1. Порядок контроля, оценки и регистрации параметров рельсовой колеи путеизмерителями.
2. Балловая оценка состояния рельсовой колеи.
3. Ведомость оценки состояния рельсовой колеи по данным проверки путеизмерительного вагона (ф. ПУ-32).
4. Обеспечение безопасности движения при выявлении неисправностей путеизмерителем.
Учебные вопросы:
В целях совершенствования контроля за содержанием железнодорожного пути и для обеспечения комплексной диагностики его состояния ведена в действие с 1 марта 2020г:
Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов, утверждённая ОАО «РЖД» 28.02.2020 №436/р.
1. Порядок контроля, оценки и регистрации параметров рельсовой колеи путеизмерителями. Общие положения
порядок контроля, автоматизированной расшифровки, оценки и регистрации геометрических параметров рельсовой колеи, а также принимаемые меры по обеспечению безопасности движения поездов при проверке состояния рельсовой колеи с номинальной шириной 1520 мм (1524 мм) на сети железных дорог ОАО «РЖД» путеизмерительными средствами:
путеизмерительными вагонами всех типов,
путеобследовательскими станциями и лабораториями,
автомотрисами,
диагностическими поездами
(кроме путеизмерителей ЦНИИ-2)
Инструкция регламентирует
для железнодорожных путей, по которым осуществляется движение поездов со скоростями:
грузовых - до 90 км/ч;
пассажирских - до 140 км/ч;
скоростных - до 200 км/ч;
высокоскоростных - до 250 км/ч.
Инструкция предназначена
для железнодорожных путей, по которым осуществляется движение поездов со скоростями:
грузовых - до 90 км/ч;
пассажирских - до 140 км/ч;
скоростных - до 200 км/ч;
высокоскоростных - до 250 км/ч.
Инструкция предназначена
Оценка геометрических параметров рельсовой колеи на участке зависит от максимальных установленных приказом ЦДИ скоростей движения поездов.
основные, которые контролируются всеми типами мобильных средств диагностики с периодичностью, установленной ОАО «РЖД»;
дополнительные параметры - параметры, характеризующие состояние пути и его элементов, которые контролируются путеизмерителями, оборудованными соответствующей аппаратурой. Проверки состояния железнодорожных путей 1 и 2 классов должны проводиться преимущественно такими путеизмерителями.
Контролируемые путеизмерителями параметры разделяются на:
Всеми типами путеизмерителей должны контролироваться, регистрироваться и оцениваться следующие основные параметры:
Основные параметры:
ширина колеи (сужения и уширения);
положение рельсовых нитей по уровню (перекосы, отклонения уровня и крутизна отвода возвышения);
положение рельсовых нитей в плане (рихтовка) - горизонтальные стрелы изгиба, приведенные к симметричной хорде длиной 20 м;
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости (стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 17 м в точке, расположенной на расстоянии 2,7 м от ее конца);
сочетания отступлений по рихтовке с перекосами и просадками и последовательности этих отступлений;
кривые в плане, требующие ограничения установленной скорости.
К дополнительно контролируемым параметрам относятся:
Дополнительные параметры
параметры устройства кривых в плане и по возвышению наружного рельса;
длинные неровности пути в плане и профиле;
боковой износ рельсов,
величина стыковых зазоров;
несоответствия фактических параметров пути данным в БПД и проектным характеристикам;
оценка деформативных характеристик пути.
Координатой отступлений по перекосам, просадкам и рихтовке считается середина отрезка между пиковыми значениями
Координатой отступлений по отклонениям уровня и ширины колеи - середина отрезка между точками начала и конца отступления данной степени.
Длина отступлений выводится на графическую диаграмму с точностью 1 м.
Отдельные отступления
Отклонения геометрических параметров рельсовой колеи от номинальных значений (отступления и неисправности) оцениваются –
в зависимости от величины скорости движения поездов на участке, установленной приказом ЦЦИ.
Координаты отступлений
Отступления разделяются на:
абсолютные отклонения от номинальных или проектных значений (сужения и уширения колеи, уровень, боковой износ, стыковые зазоры);
отступления, характеризующие неровности (перекосы, рихтовки, просадки) - отклонения фактических значений оцениваемого параметра от нулевых линий;
отступления, зависящие от совокупности результатов измерений и оценок разных параметров (сочетания отступлений, характеристики кривых).
Классификатор отступлений
Графическая диаграмма геометрии рельсовой колеи – это графическое изображение контролируемых путеизмерителем основных параметров геометрии рельсовой колеи и результатов автоматизированной оценки выявленных отступлений и неисправностей геометрии рельсовой колеи;
Графическая диаграмма
Для выявления и оценки отступлений и неисправностей параметров ГРК формируются:
«средняя» линия - значения параметров ГРК, усредненные на скользящем отрезке;
«нулевая линия» - аппроксимирующая средние линии рихтовки и уровня кусочно-ломанная трапециевидная линия, приближенная к фактическим значениям рихтовки и уровня. Нулевые линии используются для определения перекосов, рихтовки, границ переходных и круговых кривых.
