Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку - белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.
пальчиковая.....docx
Методическая разработка для групп среднего дошкольного
возраста в группах ритмики
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
для детей 5 лет
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и
дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши
наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение
пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с
детьми в «Ладушки» и «Сороку белобоку». И мы до сих пор играем. И,
возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком
пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или какихлибо
историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения
пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием
речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И
при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра
перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с
отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения
неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев
рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать
взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую
активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную
атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно
и весело.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание
и правильно его распределять.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение
пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и
отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными,
подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем в освоении навыка
письма. Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. В этом
возрасте уже проявляются способности и наклонности. К пяти годам мелкая
моторика рук совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки
и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные
конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом
кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются
вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи.
Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не
выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали,
получаются сложные аппликации, поделки.
Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только
развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с
памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь,
ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут
трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и
неизбежно начнет отставать. Итак…
Занятия начинаются с массажа, но массаж дети делают самостоятельно
ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендуется
выполнять следующие упражнения:
"ГНОМИКИПРАЧКИ" Жилибыли в домике (дети сжимают и
разжимают кулачки.) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого
пальчика) Раз, два, три, четыре, пять, (правой рукой разгибают на левой руке
пальчики, начиная с большого).Стали гномики стирать (трут кулачками друг о
друга) Токи рубашки, Пики платочки, Лики штанишки, Чикки носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) Микки умница
был, всем водичку носил.
"ПОМОЩНИКИ" Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают
кулачки). Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой о другую). Чайник,
чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку (загибают пальчики, начиная с
большого пальчика). Мы посуду перемыли (опять трут одной ладошкой о
другую). Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с мизинца).
Ковшик тоже развалился.Нос у чайника отбился.Ложку мы чутьчуть
сломали. Так мы маме помогали. (сжимают и разжимают кулачки)
"ВАРИМ КОМПОТ" Будем мы варить компот. Фруктов нужно много
вот: (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой
руки "мешают"). Будем яблоки крошить. Грушу будем мы рубить. Отожмём
лимонный сок (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ
(опять" варят" и "мешают") После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к
выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут
быть опять же упражнения для пальчиков.
"ЗДРАВСТВУЙ" Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо
голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы
живем в одном краю Всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по
очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга
кончиками)
"МИЗИНЧИК" Маленький мизинчик плачет,
плачет.
Безымянный не поймет: Что всё это значит? Средний пальчик очень важный.
Не желает слушать. Указательный спросил: Может, хочешь кушать? А
большой бежит за рисом. Тащит рису ложку.Говорит: Не надо плакать. На,
поешь немножко! (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы,
начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем
касаться друг друга)
плачет,
"ЦВЕТОК" Набухай скорей, бутон. Распусти цветок пион (подушечки
пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые получается
"бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко
раздвинуть по кругу и немного прогнуть получается большой раскрытый
"цветок")
"БАБОЧКА" (народная потешка) Бабочкакоробочка. Улетай под
облачко. Там твои детки. На берёзовой ветке (скрестить запястья обеих рук и
прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые "бабочка"
сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким
движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)
"ПТИЧКИ" Птички прилетали. Крыльями махали. Сели. Посидели. И
дальше полетели (пальцами обеих рук производить движения вверх вниз)
"ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ" Улетела птица – мать. Малышам жучков
искать. Ждут малюткиптицы. Мамины гостинцы (все пальцы правой руки
обхватить левой ладонью получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой
руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)
"КРЮЧОЧКИ" Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их
крючочки (сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка,
чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими
пальцами)
Все движения можно использовать как в речевых упражнениях, так и в
попевках. Выполнять упражнения под музыку я бы рекомендовала под свой
авторский, легкий и доступный детям аккомпанемент.
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.