Открытый урок на тему "Дыхание" (8класс)

  • Видео
  • Исследовательские работы
  • Карточки-задания
  • Книги
  • Памятки
  • Плакаты
  • Презентации учебные
  • docx
  • 29.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок на тему "Дыхание". Урок проводила я, Умалатова Асет Авхатовна в 8 классе. Это был не только открытый урок, но и мастер- класс. Для молодых специалистов, которые работают в школе первый и второй год.Материал содержал не только теорию, но и практику.
Иконка файла материала дыхание.docx
Пока я дышу - я живу! Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом. Цель: сформулировать понятие значения дыхания, как процесса необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы. Задачи.  Дидактическая - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.  Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.   Развивающая - продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "Знаю - Хочу узнать - Узнал" и чтение с остановками. Воспитательная - создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. Оборудование:           компьютер с мультимедиапроектором, графпроектор, цифровой микроскоп с микропрепаратом, музыкальный центр, телевизор, DVD-плеер, магнитно-маркерная доска, флипчарт, мультимедийный экран, таблицы и муляжи.Ход урока I. Стадия вызова и целеполагания. 1. Минутка добронастроя (под музыку). 2. Подготовка, переход и сообщение темы урока. а) Параллельное повторение по группам 1 группа "Дыхание у растений" "Биология" 6 кл. 34.35. Схемы на кодоплёнке б) Составление учащимися схемы "Что я знаю о дыхании?" 2 группа "Дыхание у животных" "Биология" 7 кл. Схемы на кодоплёнке 3. Обсуждение схемы ВЫВОД: Всё живое на земле дышит, и с прекращением процесса дыхания погибает. Римский поэт Овидий сказал: "Dum spiro, spero", что в переводе означает 4. Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал"ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНА Л 1. Дыхание - это свойство всех живых организмов 2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2 5. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. 6. Заполнение графы "Хочу узнать" ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНА Л 1. Дыхание - это свойство всех живых организмов 2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2 Как дышит человек Через какие органы попадает кислород в лёгкие II. Стадия осмысления. Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух" доказывает это. Люди заметили, что без пищи и воды животное и человек смогут жить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут (6 - 10 мин.)   Почему? Для чего мы дышим? Какое значение для нас имеет дыхание?  Ответ ищем на странице 132 учебника и Энциклопедии для детей (стр.166) ВЫВОД: схема "Значение дыхания", "Формула окисления" (презентация) + О2 = СО2 + Н2О + W (энергия)Ответы: для жизнедеятельности организма:на всё затрачивается энергия (W) ВЫВОД: 1. мы дышим ради получения энергии, поэтому воздух вокруг должен быть чистым (проветривать чаще классы, разводить зеленые комнатные растения, использовать люстры Чижевского для насыщения воздуха отрицательно заряженными ионами и др.); 2. 3. О2 - это основа основ жизнедеятельности организма; дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой. Физминутка по теме "Дыхание" по методике Г.Стрельниковой с использованием цифрового телевизора и DVD-плеера Вопрос: Каким образом попадает О2 в организм человека? Какой орган ответственен за попадание воздуха в лёгкие? Ответ: Нос - Правильно, при нормальном дыхании человек дышит через нос. Вопрос: А зачем человеку нос? Учащиеся дают ответы. Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека без носа, с двумя дырочками на ровном месте, просто невозможно! "Без носа человек - чёрт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми и вышвырни за окошко!.." . Так писал о носе Н.В. Гоголь. Учитель: А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян - его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное путешествие вместе с воздухом (О2), который попадает в наш организм. Итак, внимание! Готовы? Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного. МЫ ВЛЕТАЕМ В НОС (презентация "Носовая полость") Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами? Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь вволосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Только осторожно, стенки сверху донизувымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна? Давайте вместе послушаем сообщение о человеческом носе. 1. Сообще6ние заранее подготовленного ученика. Учитель: Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим путь и мы. Внимание, пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление - надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло. 2. Сообщение ученика с использованием презентации. ГОРТАНЬ располагается на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. СОСТОИТ 1) из хрящей. 2) щитовидный хрящ (спереди и сбоку), 3) изнутри выстлана слизистой оболочкой с рецепторами, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи и при этом возникает кашель. Снаружи её положение заметно по выступу (особенно у мужчин) - кадык; Голосовые связки -> голосовая щель Учитель: Сложность строения гортани обусловлена тем, что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, нам сейчас предстоит провести небольшое исследование в парах, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи.. Самостоятельная работа в парах с учебником и текстом:   I группа - Рассмотрите и изучите рисунок и таблицу "Гортань". Определите, какие её образования участвуют в формировании звуков? II группа - От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? III группа - Где формируются членораздельные звуки речи?  Что называется артикуляцией? IV группа - От чего зависит тембр и сила голоса? ВЫВОД: Значение гортани: глотание, образование звуков. Учитель: Из гортани воздух попадает в трахею. Сообщение заранее подготовленного ученика (с использованием презентации)ТРАХЕЯ находится: начало на уровне 7 шейного позвонка и заканчивается на уровне 5 грудного позвонка, расположена спереди от пищевода длина 10 - 11 см., 16 - 20 хрящевых полуколец,      Внутренняя стенка - мерцательный эпителий, В нижней части делится на 2 бронха Бронхи имеют хрящевые кольца Бронхиолы (25 млн.) Альвеолы (3400 млн.) отвечают за газообмен Лёгкие - можно сравнить со сказочным виноградным деревом  Демонстрация 1. самодельная наглядная модель (надутый воздушный шар сплетён красными и синими нитями ), 2. две грозди винограда Учитель: А вот строение лёгких. Как происходит газообмен в лёгких и тканях мы рассмотрим, когда отправимся в путешествие на следующем уроке. ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Ребята, давайте поблагодарим наши органы дыхательных путей за их огромную работу по защите организма. К сожалению, часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания:ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНА Л РЕФЛЕКСИЯ. Заполнение таблицы ЗНА Ю III. Стадия размышления и рефлексии. 1. 2. 3. 4. Заполнение таблицы "ЗХУ", графа "Узнал" Анализ записей Составление кластера Проверка уровня изученного материалаТЕСТ "ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА" 1. В каком органе дыхания воздух обогревается? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами? А) носовая полость, Б) гортань, В) трахея. 4. Как влияет крик на голосовые связки? А) никак не влияет; Б) улучшает; В) ухудшает. 5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе? А) лёгкие; Б) трахея; В) лёгочная артерия; Г) бронхи Домашнее задание. 1. Параграф 26, стр.138 - 139; 2. Заполнить таблицу "Органы дыхательной системы"; 3. Задания    №1 - I гр. №2 - II гр. №3 - III гр. №4 - IV гр.;  4. Терминологическая (словарная) работа стр. 64 - 66;