Открытый урок на тему "Дыхание". Урок проводила я, Умалатова Асет Авхатовна в 8 классе. Это был не только открытый урок, но и мастер- класс. Для молодых специалистов, которые работают в школе первый и второй год.Материал содержал не только теорию, но и практику.
Пока я дышу - я живу!
Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.
Цель: сформулировать понятие значения дыхания, как процесса
необходимого для жизни; определить особенности строения органов
дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования;
предупреждение заболеваний органов дыхательной системы.
Задачи.
Дидактическая - создать условия для осознания и осмысления
блока новой учебной информации средствами критического
мышления.
Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание
учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
Развивающая - продолжить формирование умений устанавливать
причинно-следственные связи, используя приёмы "Знаю - Хочу узнать
- Узнал" и чтение с остановками.
Воспитательная - создать условия для увлечённого учения,
воспитывать чувство гордости за совместный результат
познавательной деятельности.
Оборудование:
компьютер с мультимедиапроектором,
графпроектор,
цифровой микроскоп с микропрепаратом,
музыкальный центр,
телевизор,
DVD-плеер,
магнитно-маркерная доска,
флипчарт,
мультимедийный экран,
таблицы и муляжи.Ход урока
I. Стадия вызова и целеполагания.
1. Минутка добронастроя (под музыку).
2. Подготовка, переход и сообщение темы урока.
а) Параллельное повторение по группам
1 группа
"Дыхание у
растений"
"Биология" 6
кл. 34.35.
Схемы на
кодоплёнке
б) Составление учащимися схемы "Что я знаю о дыхании?"
2 группа
"Дыхание у
животных"
"Биология" 7
кл.
Схемы на
кодоплёнке
3. Обсуждение схемы
ВЫВОД:
Всё живое на земле дышит, и с прекращением процесса дыхания
погибает.
Римский поэт Овидий сказал: "Dum spiro, spero", что в переводе
означает
4. Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал"ЗНАЮ
ХОЧУ
УЗНАТЬ
УЗНА
Л
1. Дыхание - это свойство всех
живых организмов
2. При дыхании поглощается О2 и
выделяется СО2
5. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться,
что хотели бы узнать.
6. Заполнение графы "Хочу узнать"
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНА
Л
1. Дыхание - это свойство
всех живых организмов
2. При дыхании поглощается
О2 и выделяется СО2
Как дышит человек
Через какие органы
попадает кислород в
лёгкие
II. Стадия осмысления.
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка
"Это нам нужно как воздух" доказывает это. Люди заметили, что без
пищи и воды животное и человек смогут жить несколько дней, а без
воздуха всего несколько минут (6 - 10 мин.)
Почему?
Для чего мы дышим?
Какое значение для нас имеет дыхание?
Ответ ищем на странице 132 учебника и Энциклопедии для детей
(стр.166)
ВЫВОД: схема "Значение дыхания", "Формула окисления"
(презентация)
+ О2 = СО2 + Н2О + W (энергия)Ответы: для жизнедеятельности организма:на всё затрачивается
энергия (W)
ВЫВОД:
1.
мы дышим ради получения энергии, поэтому воздух вокруг должен
быть чистым (проветривать чаще классы, разводить зеленые
комнатные растения, использовать люстры Чижевского для
насыщения воздуха отрицательно заряженными ионами и др.);
2.
3.
О2 - это основа основ жизнедеятельности организма;
дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой.
Физминутка по теме "Дыхание" по методике Г.Стрельниковой с
использованием цифрового телевизора и DVD-плеера
Вопрос: Каким образом попадает О2 в организм человека? Какой орган
ответственен за попадание воздуха в лёгкие?
Ответ: Нос
- Правильно, при нормальном дыхании человек дышит через нос.
Вопрос: А зачем человеку нос?
Учащиеся дают ответы. Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы
критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить
человека без носа, с двумя дырочками на ровном месте, просто
невозможно!
"Без носа человек - чёрт знает что - птица не птица, гражданин не
гражданин, - просто возьми и вышвырни за окошко!.." . Так писал о носе
Н.В. Гоголь.
