Важность изучаемой исследовательской проблемы довольно высока. Она требует изучения, так как нужно знать об истории медицины в античной цивилизации и в наше время. В научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования истории медицины. В данном исследовании, во-первых, написана статья об отношении к инвалидам, во-вторых, описана подготовка и проведение экспериментального обучения
Статья.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Отношение к инвалидам в античной цивилизации
Исполнитель: студент 1 курса
Рахматов.Б.М,
Статья
На ранних этапах своего развития,
в силу неразвитости
производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных
ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.
В античности в ряде эллинистических государств у отдельных
человеческих сообществ, исповедующих культ силы, выносливости, культ
человеческого тела, всякие отклонения в физическом развитии, уродство и
иные аномалии у детей считалось нежелательными. Первые упоминания о
людях с грубыми физическими и умственными нарушениями содержатся в
законодательных документах античного мира. С точки зрения закона, властей
и общества в целом, лица с выраженными дефектами не считались
полноценными гражданами и приравнивались в статусе к рабам и животным.
Дети, родившиеся с грубыми недостатками, обрекались на смерть. Закон,
сформулированный Аристотелем в его «Политике», гласит: «Пусть в силе
будет тот закон, что ни одного калекиребенка кормить не следует» [5].
В ранних обществах инвалиды занимали положение ущербных,
неполноценных, убогих людей: их считали обузой, людьми, не способными
приносить пользу. Уделом инвалидов были бедность и ранний уход из жизни.
В архаический период и в эпоху раннего Средневековья представление о
физических дефектах понималось как наказание за грехи или как знак
овладения злыми духами. Подобное отношение к инвалидам часто приводило
к тому, что их сторонились, опасались и считали изгоями общества.
Обыденный образ жизни людей с физическими и психическими отклонениями
в те времена превращался в ограничение и изоляцию, исключённость их из
нормальной жизни, трудовых отношений, творческих сфер [6]. В античном мире судьба интересующих нас людей была трагичной. Они
не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов.
Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо
физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из
них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную
часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных»
(непризнанных). В мир свободных граждан античных государствполисов
человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной
отсталостью доступа не было [11].
«Пусть в силе будет тот закон, писал Аристотель, что ни одного
калеки ребенка кормить не следует» [9].
Философ Сенека утверждал: «Мы убиваем уродов и топим детей,
которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так
не изза гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять
негодное от здорового» [9].
Современное общество предпринимает усилия для интеграции
инвалидов в социальную жизнь. Инвалиды сегодня являются полноценными
субъектами общества. В основе такого общества лежит гуманистическая
аксиологическая парадигма, способствующая адекватному и толерантному
восприятию людей с ограниченными возможностями, признанию их
социальной субъектности.
Однако общество на разных исторических этапах демонстрировало
проявление иной негуманистической парадигмы к проблеме инвалидности. В
настоящей статье мы рассмотрим отношение общества к инвалидам в
античной цивилизации.
В античном мире отношение к инвалидам было негативным. В античную
эпоху людей с физическими дефектами считали «нечистыми», т.е. носителями
злых магических сил. Физические отклонения воспринимались членами
античного общества как наказание богов за грехи. В обществе испытывали страх перед калеками. В античности был развит культ полноценного
физически развитого тела, поэтому людям с ограниченными возможностями
не находилось места в этом обществе [5].
Инвалиды были ограничены в гражданских правах, т.к. последние
связывались с земельной собственностью и способностью обладать оружием, а
потому инвалид не мог обрести статус гражданина. Дискриминационным был
правовой статус инвалида: античный суд приравнивал инвалида к мертвому,
поэтому суду правовые претензии инвалида представлялись столь же
нелепыми, как претензии умершего [2].
История знает ряд примеров физического уничтожения инвалидов: в
древней Спарте, где неполноценных детей сбрасывали в пропасть, а «лиц,
достигших преклонного возраста убивали». В Древнем Риме, как и в Древней
Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой.
Римский философ Сенека писал, что надо убивать уродов и топить тех детей,
которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать
не изза гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять
негодное от здорового [3].
Людей с ограниченными возможностями в древнегреческом обществе
подвергали всяческим оскорблениям и безжалостным насмешкам. Так, в IV в.
