Первушова Мария Николаевна
Отношение и развитие путей оптимизации ценностей семьи среди молодежи
В отечественной науке в последнее время значительно активизировались исследования, направленные на изучение семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей и проблемы их формирования. Это объясняется как важностью самой проблематики, так и интенсивными процессами, происходящими с институтом семьи на современном этапе развития общества, породившими ряд сложных проблем и противоречий.
Новые социально-экономические условия, демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейных отношений, а также в воспитании и подготовке подрастающего поколения к осознанному родительству, формированию собственной семьи.
Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.
«Ценность семьи» рассматривается как многозначное понятие, включающее общий принцип относительно моделей поведения человека в рамках определенной культуры или общества, посредством процесса социализации, базирующееся на убеждениях индивида в том, что семья является актуальной значимостью, смыслом и эталоном в его жизни. Обладая признаками ценности, семья может быть отнесена как к личным, так и к социальным ценностям и находится в сфере человеческих взаимоотношений, одной из сторон объективной действительности. Семья представляет собой ценностный объект, который наделен особым значением в личном и общественном сознании. Восприятие молодежью семьи как ценности зависит от реализации потребности в общении с членами семьи и уверенности в ощущении себя ее членом, волевой готовности поступать в соответствии с ценностями семьи, желание получить удовлетворение от совместного проведения досуга, устойчивого поведения в соответствии с убеждениями в ценности семьи и семейных отношений.
В современный период в студенческой среде и обществе в целом идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российской семьи, в семейных ценностях.
В традиционной культуре семейные ценности включают в себя триединство родительства, родства и супружества. Центральное значение в семейных ценностях имеют ориентации на родительство – на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение детей. Современная же семья имеет тенденцию к малодетности и снижению ценности семьи.
В обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращению брачности, растёт количество разводов, неполных семей, что приводит к негативным демографическим и социальным последствиям. Всё это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основаниях и порождающих новые мировоззренческие установки.
Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
В ходе анкетирования студентов по отношению к браку и созданию семьи были выделены следующие группы по полу, возрасту, составу семьи родителей.
1. Многие молодые люди живут (хотят жить) в незарегистрированном браке, но планируют пожениться в будущем;
2. Оптимальный возраст для вступления в брак для женщин – 21-25 лет, для мужчин – 26-30 лет;
3. Основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желание создать семью;
4. Семья, как ценность, у молодежи находится не на первом месте;
5. Молодые люди не имеют четкого понятия о семье;
6. Большинство студентов собираются создавать семью только после окончания вуза и приобретения материальных благ;
7. В молодежной среде все более укореняется партнерский тип супружеских отношений;
8. Молодые люди в основном хотят иметь 1-2 детей;
9. Большинство студентов не собираются венчаться в церкви.
Для эффективного формирования ценности семьи у студентов необходимо реализовать следующие группы педагогических условий: 1) направленных на формирование мировоззренческой составляющей, способствующей осознанию молодежью семьи как важной человеческой ценности для отдельной личности и общества в целом; 2) создание образовательного пространства, ориентированного на повышение теоретического и практического уровня подготовки молодежи к семье и браку; 3) информационного пространства в вузе с целью увеличения объема и качества получаемой информации, методической и организационно-массовой работы для приобретения и пополнения знаний студенческой молодежью по вопросам семейно-брачных отношений.
Список использованной литературы:
1. Демографическая политика в России: от размышлений к действию
/Под общ. редакцией Елизарова В. В. М., 2008.
2. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое
исследование). - СПб.: Наука, 2003.
3.Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой
молодежи. Самара, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.