группах, которые будут работать над рассказом И.А.Бунина «Темные аллеи». На  столах перед вами лежат инструкции по выполнению ряда  заданий.  А вот для того, чтобы мы с вами смогли определить  тему и цель  нашего занятия, я предлагаю вам послушать и  посмотреть небольшое вступление. Итак, мы отправляемся в путь! СЛАЙД 2 («Любовь – волшебная страна») ­ О чем эта музыкальная композиция? Совершенно верно, о любви.. А что таит в себе это понятие? СЛАЙД 3  Подберите слова­синонимы к слову любовь в каждой букве  этого определения.. А теперь скажите, что же такое, по­вашему, любовь??  Продолжите фразу: любовь – это….. СЛАЙД 4 Хорошо.. а теперь скажите, что станет предметом исследования  на уроке?(отношение героев к любви) А объектом исследования? (чувство любви в жизни героев)Итак, какова же цель нашего исследования? (выявить значение  любви в жизни героев и человека вообще.) СЛАЙД 5 Ребята, тема нашего урока: «Любовь – источник света»    ( по  рассказу Бунина «Темные аллеи»). В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» ­ сборник  рассказов о любви. Одноименный рассказ открывает книгу,  задавая эмоциональный настрой всему циклу. Я думаю, читая  рассказ, вы не остались равнодушными. ­ Какое впечатление он произвел на вас? СЛАЙД 6  ­ Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором  воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные  аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные  стороны любви) Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами  А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».  Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как  бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда  трагичен. СЛАЙД 7 Сюжет рассказа подсказан стихотворением Н.Огарева  «Обыкновенная повесть». Давайте прочтем его фрагменты. ­ С каким временем года ассоциируется каждый фрагмент? СЛАЙД 8  ­ А с кем из героев можно провести ассоциацию? ­ Ребята, задумайтесь, почему во втором фрагменте стало вдруг  темно? Что исчезло? А что исчезло из жизни главного героя?  Почему в его душе тоже стало темно? Какой вывод из этогоследует? (исчез свет, солнце..исчезла любовь..Любовь – это свет,  без нее нет жизни..)СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 Перед вами высказывание французского драматурга Жана  Батиста Мольера: «В душе настал бы мрак…» Согласны ли вы с  ним? В качестве гипотезы мы возьмем именно их. Ваша задача –  доказать или опровергнуть это высказывание. А поможет нам в  этом текст произведения. Давайте к нему обратимся. ­ Кто является главными героями? СЛАЙД 11  Что произошло на постоялом дворе? А сейчас я хочу обратиться к нашим исследователям. Каждая  группа будет исследовать своего персонажа. Ваше первое задание. Выберите из текста описание портретов главных героев. СЛАЙД 12 (заполнение таблицы). ­ какое слово является ключевым?(глаза) ­ какой мы из этого делаем вывод?(глаза­зеркало души) ­ почему именно такое душевное состояние отражается в их  глазах?(Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич­ пренебрегает чувством, поэтому  мрак и тоска) СЛАЙД 13 Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста. Прочтите получившийся диалог.Мы видим, что герои по­разному воспринимают чувство любви. Определите, что значит любовь для каждого из них, по­вашему мнению. СЛАЙД 14 Что же мы видим?(разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни) СЛАЙД 15 Давайте проследим, как же отношение к любви может повлиять  на судьбу человека. предлагаю вам по опорным «веточкам»  нашего «дерева предсказаний»: дом, семья, дети, общественное  положение, память, психологическое состояние – определить, как сложится дальнейшая жизнь героев. (заполнение таблицы). 1 группа. Как сложилась судьба Надежды? Предположите, что же произойдет в дальнейшем? 2 группа. Как сложилась судьба Николая Алексеевича? Ваши прогнозы для него? А теперь подумайте, что царит в душе у каждого из персонажей?  На чьей стороне автор? Почему? Что такое любовь для Бунина?  Какова его концепция любви? СЛАЙД 16 (Любовь – божественный дар, который нужно помнить. А если  забыть, значит­ лишиться света в душе, и тогда наступит  расплата) ФизкультминуткаЛюбовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с  вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и  медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз. СЛАЙД 17 У каждой группы есть детали для выращивания цветка. Как  правило, для роста и цветения необходимы определенные  условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни,  которые характерны для жизни вашего героя Небольшая подсказка: почва ­ это душа, семена – память о  любви. Делаем выводы, пока звучит музыка. СЛАЙД 18 ­ что же у нас получилось? Какой вывод мы можем сделать? (любовь – это живительный свет!) Что мы можем добавить к авторской концепции любви? (любовь – это свет, озаряющий жизнь человека) Вернемся к нашей гипотезе. Подтвердилась ли она? Предлагаю вам написать синквейн к слову любовь. СЛАЙД 19 (зачитать 2) В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и  темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой  пары есть свои темные аллеи. Но… «Океаны ломают сушу…» СЛАЙД 20 Д/З: сочинение­эссэ «Возможна ли жизнь без любви?»