Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория
Оценка 4.7

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
география
8 кл
31.03.2017
Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория
Публикация является частью публикации:
Открытый урок по теме путешествие по стране ЮГОРИЯ.doc
Открытый урок по теме путешествие по стране ЮГОРИЯ 8 класс география ХМАО учитель Чебыкина Нина Леонидовна ЦЕЛИ: 1. Обобщение и систематизация знаний уч­ся по региональному курсу география  ХМАО. 2. Закрепление знаний уч­ся по традиционной культуре коренных жителей:  средствам передвижения, хозяйственной утварью, одеждой и украшениями,  поселениями и жилищем. ЗАДАЧИ: совершенствование коллективных форм работы, развитие интереса и         мышления у уч­ся. ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта Тюменской области                                     Рекламные щиты                                           Стенные картины жилищ и одежды коренных жителей                                             Эмблемы экипажей, дары природы, музыка танца коренных                                       Народов, словарь терминов на доске, выставка                                             Книг о крае, материал для изготовления жилищ, маски,                                               Луки со стрелами для показа танца. ХОД УРОКА: УЧИТЕЛЬ: несмотря на молодость нашего города, 9 марта которому исполнилось 45 лет  наш край очень древний и суровый, удивительно красивый и щедрый. Ханты –Мансийский  округ занимает 1 место в России по добыче нефти и 2 место по выработке электроэнергии,  3 место по добыче газа. Сегодня уделяется особое внимание сохранению и возрождению  культуры и традиций коренных народов Севера – ханты и манси. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по древней стране Югория. На пути нам будут встречаться различные препятствия, остановки, а чтобы справится с ними, вы  должны будете ответить на множество вопросов по пройденному материалу, проявив при  этом выдумку, смекалку, эрудицию, показав свое умение пользоваться информацией,  полученной при изучении края. Дома вы должны были подготовится к путешествию.  Отправимся в путь тремя экипажами, у каждого будет свой путь и свое средство  передвижения:  1 команда, отправляется на оленях, запряженных в нарты 2 команда, на лодке, по реке Иртыш 3 команда, на собачьих упряжках  Конечный пункт прибытия – г. Салехард. Условная мера длины – верста. Интеллектуальная разминка: (вопросы задаются поочередно каждой команде) 1. Какие губы не вытрешь? (морские) 2. Цветной остров в Карском море? (о. Белый) 3. Что посреди Иртыша стоит? (буква «Т») 4. Озеро и месторождение нефти? (Самотлор) 5. Как называется ценный плодородный ил? («сапропель») 6. Почему вблизи Сургута Вата не горит? (Вата ­ река) 7. Национальное дерево России? (лиственница) 8. Первый русский город в Сибири? (Тюмень) 9. Из какого таза не выльешь воду? (из реки «Таз») 10. Какой полуостров жалуется на свою величину? (Ямал) 11. Коренные жители среднего приобья? (Ханты) 12. Как назывались племена, которые засеяли территорию Тюменской области?  (Угры) Итак, разминка закончилась, штурманы экипажей докладывают о готовности к  путешествию. Если театр начинается с вешалки, то путешествие с выбора транспорта. I. ЗАДАНИЕ ЭКИПАЖАМ (Выполнив которое вы сможете продвинуться на 100  верст)  Рассказать о выбранном вами виде транспорта НАРТЫ Являются главным видом передвижения как зимой, так и летом.Они бывают  двух видов: легковые и грузовые, грузовая нарта отличается более грубым  устройством. При летней езде на нартах к полозьям на деревянных шпилях  прикрепляются вторые, более легкие, которые снимаются по надобности.