1-4 класс
ПАМЯТКА как работать над ошибками
ПОМНИ!
Работу над ошибками выполняют каждый день.
№ орфо-грам- мы |
Название орфограмм |
Алгоритм выполнения |
Образец выполнения |
№ 1 |
Большая буква в начале предложения, в начале нового задания. |
Выпиши предложение или слово, подчеркни первую букву. |
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев. |
№2 |
Орфограмма-пробел. Запомни: слова всегда пишутся отдельно друг от друга |
Выпиши предложение, подчеркни орфограмму-пробел |
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев. |
№ 3 |
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. |
Выпиши предложение. Поставь и подчеркни в конце предложения нужный знак. |
Например: Москва — столица нашей Родины. |
№ 4 |
Большая буква в именах собственных. Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, название рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы. |
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Голышманово
|
№ 5. |
Сочетания жи-ши. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Малыши, карандаши, ежи. |
№ 6. |
Сочетание ча-ща. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Роща, чаща, дача. |
№ 7. |
Сочетание чу-щу. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Чудо, чуткий, щука. |
№ 8. |
Сочетание чк, чн,чт, нщ, щн, рщ. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Дочка, речка, мощный. |
№ 9. |
Ударение. |
Выпиши слово. Поставь правильно знак ударения. |
Например: Россия, школа. |
№ 10. |
Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. |
Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги. |
Зайка, мальчик, Юлия.
|
№ 11. |
Пропуск, замена, перестановка букв, слогов. |
Выпиши слово три раза. Подчеркни пропущенную букву, слог |
Например: Душистый, душистый, душистый. |
№ 12. |
Перенос слов. Запомни! Слова переносятся по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. |
Выпиши и раздели слово на слоги для переноса. |
Например: Оси-на, |
№ 13. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. (а, о, е, и, я ) |
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Запиши проверочное слово. |
Например: Сады — сад, волна — волны. |
№ 14. |
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением. (словарные слова) |
Выпиши слово три раза. Запомни как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни букву, которую нужно запомнить. |
Например: Ворона, ворона, ворона. |
№ 15. |
Парные звонкие и глухие согласные. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни согласную. Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Запиши проверочное слово. |
Например: Мороз — морозы, ягодка — ягода. |
№ 16. |
Разделительный твёрдый знак (Ъ) |
Выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву перед которой он пишется. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Съезд, подъезд, объявление. |
МАОУ «Голышмановская средняя
общеобразовательная школа №2»
ПАМЯТКА
«Работа над ошибками»
УМК «Перспективная начальная школа»
1-4 класс
№ 17. |
Разделительный мягкий знак (Ь) |
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и гласную букву перед которой он пишется. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Вьюга, обезьяна, деревья. |
№ 18. |
Мягкий знак (Ь), показатель мягкости согласного. |
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: Окунь, мальчик, уголь. |
№ 19 |
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце существительных ж. р. ( на конце существительных ж.р. после шипящих пишется ь знак, на конце существительных м.р. после шипящих ь знак не пишется) |
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Определи у существительного род. Подчеркни мягкий знак .Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: рожь- ж.р., печь, речь. |
№ 20 |
Написание буквы Ы после Ц в окончаниях существительных (если после Ц в окончаниях существительных произносится и слышится звук [ы], то пишется буква Ы, а не И.) |
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Поставь в слове ударение, выдели окончание, подчеркни букву Ы. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: птенцы, леденцы, голубцы |
№ 21 |
Правописание приставок со словами (приставка - часть слова, пишется слитно со словом. Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово) |
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Выдели приставку, запиши ещё одно слово с такой же приставкой. |
Например:полетел, побежал |
№ 22 |
Правописание предлогов со словами ( предлог- отдельное слово. Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово) |
Выпиши слово с предлогом, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни орфограмму - пробел. |
Например: добежать до аптеки. |
№ 23 |
Написание частицы НЕ со словами — действиями (глаголами) (Не с глаголами пишется раздельно) |
Выпиши слово с частицей не, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни орфограмму — пробел, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: не спешить, не играл, не смотрел. |
№ 24 |
Написание слов — названий действий( глаголов) с основой на ЧЬ ( на конце слов — названий действий( глаголов) с основой на ЧЬ, стоящих в начальной форме, пишется Ь) |
Выпиши слово в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни ЧЬ. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
Например: лечь, стричь, помочь. |
№ 25 |
Сложные слова с буквой соединительного гласного (О, Е) |
Выпиши слово. Выдели корни, подчеркни соединительную гласную (О, Е) |
Например: лесоруб. |
№ 26 |
Буквы И (Ы) после Ц в корне слова После Ц в корне слова пишется буква И. Исключение: Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул цыц. |
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Поставь ударение, выдели корень, подчеркни буквы И (Ы) |
Например: Цирковой, цитрусовый, цыган. |
№ 27 |
Правописание непроизносимой согласной в корне слова |
Выпиши слово правильно. Подчеркни согласную. Измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Запиши проверочное слово. |
Например: Местный- место, устный — уста, чудесный-чудеса |
№ 28 |
Удвоенная буква согласного на стыке частей слова |
Выпиши слово правильно. Разбери слово по составу. Письменно покажи как образовано слово. |
Например: ранний —рано - ран/ + н + ий = ранний |
№ 29 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
Выпиши словосочетание. Поставь вопрос от главного слова к зависимому. Определи склонение и падеж. Выдели окончание. |
Например: шёл (по чему) по площади (3 скл, Д.п.)