до н. э. в Древней Греции стали появляться «ущербные» имена, указывающие
на характер телесного недостатка, например, Мискелос (Хромой) или
Роикос (Кривой). Данная практика была распространена в среде низших слоев
общества, среди аристократов, у которых имелся какойлибо физический
недостаток, подобных имен не встречалось, т.к. приходилось считаться с
высоким статусом такого человека. Иное положение было в Риме. Там,
особенно в республиканские времена, «ущербные» имена – прозвища носили
сентиментальный характер и были распространены именно у аристократов, в
тех случаях, когда в их семьях появлялись дети с телесными дефектами. Наделяя такого ребенка ласкательным прозвищем, родители выражали этим
свое нежносострадательное отношение к нему [6].
Исключительным правом уважительного отношения и в Древней Греции,
и в Древнем Риме пользовались лишь те инвалиды, которые получили увечье
во время войны. Они могли рассчитывать на всестороннюю поддержку.
Например, в Древней Греции ветеранам инвалидам назначали пенсии за счет
казны, а в Древнем Риме таких лиц наделяли землей, и им было предписано
денежное содержание.
Социальные условия людей с физическими дефектами, живших в
некоторых провинциях Римской империи, были более благоприятными.
Например, в Египте к инвалидам проявляли заботу; частичное решение их
проблем возлагали на себя семья, общественные структуры, а также
государство и христианская церковь. В Александрии и других крупных
городах человек с физическими недостатками мог легко найти посильную для
него работу, общественную поддержку и помощь [1]. Мы видим, что в
античности негативно относились к инвалидам. Это заставляло инвалидов
находить различные средства и способы, чтобы скрыть свою ущербность. С
этой целью они использовали одежду, пытаясь компенсировать свой ущерб
манерой одеваться. Отношение к ребенкуинвалиду со стороны античного
государства, включая родителей и членов семьи, строилось в согласии с
архаичным обычаем – право на жизнь являлось привилегией, дающейся далеко
не всем. Это представление было поколеблено в эпоху императора Августа
благодаря тому, что в недрах находившейся в зените своего расцвета греко
римской цивилизации возникает иное миропонимание – христианство. Оно
предложило новые ценности, новый взгляд на немощного человека.
Христианство предложило относиться к инвалидам как к людям,
находящимся под особой защитой Бога – убогим в буквальном смысле этого
слова. Под влиянием христианства милосердное отношение к любому калеке,
нищему начинает осмысливаться как норма[4]. Приняв идеалы милосердного отношения к убогим, христианская община оказывается способной воплотить
их на практике, перейти к организованному призрению инвалидов. На
протяжении IV–VII в. в Византии неуклонно растет число состоятельных
«нищелюбцев», не скупящихся на милостыню, примеры личного милосердия к
убогим демонстрируют и церковь, и император [2].
Рассмотрев положение инвалидов в античном обществе, можно
констатировать существование дискриминационного отношения к ним в
Древней Греции и Древнем Риме. Люди с ограниченными возможностями
игнорировались членами античного общества, вплоть до физического
уничтожения данной категории людей. Существенная трансформация
отношения к инвалидам в античном обществе произошла под влиянием идей и
ценностей христианства. Положение инвалидов в античном обществе является
антитезой осмыслению места и роли людей с ограниченными возможностями в
современном обществе.
Библиографический список
1. Волкова В.М. Краткий этнокультурный экскурс о положении инвалидов
и отношении к ним в разных обществах и в различные исторические
периоды. URL: http:// www.bezgranizcouture.com/wpcontent/uploads/2011/06/
(дата обращения 12.02.2019 г.)
2. Гребёнкин А.Ю. Отношение к инвалидам в Европе в различные
Вестник Московского государственного
исторические эпохи
гуманитарноэкономического института. – 2012. – № 2. – С. 2730.
//
3. Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными
возможностями // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 412415.
4. Краткая история философии: Учебник / Под ред. В. Г. Голобокова
М.: Аст и Олимп, 1997. 560 с.
5. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов –
М.: Феникс, 2006 382 с.
6. Специальное образование в меняющемся мире. Европа :
учеб.пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. :
Просвещение, 2009. — 319 с.
7. Тоттон М. Лекции по истории церкви / пер. В.В. Меркулова. –
М.: Русские словари, 1997.
8. Фоминых А.М.
инклюзивного образования детей URL:http://кампк.рф
12.02.2019 г.)
Исторические аспекты становления идей
(дата обращения 9. Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие.
– РостовнаДону: Феникс, 2008. – с. 279.
10. Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: учебное
пособие / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с. 279.
11. http://studopedia.ru/12_75870_perviyperiodevolyutsiiotagressiii
neterpimostikosoznaniyuneobhodimostiprizreniyainvalidov.html
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
«Отношение к инвалидам в античной цивилизации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.