Легкие  нарты делятся на две категории: мужские и женские.конструктивных отличий в них  нет, разделение основано лишь на запрете женщинам садиться в мужскую нарту.  Мужчина может садиться и ехать на любой нарте. Дети ездят с родителями  без  различия пола, но когда девочке достигает 10 лет, то она уже не может ехать на  мужской нарте.    Сидят на нарте боком, положив ногу вдоль нарты, а другую  поставив на  полоз.В нарты запрягают зимой обычно трех, а летом четырех и пять  оленей.Управляют упряжкой держа вожжи в правой руке,а шест в левой. ЛОДКИ Лодки бывают одного типа­долбленые из осины. Из осинового бревна  выдалбливают корыто, в которое наливают воду, а в нее бросают камни до тех пор,  пока вода не закипит. Когда дерево достаточно распариться, лодке придают  надлежащую форму, вставляя распорки. К бортам лодки для увеличения ее емкости пришиваются сосновыми и кедровыми корнями тесины, причем швы тщательно  заливаются еловой смолой. По словам остяков, в прежние времена делали лодки из  бересты, нынче они не встречаются. СОБАЧЬЯ УПРЯЖКА В нарту обычно запрягается 5 собак, упряжка парами, впереди вожак, собака  лидер, более умная, более опытная.Для управления служат командные слова,  которых слушается вожак. Собаки сами кусают ленящегося. Обучение происходит  путем запряжки щенка позади всех,чтобы он понемногу привыкал.На упряжку в 5  собак кладут груз 160­200 кг, работает упряжная собака лет 7­8, кормят один раз­  вечером. Опытный вожак сам не будет есть перед дорогой. ( экипажи команд выполнив задание, продвигаются на 100 верст )   Очень важно в дорогу подобрать одежду. А в условиях сурового холодного климата, когда  большая часть времени проводится на улице это важно вдвойне. Давайте поговорим об  одежде коренных жителей. ЗАДАНИЕ. Команды должны рассказать об одежде коренных жителей: верхней одежде,  обуви, элементах одежды – мужском поясе. Верхней зимней одеждой является малица, сокуй и парка (порха ), расширенная внизу,  длинная с капюшоном и пришивными рукавами.Малицу шьют мехом внутрь.Чтобы не  повредить кожу малицы на нее надевают такую же широкую маличную рубашку из яркого  ситца. Когда на оленях отправляются в дальний путь,поверх малицы надевают сокуй.Его  шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. В такой двухслойной одежде можно спать даже на снегу. Парку шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом и  украшают по подолу меховой мозаикой. Женская шуба расашная двухслойная, ее полы не  сходятся, завязываются кожаными завязками. ОБУВЬ. Раньше обувь шили из рыбных кож. Она была прочной и непромокаемой.Для этого кожу с налима или стерляди сдирали и обрабатывали остатками ухи (печенью  животных,очищали скребками, мяли руками). Узкие полоски рыбьей кожи сшивали друг с  другом и шили чулки.Зимняя обувь­ сапоги из меха оленя с меховыми чулками. На  меховые чулки идут самые мягкие оленьи шкурки из оленят, рожденных в мае.  Символом  достоинства и звания мужчины является пояс. Носят пояс и женщины.Для тех и других  подпоясаться означало завершить облачение.женский пояс на вид скромнее мужского и  значение ему придавалось меньшее. Согласно ненецкой этике появление женщины на  ритуалах, в гостях или при большом скоплении народа расценивалось как неряшливость,  распущенность.Женщине не разрешается носить и даже примерять мужской пояс. Лишний  раз прикасаться к нему. Хантыйская традиция запрещает женщине переступать  через  мужской пояс­ иначе он лишиться мужской силы.Мужской пояс прочный. Сила пояса  испытывалась в борцовских схватках, где они брались за пояса. Пояс принято украшать  металлическими пряжками, пуговицами. ЗАДАНИЕ. ЖИЛИЩНЫЕ ПОСТРОЙКИ НАРОДОВ СЕВЕРА.  