Элементы графики
Аппроксимация (моделирование) поверхностей – это способ, при котором достигается приближенная замена каких-либо исходных сложных геометрических образов более простыми и технологичными, легко описываемыми.
В настоящее время широко применяется моделирование поверхностей, представляет значительный практический интерес и используется в различных отраслях человеческой деятельности.
Аппроксимация
Нулевые линии используются при определении величин отступлений по уровню, перекосам и рихтовке.
Нулевыми линиями называются линии аппроксимирующие отрезками прямых параметров: рихтовка и уровень.
Нулевые линии используются для оценки отступлений типа «Р», «Рнр», «П», «У», «ПрУ». Также нулевые линии используются для определения границ переходных и круговых кривых при оценке «Анп», «Аг», «Пси» и «Укл».
Нулевые линии
Нулевые линии
Нулевые линии по уровню на прямых могут принимать значения 0 мм, +6 мм или -6 мм, в соответствии с паспортом.
Нулевые линии по рихтовке на прямых принимают значение 0 мм.
Нулевые линии на прямых всегда соответствуют паспорту, или нулю, если паспорт отсутствует.
Нулевые линии
Фактически нулевые линии описывают кривые, поэтому требования к нулевым линиям эквивалентны требованиям к описанию кривых.
Нулевые линии должны максимально близко описывать фактические параметры, поэтому минимизируются СКО нулевой линии от значений параметра, с учетом ряда ограничений.
Средние линии
Средние линии используются при оценке длинных неровностей в плане и профиле и параметров устройства кривых (непогашенного ускорения, скорости его изменения, уклона отвода возвышения).
Средние линии
Применяется принцип раздельной оценки параметров содержания и устройства пути.
К первым относится выявление и оценка отклонений от средних линий - неровностей длиной до 40 - 60 м в зависимости от допускаемых скоростей движения поездов.
Рисунок 3. Пример средней линии рихтовки
Средние линии
Средние линии положения пути в плане и по возвышению (без локальных неровностей) рассматриваются как характеристики фактического устройства кривой, по которым определяется соответствие установленной скорости- Vпз (расчеты могут производиться на планируемую скорость - Vпл).
Таблица № 1. Интервал усреднения (L) кривизны (рихтовки) и возвышения зависит от допускаемых скоростей движения поездов
Оценка параметров ГРК
Для определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений при обеспечении безопасности движения поездов отклонения основных параметров ГРК от номинальных значений подразделяются при оценке на четыре степени.
Разделение отступлений на степени производится по мере приближения к предельным значениям, требующим ограничения скоростей движения поездов и в зависимости от очередности проведения путевых работ.
Степени отступлений
I степень (допускаемые отклонения в содержании рельсовой колеи) - отклонения от номинальных значений ГРК, не требующие устранения при текущем содержании пути, устраняемые при плановых ремонтах;
II степень - отступления, устраняемые в плановом порядке;
III степень - отступления, близкие к величинам, требующим ограничения скорости движения поездов, должны устраняться в 3-х суточный срок;
IV степень - неисправности, угрожающие безопасности движения поездов, требующие ограничения скорости движения или его закрытия и проведения неотложных работ, должны устраняться незамедлительно.
Для отступления II степени и более определяется балловая оценка. Величины баллов установлены в зависимости от их амплитуды, длины и установленной скорости движения поездов.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Ширина колеи определяется по расстоянию между боковыми рабочими гранями рельсов в точке, расположенной на 13 мм ниже поверхности катания головки рельсов, которая при номинальной величине подуклонки рельса 1/20 соответствует точке, расположенной на 16 мм ниже линии, соединяющей верх головок рельсов и оценивается по величине отклонения от номинального размера ширины колеи, с учетом плана пути.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Определение предельных размеров колеи
где:
q – ширина колесной пары, т.е. расстояние между рабочими гранями гребней колес в расчетной плоскости
T – насадка колес, – расстояние между внутренними гранями колес
h1 h2 – толщина гребней колес в расчетной плоскости
ɛq=2-4 мм для груженых вагонов, 1 мм для локомотивов, учитывает изменение ширины колесной пары за счет ее изгиба под нагрузкой
μ =0 локомотивных колес, μ =1 для вагонных колес
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
В кривых участках пути допускаются дополнительные уширения рельсовой колеи, возникающие за счет бокового износа рельсов.
В путеизмерителях, измеряющих ширину колеи в нескольких сечениях пути, при оценке уширений и сужений колеи используются измерения в сечениях с наименьшими отжатиями рельсов от ходовых колес. Измерения в зоне наибольших отжатий используются при оценке деформативности пути в кривых участках пути.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Ширина рельсовой колеи не измеряется и не оценивается в связи с конструктивными особенностями пути и путеизмерителей в зоне:
стрелочных переводов и глухих пересечений с крестовинами с неподвижным сердечником на длине контррельса
на перекрестных стрелочных переводах и глухих пересечениях - на всей длине стрелочного перевода
уравнительных приборов на мостах и уравнительных стыках (остряковых компенсирующих соединениях) бесстыкового пути.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
На стрелочных переводах с подвижным сердечником ширина рельсовой колеи оценивается по всей длине, кроме места примыкания сердечника к усовику крестовины.
