Источник: dskemich.schoolrm.ru/life/news/46313/674108/
в вопросах и ответах
Что надо знать
о Федеральной образовательной программе дошкольного образования?
ФОП ДО позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования (п.2):
-обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование
основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
-создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения
как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную школу,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Что надо знать
о Федеральной образовательной программе дошкольного образования?
Документ рассчитан на дошкольное воспитания и обучение детей разных возрастных групп:
● с рождения до года (младенческий период); ● от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
● от 3 до 7 лет (дошкольный период).
.
Структура ФОП ДО
Программа состоит из трех разделов: целевого
содержательного организационного
а также содержит в себе учебно-методические документы:
●федеральную рабочую программу воспитания; ●примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
● примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы
●федеральный календарный план воспитательной работы Каковы основные цели и задачи
ФОП ДО
Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
1. обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа
- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
.
3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
7 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего;
Какие принципы прописаны ФОП ДО?
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОО с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Каковы планируемые результаты реализации ФОП ДО?
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к
завершению дошкольного образования (ФОП ДО п.15). Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
На что направлено содержание образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие»?
На усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-
нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма,
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
сообществу детей и взрослых в ДОО, региону проживания и стране ;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
На что направлено содержание образовательной области «Познавательное развитие»?
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных
(обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об
особенностях и многообразии природы Родного края и различных
континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном
окружении, культурно-исторических событиях, традициях и
социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине,
геометрических фигурах, пространстве, времени, математических
зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико- математическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Что предполагает содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»?
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства
(музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах
деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
освоение разнообразных средств художественной
выразительности в различных видах искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности
(праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Какое содержание включает в себя образовательная область «Физическое развитие»?
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах
деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-
ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям
и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка ;
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху,
формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Что такое коррекционно-развивающая работа?
Для каких детей нужна коррекционно-развивающая работа?
«Коррекционная работа и (или) инклюзивное образование должны быть напр. авлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья,
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы,
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации…» (ФГОС ДО п.2.11.2)
Целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого- педагогического сопровождения:
1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
2)обучающиеся с особыми образовательными потребностями (ООП):
- с ОВЗ и (или) инвалидностью;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения; часто болеющие дети - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся;
3) дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
4) дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении 5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений
(импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Каковы способы и направления поддержки детской инициативы?
- Продуктивная деятельность
- Познание окружающего мира
- Внеситуативно-личностное отношение
-Научение
Каковы особенности организации
образовательного пространства?
Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
•создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
•развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
Для реализации этих целей педагогами реализуются следующие условия:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с др. педагогами;
•создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
•обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
•обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их
поведение
Что надо знать о Федеральной рабочей программе воспитания ?
1. Федеральная рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной
образовательной программы дошкольного образования.
2. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
3. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.
Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской
гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Какой должна быть развивающая предметно- пространственная среда ?
• содержательно-насыщенной (соответствовать возрастным возможностям, содержанию программы) • трансформируемой (изменение предметно-
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей и их возможностей)
•полифункциональной (возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, предметов- заменителей)
• вариативной (наличие различных
пространств для игр, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей)
•доступной (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающие все основные виды деткой активности)
• безопасной
Какие формы взаимодействия с родителями предусмотрены?
Информационно- анкетирование, опросы, интервьюирование,
аналитические «Книга непосредственныйотзывов»; «Родительская контакт сотрудников почта» ДОО с
родителем или использование дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.), работа родительских комитетов
Наглядно- информационные информационные стенды, печатная продукция (газеты, журналы, книги и пр.); выставки детских работ, продуктов совместной деятельности, буклеты, фото- репортажи сайт Детского сада, газета ДОО
Познавательные
родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, практикумы мастер-классы, «круглые столы», тренинги, конференции, открытые образовательные мероприятия, проекты, клубы по интересам
Досуговые
праздники, совместные проекты, совместные досуги, походы, акции, участие родителей в конкурсах, выставках, День открытых дверей, Неделя здоровья
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.