1 команда – летний чум 2 команда –зимний чум 3 команда – временный односкатный балаган – колпак Переносным жилищем народов ханты, манси, ненцев является конусообразный берестяной  чум.Остов чума делается из жердей, в тундре, где нет леса,шесты чума перевозят на на  нартах. На большой чум идет от 40 до 50 шестов в зависимости от членов семьи, на  маленькую семью­маленький чум. Три основных шеста связывают верхними концами  вместе, к ним подставляют остальные.летний чум покрывают берестяными покрышками.  Эти покрышки как и шесты возят с собой.Если нет берестяных покрышек. Используют  вытершие зимние покрышки из шкур оленя. Сейчас нередко летом чум покрывают  брезентом. ЗИМНИЙ ЧУМ покрывают нюками.Нюки шьют из оленьих шкур в два слоя, ворсом  наружу, края нюков заходят один за другой. Сверху их обвязывают веревками. На большой  нюк идет 20 оленьих шкур.Теперь внутреннюю покрышку часто шьют из сукна. Вверху  чума остается отверстие для дымохода.Чум ставят исключительно женщины. ВРЕМЕННЫЙ ОДНОСКАТНЫЙ БАЛАГАН – КОЛПАК Представляет из себя односкатную крышу, одной стороной лежащую на земле, а состоящий из 6 шестов установленный скат кроют тиской. Тиска – это береста 2­3 ряда слоями и  вываренная в воде для мягкости и крепости. Этот балаган разбивается на охоте или  рыбалке. Тиска в таких случаях возится с собой.   Команды получают задание сделать из подручных средств: бересты, кусочков ткани,  пластелина, палочек сделать макет жилья, после чего имеют продвинуться еще на 100  верст. ЗАДАНИЕ  РЕКЛАМА ( домашнее задание – создать рекламу, связанную с нашим краем ) 1 команда реклама г. Сургут в стиле П.Ершова. За горами, за лесами, за широкими морями, Не  на небе, на земле, стоит город на реке. У Сургута два рождения, перво­ руско поселенье, Вторым рождением стало время, когда геологи пришли, запасы нефти здесь нашли. Били здесь в лесах лисицу, да возили в град столицу Хоть была столица та далека от Сургута Но не только ведь лиса славу граду принесла В те былые времена в реках рыбы было тьма. Всяку рыбу там ловили да по градам развозили И на сотни верст окрес свет дает Сургутска ГРЭС 2 команда  рекламирует клюкву в стиле Пушкина. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало Короче становился день и в лес поехали мы в семь. Хотя уж день был слишком мрачным, он был для всех для нас удачным Как только в хмурый лес вошли мы на болото набрели. Решив болото обойти и дальше в поиске пойти Мы по болоту побрели и красну ягоду нашли Вот я нагнулась­подняла, а что за ягода была Конечно. Удивились все, что на болоте да во мхе такая ягодя росла Ее я съела. А она такая вкусная была.что интерес в нас разожгла. Все разбежались.кто куда. А сколько силы было в ней И не было ее вкусней, когда домой мы возвратились То чаю с ягодой напились, варенье из нее сварили и бабушку им накормили ЗАДАНИЕ  Как вы знаете растения нашего края 1.Растение знаменито своим дурманящим запахом, является лекарственным (багульник) 2.Хвойный кустарник, который называют сибирский кипарис (можжевельник) 3.Вечнозеленый кустарник с вкусными плодами (брусника) 4.Своим названием это растение зверей убивает (зверобой) 5.Не огонь, а жжется (крапива ) 6.Кустарник с черными ягодами (черника) 7.Дерево с короткими колючими иглами (ель) 8.Кустарник с оранжево­красными ягодами (рябина0 9.Листопадное хвойноеи дерево (лиственница) 10.дикая роза со съедобными плодами (шиповник) Подводятся итоги урока, выясняется какая команда быстрее добралась к заветной цели. Выставляются оценки за урок.

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория

Открытый урок по теме: Путешествие по стране Югория
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017