Ширина рельсовой колеи в этих местах проверяется вручную по графику, утвержденному начальником дистанции.
Перечень участков пути с установленным номинальным размером ширины рельсовой колеи утверждается начальником службы пути.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Номинальный размер ширины рельсовой колеи определяется ПТЭ и составляет:
в прямых участках пути и в кривых радиусом 350 м и более - 1520 мм,
номинальный размер ширины рельсовой колеи на более крутых кривых:
при радиусе от 349 м до 300 м - 1530 мм;
при радиусе 299 м и менее - 1535 мм.
На участках с рельсошпальной решеткой сборки до 1970 года, в том числе старогодной решеткой допускается в прямых участках пути и в кривых радиусом более 650 м номинальный размер ширины колеи - 1524 мм, а в более крутых кривых:
при радиусе от 650 м до 450 м - 1530 мм;
при радиусе от 449 м до 350 м - 1535 мм;
при радиусе 349 м и менее - 1540 мм.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
На участках сопряжения прямой с кривой, имеющих разные номинальные размеры ширины колеи, переход от одной номинальной ширины к другой осуществляется в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии - на прямой с отводом 1 мм/м, измеряемым по средней линии ширины колеи на отводе.
Более крутой отвод оценивается как отступление III степени.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Ширина колеи менее 1512 мм и более 1548 мм не допускается. Ширина колеи бесстыкового железнодорожного пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 года, разрешается не менее 1510 мм и не более 1548 мм.
Рисунок 8 - Шпалы до 1996 года выпуска
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Номинальный размер ширины колеи в переводной кривой стрелочных переводов определяется в зависимости от их типа согласно требованиям технической документации, ширина рельсовой колеи на стрелочных переводах не допускается более 1546 мм.
Рисунок 9 – Схема стрелочного перевода
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Отступления от норм содержания рельсовой колеи оцениваются по величине абсолютных отклонений от номинальных значений ширины колеи, записанных в БПД
БПД - база паспортных данных;
БПД формируется РЦДМ на основе проектных и исходных данных, внесенных в ЕКАСУИ, в соответствие с порядком, утвержденным ЦДИ
РЦДМ - Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры;
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
При оценке отступлений по ширине колеи учитывается их протяженность, за единичное отступление принимается отступление длиной на пути 4 м.
Оценка отступлений по ширине колеи, при непрерывном их протяжении на длине большей 4 м, определяется в соответствии с таблицами 2.1 и 2.3 приложения N2 Инструкции по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Рисунок 10 – Уширение в кривой
В одном длинном отступлении по ширине колеи могут присутствовать отступления различных степеней. В приведенном примере присутствуют отступления второй, третьей и четвертой степеней.
N 1 - отступление II степени, длиной 5 м;
N 2 - отступление III степени, длиной 2 м;
N 3 - отступление II степени, длиной 3 м;
N 4 - неисправность IV степени, длиной 1 м;
N 5 - отступление II степени, длиной 6 м
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Рисунок 10.1 – Уширение в кривой
N 1 - отступление II степени, длиной 5 м;
N 2 - отступление III степени, длиной 2 м;
N 3 - отступление II степени, длиной 3 м;
N 4 - неисправность IV степени, длиной 1 м;
N 5 - отступление II степени, длиной 6 м
Участок* перехода в I степень и участок** перехода в III степень не учитываются, т.к. они короче 2 м и присоединяется ко II степени
Участки *** перехода в III степень присоединяется ко II степени, т.к. они короче 2 м
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
В качестве величины отступления конкретной степени принимается значение параметра в точке максимального отклонения, лежащего в пределах допусковых линий данной степени.
Если в длинном отступлении участок, попадающий в II или III степень при наличии 4, короче 2 м, он не выдается на диаграмму, а учитывается в отступлении более низкой степени.
Отступление IV степени при длине более 1 м оценивается независимо от длины как одна неисправность с ограничением скорости и оценкой км "неудовлетворительно".
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
В переходных кривых с переходом с одной нормы ширины колеи на другую, "нулевая" линия для оценки отступлений по уширению рельсовой колеи соответствует большей из двух норм, а "нулевая" линия для оценки отступлений по сужению рельсовой колеи соответствует меньшей из двух норм
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Короткие отступления по ширине колеи II и III степени не учитываются, как отдельные отступления, если их длина меньше 2 м.
Порог неисправности IV степени должен быть превышен на длине более 0,5 м, тогда он учитывается как неисправность длиной 1 м (или более).
Короткие отступления по ширине колеи длиной менее 4 м, но более 1 м, учитываются как единичные.
1.2 Оценка отступлений по ширине рельсовой колеи.
Короткие отступления по ширине колеи II и III степени не учитываются, как отдельные отступления, если их длина меньше 2 м.
Порог неисправности IV степени должен быть превышен на длине более 0,5 м, тогда он учитывается как неисправность длиной 1 м (или более).
Короткие отступления по ширине колеи длиной менее 4 м, но более 1 м, учитываются как единичные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.