Открытый урок русской литературы для пятого класса по теме: И.А.Бунин "Косцы" Урок русской литературы для обучающихся 5 класса по теме : И. А. Бунин "Косцы" Презентация к уроку русской литературы для обучающихся 5 класса по теме: : И. А. Бунин "Косцы"
moy_urok_bunin_0.doc
И.А.Бунин «Темные аллеи»
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Елена Михайловна, я очень
рада видеть вас!! Давайте все улыбнемся друг другу и начнем
работу!!
СЛАЙД 1
Наше сегодняшнее занятие будет проходить в 2 группах, которые
будут работать над рассказом И.А.Бунина «Темные аллеи». На
столах перед вами лежат инструкции по выполнению ряда
заданий. А вот для того, чтобы мы с вами смогли определить
тему и цель нашего занятия, я предлагаю вам послушать и
посмотреть небольшое вступление. Итак, мы отправляемся в путь!
СЛАЙД 2
(«Любовь – волшебная страна»)
О чем эта музыкальная композиция?
Совершенно верно, о любви.. А что таит в себе это понятие?
СЛАЙД 3
Подберите словасинонимы к слову любовь в каждой букве
этого определения..
А теперь скажите, что же такое, повашему, любовь??
Продолжите фразу: любовь – это…..
СЛАЙД 4
Хорошо.. а теперь скажите, что станет предметом исследования
на уроке?(отношение героев к любви)
А объектом исследования? (чувство любви в жизни героев) Итак, какова же цель нашего исследования? (выявить значение
любви в жизни героев и человека вообще.)
СЛАЙД 5
Ребята, тема нашего урока: «Любовь – источник света» ( по
рассказу Бунина «Темные аллеи»).
В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» сборник
рассказов о любви. Одноименный рассказ открывает книгу,
задавая эмоциональный настрой всему циклу. Я думаю, читая
рассказ, вы не остались равнодушными.
Какое впечатление он произвел на вас?
СЛАЙД 6
Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором
воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные
аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные
стороны любви)
Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами
А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как
бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда
трагичен.
СЛАЙД 7
Сюжет рассказа подсказан стихотворением Н.Огарева
«Обыкновенная повесть». Давайте прочтем его фрагменты.
С каким временем года ассоциируется каждый фрагмент?
СЛАЙД 8
А с кем из героев можно провести ассоциацию?
Ребята, задумайтесь, почему во втором фрагменте стало вдруг
темно? Что исчезло? А что исчезло из жизни главного героя?
Почему в его душе тоже стало темно? Какой вывод из этого следует? (исчез свет, солнце..исчезла любовь..Любовь – это свет,
без нее нет жизни..)СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Перед вами высказывание французского драматурга Жана
Батиста Мольера: «В душе настал бы мрак…» Согласны ли вы с
ним? В качестве гипотезы мы возьмем именно их. Ваша задача –
доказать или опровергнуть это высказывание. А поможет нам в
этом текст произведения.
Давайте к нему обратимся.
Кто является главными героями? СЛАЙД 11
Что произошло на постоялом дворе?
А сейчас я хочу обратиться к нашим исследователям. Каждая
группа будет исследовать своего персонажа.
Ваше первое задание. Выберите из текста описание портретов
главных героев. СЛАЙД 12
(заполнение таблицы).
какое слово является ключевым?(глаза)
какой мы из этого делаем вывод?(глазазеркало души)
почему именно такое душевное состояние отражается в их
глазах?(Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом
жизни; Николай Алексеевич пренебрегает чувством, поэтому
мрак и тоска)
СЛАЙД 13
Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви,
необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните
таблицу цитатами из текста.
Прочтите получившийся диалог. Мы видим, что герои поразному воспринимают чувство любви.
Определите, что значит любовь для каждого из них, повашему
мнению. СЛАЙД 14
Что же мы видим?(разное понимание, для одного любовь – ничто,
пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)
СЛАЙД 15
Давайте проследим, как же отношение к любви может повлиять
на судьбу человека. предлагаю вам по опорным «веточкам»
нашего «дерева предсказаний»: дом, семья, дети, общественное
положение, память, психологическое состояние – определить, как
сложится дальнейшая жизнь героев.
(заполнение таблицы).
1 группа. Как сложилась судьба Надежды?
Предположите, что же произойдет в дальнейшем?
2 группа. Как сложилась судьба Николая Алексеевича?
Ваши прогнозы для него?
А теперь подумайте, что царит в душе у каждого из персонажей?
На чьей стороне автор? Почему? Что такое любовь для Бунина?
Какова его концепция любви?
СЛАЙД 16
(Любовь – божественный дар, который нужно помнить. А если
забыть, значит лишиться света в душе, и тогда наступит
расплата)
Физкультминутка Любовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с
вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и
медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз.
СЛАЙД 17
У каждой группы есть детали для выращивания цветка. Как
правило, для роста и цветения необходимы определенные
условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни,
которые характерны для жизни вашего героя
Небольшая подсказка: почва это душа, семена – память о
любви. Делаем выводы, пока звучит музыка.
СЛАЙД 18
что же у нас получилось? Какой вывод мы можем сделать?
(любовь – это живительный свет!)
Что мы можем добавить к авторской концепции любви?
(любовь – это свет, озаряющий жизнь человека)
Вернемся к нашей гипотезе. Подтвердилась ли она?
Предлагаю вам написать синквейн к слову любовь.
СЛАЙД 19
(зачитать 2)
В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и
темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой
пары есть свои темные аллеи. Но…
«Океаны ломают сушу…» СЛАЙД 20
Д/З: сочинениеэссэ «Возможна ли жизнь без любви?»
Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"
Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"
Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"
Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"
Открытый урок литературы И.А.Бунин "Косцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.