Памятка для педагогов “Как предотвратить детский суицид”
По оценкам ВОЗ, в 2020 году число самоубийств в мире может составить приблизительно 1,53 миллиона. Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет.
На сегодняшний день существует огромное колличество подходов, объясняющих, почему дети и подростки совершают суициды и как их можно предупредить.
Так, например, согласно одному из подходов, объясняющих наше поведение зависит от того, как мы сами к себе относимся. Получается, что подросток стремиться сам себя убить? Следует обратить внимание на то, что подросток ищет не смерти, а помощи и хочет, чтобы кто-то ему показал: зачем жить и убедил, что жить – это не так уж и плохо.
Что может сделать и на что обратить внимание учитель в ситуации предупреждения детского суицида?
Ни один ребенок не принимает решение уйти из жизни за считанные часы. Решение “зреет” не один день и даже не неделю. Своими действиями и поступками дети в это время взывают о помощи.
Что надо знать классному руководителю и учителям и на что обратить внимание, чтобы выявить подростка, склонного к совершению суицида:
· Суициду предшествуют кратковременные, объективные не затяжные конфликты в сфере близких отношений – в семье, с родителями, в школе, с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по досугу.
· Сам суицидальный поступок воспринимается подростком в “романтическо-героическом ореоле”: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение.
· Суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нём есть признаки “игры на публику” (способ получить сочувствие, внимание, любовь, выразить протест, наказать себя и других).
· Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного расчета.
Основные признаки возможного планирования суицида подростком:
· Разговоры подростка на темы смерти, самоубийств; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни; рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки с гробами и крестами; письма или разговоры прощального характера или разговоры прощального характера («Я не могу так дальше жить», «Я всем обуза…» и т.д.)
· Склонность к бескомпромиссным поступкам; деление мира на «черное-белое»
· Снижение ресурсов личности, позволяющим противостоять трудностям (депрессии, стрессовым состояниям, болезни и т.п.), что часто выражается в резком снижении успеваемости в школе или приеме наркотиков, алкоголя
· Наличие примеров самоубийств в ближайшем окружении подростка (родители, друзья); имеется неосознанное желание воссоединиться с умершими
· Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагоприятной семье, конфликты с близкими, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.
При этом надо обязательно следует обратить внимание на особенности поведения подростков:
· Возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем, но с элементами суеты и спешки
· Внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по отношению к сверстникам и близким
· Депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению, частый уход от своих обязанностей, бессмысленное проведение времени с оцепенением и сонливостью
· Выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за себя и свой поступок
· Отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»)
· Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде
· Раздаривание ценных вещей или денег
Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:
· Безнадзорность, отсутствие значимого взрослого в жизни ребенка
· Неблагоприятное положение ребенка в семье: отвержение или назойливая опека взрослых; жестокость, критика любых поступков
· Отсутствие близких друзей, отвержение в классе или внешкольных коллективах
· Серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях – творчестве. Спорте
· Неразделенная любовь, ревность, измена беременность у девочек
Что нужно делать при подозрении на суицид:
Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, который вызывает у вас тревогу. То для начала следует выполнить ряд действий:
· Крайне осторожно поговорить с друзьями. Одноклассниками, не раскрывая цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению
· Поговорить с другими учителями школы, работающими в данном классе: не замечали ли они особенностей в поведении подростка
· Найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, поговорить с родителями, близкими, оценить состояние семейной атмосферы и наличие конфликтов
· Если подросток посещает секцию, кружок, пообщайтесь с руководителем. Обсудите успехи и проблемы поведения
· Проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите на тему будущего, жизненных планах, профориентации; отношения к компьютерным играм. В ходе беседы оцените реакцию подростка, вызвавшего у вас подозрение
· Поговорите с самим подростком, найдя нейтральный повод для беседы. Например, о результатах учебы по какому-то предмету, постепенно перейдя в разговоре на наличие у него каких-то проблем.
Все действия необходимо проводить крайне осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения обоснованные, то они могут спровоцировать совершение суицида. А если необоснованные, то вызвать нежелательные разговоры, способные навредить вам и подростку.
Что делать, если подозрения укрепились:
Если вы классный руководитель и подозрения ваши укрепились, то не следует проблему пытаться решить самому. О своих тревогах необходимо сообщить директору школы и привлечь школьного психолога к принятию срочных мер.
Уважаемые учителя! Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию в классе и в семье!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.