Учитель: А если серьёзно? Для чего появился нос у человека
разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян - его не
было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное
путешествие вместе с воздухом (О2), который попадает в наш организм.
Итак, внимание! Готовы? Мы отправляемся! Будьте внимательны при
путешествии, нас ждёт впереди много необычного.
МЫ ВЛЕТАЕМ В НОС (презентация "Носовая полость")
Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами? Кто же это? Похоже, что
микробы! Осторожно, не запутайтесь вволосках
ноздрей! Полетели
дальше, в розовую пещеру. Только осторожно, стенки сверху донизувымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна? Давайте
вместе послушаем сообщение о человеческом носе.
1. Сообще6ние заранее подготовленного ученика.
Учитель: Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним
продолжим путь и мы. Внимание, пролетаем перекрёсток в горле, где
начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Воздушный канал
начинается гортанью и имеет специальное приспособление -
надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное
горло.
2. Сообщение ученика с использованием презентации.
ГОРТАНЬ располагается на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется
связками с подъязычной костью.
СОСТОИТ
1) из хрящей.
2) щитовидный хрящ (спереди и сбоку),
3) изнутри выстлана слизистой оболочкой с рецепторами, которые
быстро реагируют на маленькие кусочки пищи и при этом возникает
кашель. Снаружи её положение заметно по выступу (особенно у
мужчин) - кадык;
Голосовые связки -> голосовая щель
Учитель: Сложность строения гортани обусловлена тем, что она,
помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом
участвует в голосообразовании. Итак, нам сейчас предстоит провести
небольшое исследование в парах, благодаря которому мы должны
выяснить, как возникают звуки человеческой речи..
Самостоятельная работа в парах с учебником и текстом:
I группа - Рассмотрите и изучите рисунок и таблицу "Гортань".
Определите, какие её образования участвуют в формировании
звуков?
II группа - От чего зависят индивидуальные особенности голоса?
Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?
III группа - Где формируются членораздельные звуки речи?
Что называется артикуляцией?
IV группа - От чего зависит тембр и сила голоса?
ВЫВОД: Значение гортани: глотание, образование звуков.
Учитель: Из гортани воздух попадает в трахею.
Сообщение заранее подготовленного ученика (с использованием
презентации)ТРАХЕЯ находится: начало на уровне 7 шейного позвонка и
заканчивается на уровне 5 грудного позвонка, расположена спереди от
пищевода длина 10 - 11 см., 16 - 20 хрящевых полуколец,
Внутренняя стенка - мерцательный эпителий,
В нижней части делится на 2 бронха
Бронхи имеют хрящевые кольца
Бронхиолы (25 млн.)
Альвеолы (3400 млн.) отвечают за газообмен
Лёгкие - можно сравнить со сказочным виноградным деревом
Демонстрация
1. самодельная наглядная модель (надутый воздушный шар сплетён
красными и синими нитями ),
2. две грозди винограда
Учитель: А вот строение лёгких. Как происходит газообмен в лёгких и
тканях мы рассмотрим, когда отправимся в путешествие на следующем
уроке.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Ребята, давайте поблагодарим наши органы дыхательных путей за их
огромную работу по защите организма.
К сожалению, часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания,
может вызвать различные заболевания:ХОЧУ
УЗНАТЬ
УЗНА
Л
РЕФЛЕКСИЯ. Заполнение таблицы
ЗНА
Ю
III. Стадия размышления и рефлексии.
1.
2.
3.
4.
Заполнение таблицы "ЗХУ", графа "Узнал"
Анализ записей
Составление кластера
Проверка уровня изученного материалаТЕСТ "ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"
1. В каком органе дыхания воздух обогревается?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми
полукольцами?
А) носовая полость,
Б) гортань,
В) трахея.
4. Как влияет крик на голосовые связки?
А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.
5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной
системе?
А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи
Домашнее задание.
1. Параграф 26, стр.138 - 139;
2. Заполнить таблицу "Органы дыхательной системы";
3. Задания
№1 - I гр.
№2 - II гр.
№3 - III гр.
№4 - IV гр.;
4. Терминологическая (словарная) работа стр. 64 - 66;