Памятка «Что такое федеральная образовательная программа дошкольного образования»

  • Памятки
  • pdf
  • 30.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что надо знать о Федеральной образовательной программе дошкольного образования
Иконка файла материала Pamyatka-dlya-roditeley (1).pdf

Источник: dskemich.schoolrm.ru/life/news/46313/674108/

Информация

в вопросах и ответах

Что надо знать

о Федеральной образовательной программе дошкольного образования?

 

 

ФОП ДО позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования (п.2):

 

-обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование

основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;

 

-создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям

российского народа, воспитание подрастающего поколения

как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

 

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную школу,

обеспечивающего ребенку и его родителям (законным

представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Что надо знать

о Федеральной образовательной программе дошкольного образования?

 

 

Документ рассчитан на дошкольное воспитания и обучение детей разных возрастных групп:

   с рождения до года (младенческий период); ● от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

   от 3 до 7 лет (дошкольный период).

.

Структура ФОП ДО

 

Программа состоит из трех разделов: целевого

содержательного организационного

а также содержит в себе учебно-методические документы:

федеральную рабочую программу воспитания; примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;

   примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы

федеральный календарный план воспитательной работы Каковы  основные  цели и задачи

 ФОП ДО

  

 Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи:

1.  обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2.  приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа

- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

 

  

 

3. построение    (структурирование)      содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;

4. создание условий для равного доступа к образованию для     всех        детей      дошкольного         возраста с      учетом разнообразия     образовательных потребностей        и индивидуальных возможностей;

5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,

самостоятельности и ответственности;

7 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего;

 

Какие принципы прописаны ФОП ДО?

 

 

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником

(субъектом) образовательных отношений;

4)    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)    сотрудничество ДОО с семьей;

6)    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8)    возрастная адекватность дошкольного образования

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)    учет этнокультурной ситуации развития детей.

Каковы планируемые результаты реализации ФОП ДО?

 

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к

завершению дошкольного образования (ФОП ДО п.15). Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не

являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются

основой объективной оценки соответствия установленным

требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

На что направлено содержание образовательной области

«Социально- коммуникативное развитие»?

На усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-

нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;

формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма,

уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,

сообществу детей и взрослых в ДОО, региону проживания и стране ;

развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;

развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).

На что направлено содержание образовательной области «Познавательное развитие»?

развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных

(обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;

формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;

формирование основ экологической культуры, знаний об

особенностях и многообразии природы Родного края и различных

континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном

окружении, культурно-исторических событиях, традициях и

социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;

формирование представлений о количестве, числе, счете, величине,

геометрических фигурах, пространстве, времени, математических

зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико- математическими способами их познания;

формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.

Что предполагает содержание образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»?

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;

формирование элементарных представлений о видах искусства

(музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах

деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);

освоение разнообразных средств художественной

выразительности в различных видах искусства;

реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности

(праздники, развлечения и другое);

развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).

Какое содержание включает в себя образовательная область «Физическое развитие»?

приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах

деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;

формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;

овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-

ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям

и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);

воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка ;

воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;

приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху,

формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Что такое коррекционно-развивающая работа?

Для каких детей нужна коррекционно-развивающая работа?

«Коррекционная работа и (или) инклюзивное образование должны быть напр. авлены на:

1)     обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья,

оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы,

2)     освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья

Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных

потребностей, социальной адаптации…» (ФГОС ДО п.2.11.2)

 

Целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого- педагогического сопровождения:

1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;

2)обучающиеся с особыми образовательными потребностями (ООП):

-   с ОВЗ и (или) инвалидностью;

-   обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения; часто болеющие дети - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

-   одаренные обучающиеся;

3)   дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,

4)   дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении 5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений

(импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).

Каковы способы и направления поддержки детской инициативы?

 

-   Продуктивная деятельность

-   Познание окружающего мира

-   Внеситуативно-личностное отношение

-Научение

Каковы особенности организации

образовательного пространства?

 

Важнейшие образовательные ориентиры:

    обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности,  автономии и ответственности);

Для реализации этих целей педагогами реализуются следующие условия:

    проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с др. педагогами;

создавать условия для принятия ребенком ответственности и          проявления эмпатии к другим людям;

    обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их

поведение

Что надо знать о Федеральной рабочей программе воспитания ?

 

1.  Федеральная рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной

образовательной программы дошкольного образования.

2.  Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель

образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

3.  Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.

Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской

гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое

уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания

Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Какой должна быть развивающая предметно- пространственная среда ?

 

 

    содержательно-насыщенной (соответствовать возрастным возможностям, содержанию программы) трансформируемой (изменение предметно-

пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и их возможностей)

полифункциональной (возможность

разнообразного использования различных составляющих предметной среды, предметов- заменителей)

    вариативной (наличие различных

пространств для игр, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и

оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей)

доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающие все основные виды деткой активности)

    безопасной

Какие формы взаимодействия с родителями предусмотрены?

Информационно- анкетирование, опросы, интервьюирование,

        аналитические «Книга непосредственныйотзывов»; «Родительская контакт сотрудников почта»  ДОО с

родителем или использование дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.), работа родительских комитетов

Наглядно- информационные информационные стенды, печатная продукция (газеты, журналы, книги и пр.); выставки детских работ, продуктов совместной деятельности, буклеты, фото- репортажи сайт Детского сада, газета ДОО

Познавательные

родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, практикумы мастер-классы, «круглые столы», тренинги, конференции, открытые образовательные мероприятия, проекты, клубы по интересам

 

 

Досуговые

праздники, совместные проекты, совместные досуги, походы, акции, участие родителей в конкурсах, выставках, День открытых дверей, Неделя здоровья