Ответственность за обеспечение дорожной безопасности в образовательной организации

  • doc
  • 06.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ответственность за обеспечение дорожной безопасности в образовательной организации.doc

Ответственность за обеспечение дорожной безопасности в образовательной организации.

 

 

 

1. Общие положения

1.1. Директор образовательной организации является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состояние работы в организации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2. Функции

На директора образовательной организации возлагается выполнение следующих функций по обеспечению безопасности автобусных перевозок обучающихся:

2.1.1. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов;

2.1.2. Обеспечение содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;

2.1.3. Организация обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

2.1.4. Организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок обучающихся.

3. Обязанности.

3.1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности директор обязан:

3.1.1. Осуществлять прием на работу, организовывать стажировки и допуск к осуществлению перевозок обучающихся водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет;

3.1.2. Обеспечивать повышение профессионального мастерства водителей путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями;

3.1.3. Обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;

3.1.4. Организовывать регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей;

3.1.5. Обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

3.1.6. Осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих сведения о:

условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

состоянии погодных условий;

режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи;

порядке стоянки и охраны транспортных средств;

расположении пунктов медицинской и технической помощи;

изменениях в организации перевозок;

порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

особенностях перевозки детей;

особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

3.1.7. Организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

3.2. Для содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения отказов и неисправностей при их эксплуатации директор обязан:

3.2.1. Обеспечивать проведение технического осмотра, обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;

3.2.2. Обеспечивать проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе;

3.2.3. Обеспечить охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или причинения автобусам каких-либо повреждений.

3.3. Для организации обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок директор обязан:

3.3.1. Немедленно сообщать в органы исполнительной власти муниципального образования, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами;

3.3.2. Участвовать в комиссионном обследовании автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации автобусных маршрутов;

3.3.3. Немедленно информировать управление образования муниципального органа о несоответствии действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения для принятия решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или их закрытии;

3.3.4. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок обучающихся образовательных организаций автобусами;

3.3.5. Прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях).

3.4. Для организации перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, директор обязан:

3.4.1. Обеспечивать сопровождение перевозок групп детей преподавателями или специально назначенными взрослыми;

3.4.2. Обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о мерах безопасности во время поездки на автобусе для перевозки обучающихся;

3.4.3. Обеспечить каждого водителя автобуса для перевозки обучающихся графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок, схемой маршрута с указанием опасных участков, информацией об условиях движения и другими необходимыми путевыми документами;

3.4.4. Организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых пассажиров, не превышающим число мест для сидения;

3.4.5. Уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок обучающихся, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т. д.) для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами;

3.4.6. Обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медицинскими работниками;

3.4.7. Регулярно информировать муниципальный орган управления образованием о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушениях Правил дорожного движения и других норм безопасности движения;

3.4.8. Вести учет и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий с автобусами и нарушений водителями образовательной организации правил дорожного движения;

3.4.9. Выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

4. Права.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

4. Директор образовательной организации имеет право:

4.1. Запрещать выпуск автобусов в рейс или возвращать в гараж при обнаружении в них технических неисправностей, угрожающих безопасности движения;

4.2. Отстранять от работы водителей при их появлении на работе в состоянии опьянения (алкогольном, наркотическом и др.), а также если их состояние или действия угрожают безопасности перевозок;

4.3. Обеспечивать проведение послерейсовых медицинских осмотров для водителей, состояние здоровья которых требует особого контроля.

5. Ответственность.

5.1. Директор образовательной организации несет ответственность за нарушения требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности автобусных перевозок - дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

2. Методы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении у школьников

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде. Поощрение. Это положительная оценка право послушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Необходимо отметить, что обучение детей безопасному участию в дорожном движении должно осуществляться с учетом принципа «возрастная адекватность».

Так, формирование установок на соблюдение ПДД в младшем школьном возрасте (7-10 лет) ориентировано на изучение правил безопасного поведения пешехода на дорогах, в транспорте, вблизи транспортных средств.

Младшие подростки (11 - 13 лет) лучше усваивают ПДД в процессе групповых, тренинговых форм работы, где применяются такие технологии, методы и приемы, как дискуссии, обсуждения, командные игры и т.д.

Старшие подростки (14 - 16 лет) лучше воспринимают информацию, которая касается их лично или ближайшего окружения. Поэтому важно при формировании установок по соблюдению ПДД делать акцент на необходимость уважительного отношения и к своей собственной жизни, и к жизни других людей.

В этом возрасте необходимо акцентировать внимание подростков и на изучение таких вопросов, как ответственность за свое поведение на дороге; права и обязанности по соблюдению ПДД.

В целом, эффективность обучения детей безопасному участию в дорожном движении во многом зависит от профессионального мастерства педагога.

При формировании установок на соблюдение ПДД важно соблюдать следующие правила:

опираться на собственный опыт учащихся как участников дорожного движения (на примеры из жизни);

активно поддерживать обучающихся в их желании самоопределиться и саморелизоваться через обсуждаемую проблематику (давать возможность высказывать свои суждения и позиции);

не заучивать ПДД, а формировать и развивать навыки саморегуляции, познавательной активности, ориентированной на понимание опасности и безопасности;

научиться творчески, соблюдая при этом основные правила безопасности своей собственной жизни и жизни других людей, выходить из сложных и опасных ситуаций, связанных с поведением на дорогах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учитель имеет право на самостоятельный выбор (подбор) методов, приемов и технологий, при помощи которых он планирует достигнуть результаты освоения обучающимися ПДД.

Для формирования у детей ценностно-смыслового отношения к выполнению ПДД рекомендуем применять интерактивные методы, приемы и технологии: проблемные методы обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов (видеороликов, мультфильмов и др.); метод проектов; исследовательские методы; кейс-технологии; сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые игры и др.