Памятка для учащихся 12 –тых классов по подготовке к ГИА по русскому языку
В экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:
1. Общая характеристика темы и проблематики текста. |
2. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме. |
3. Выражение собственной позиции выпускника и ее аргументация. |
Выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий. Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно предложить учащимся использовать следующие конструкции: В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема... Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)... В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)... Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос... На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)... В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста... Почему мы не всегда обращаем внимание на... Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как... Актуальность публикации обусловлена тем, что... |
Выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий. Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно предложить учащимся использовать следующие конструкции: В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема... Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)... В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)... Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос... На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)... В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста... Почему мы не всегда обращаем внимание на... Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как... Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как... Актуальность публикации обусловлена тем, что...
|
Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному обосновать его. При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы: Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно... Я часто задумываюсь над... По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако... Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны... Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте... Нельзя остаться равнодушным при... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих... |
Следует различать понятия «проблема» и «проблематика».
Проблематика - совокупность вопросов, которые автор ставит в тексте на материале выбранной им темы.
Проблема – это вопрос, на который отвечает автор текста.
Формулировка проблемы – это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.
Комментарий к проблеме – это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.
Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.
Аргумент – это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения.
Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
Объем сочинения – не менее 250 слов
Продолжительность написания экзаменационной работы – 3 часа
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.