{ 3 класс 1 часть } |
№ 30 |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |
Выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенные согласные. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. |
Например: Миллион, тонна, терраса. |
№ 31 |
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных ( В существительных с основой на шипящий или Ц под ударением пишем О, без ударения Е) |
Написать правильно слово, поставить ударение, определить падеж, выделить окончание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
|
Например: Задачей (Т.п.)— свечой (Т.п), тучей (Т.п). |
№ 32 |
Написание существительных с основой на шипящий в форме Р.п., мн.ч. ( У существительных с основой на шипящий в форме Р.п., мн.ч. Ь знак на конце не пишется.) |
Выпиши слово правильно. Определи падеж и число. |
Например: туч (Р.п., мн. ч.) |
№ 33 |
Написание существительных с суффиксом -ИЩ- ( Слово с суффиксом -ищ- оканчивается на -А, если слово от которого оно образовано ж.р.; и оканчивается на -Е , если слово от которого оно образовано м.р; ср.р) |
Выпиши слово правильно. Определи от основы какого слова оно образовано, определи род. |
Например: зубище- зуб (м.р.); рыбища — рыб/а (ж.р) |
№ 34 |
Написание суффикса -ок- после шипящих (В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пи шется буква -о, если суффикс стоит под ударением) |
Выпиши слово правильно. Поставь ударение, выдели суффикс. |
Например: флажок, бычок, ужонок. |
№ 35 |
Написание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
|
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса. По ударному окончанию вопроса определи безударное окончание прилагательного. Определи род, число, падеж. Окончание выдели. |
Например: Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.) |
№ 36. |
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. О, Е- беглые гласные. (если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, измени форму слова (на Р.п., ед.ч.) и выясни, является ли он беглым гласным. (если беглый гласный значит надо писать О или Е) |
Выпиши слово правильно. Измени форму слова (на Р.п., ед.ч.), выясни является ли он беглым. Выдели корень, подчеркни беглый гласный. |
Например: корень — нет корня (беглый значит пишется Е) |
№ 37 |
Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. О, Е- беглые гласные. ( В слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е, а в слове гдеэтой орфограммы нет пиши букву И) |
Выпиши слово правильно. Измени форму слова (на Р.п., ед.ч.), выясни является ли он беглым. Выдели корень и суффикс. |
Например: замочек — нет замочка; Костюмчик — нет костюмчика |
№ 38 |
Написание глаголов 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени. ( глаголы 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени пишутся с Ь знаком на конце) |
Выпиши глагол правильно. Определи лицо и число, выдели окончание. |
Например: рисуешь — 2л, ед.ч. |
№ 39. |
Написание Ь знака после шипящих во всех формах глагола. (Во всех формах глагола (2л.ед.ч; начальная форма, повелительная форма) после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь знак) |
Выпиши глагол правильно. Определи в какой форме употреблён данный глагол. Выдели окончание или суффикс |
Например: Поешь — 2л. ед.ч.; не плачь — повел. форма; беречь — нач. форма. |
№ 40 |
Написание Ь знака после шипящих в глаголах повелительной формы во мн. ч. ( глаголы в повелительной форме во мн. числе с шипящим на конце основы пишутся с Ь знаком после шипящего) |
Выпиши глагол правильно. Подчеркни шипящий с Ь знаком. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. |
Например: отрежьте, поешьте, намажьте.
{3 класс 3 часть }
|
№ 41 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов
|
Выпиши глагол, поставь в неопределённую (начальную) форму, определи спряжение, выдели окончание. |
Например: пишет (писать) – I спр.; слышишь (слышать) – II спр. Исключение
|
№ 42 |
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени ( У глаголов в форме прошедшего времени сохраняется суффикс начальной формы: ехал – ехать) |
Выпиши глагол правильно, поставь в неопределённую (начальную) форму. Обрати внимание на глагольный суффикс ( перед суффиксом –ть-), выдели суффикс в глаголе прошедшего времени. |
Например: слышал (слышать)
|
№ 43 |
Написание О и Ё (Е) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных ( В суффиксах существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е)
|
Выпиши слово правильно. Определи часть речи (существительное или прилагательное). Поставь ударение, выдели суффикс. |
Например: Мужичок (сущ.), овражек (сущ), холщовый (прил.), плюшевый (прил). |
№ 44
|
Написание О и Ё (Е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных ( В окончаниях существительных и прилагательных в ед. ч. после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е)
|
Выпиши слово правильно. Определи часть речи (существительное или прилагательное). Поставь ударение, выдели окончание. |
Например: мечом (сущ), ковшом (сущ), рощей (сущ.), о большой (прил.), о могучей (прил.) |
№ 45
|
Написание О после шипящих под ударением в корнях существительных ( В корнях существительных после шипящих под ударением пишется О, если при изменении слова или в однокоренных словах ударение остаётся на прежнем месте и звук остаётся тот же – звук [o])
|
Выпиши существительное правильно, измени слово или подбери однокоренные слова, поставь ударение, определи место ударения и звук [o]. |
Например: шорты – шортам; капюшон – капюшонов, капюшончик. |
№ 46 |
Написание Ё (Е) после шипящих под ударением в корнях существительных ( В корнях существительных после шипящих под ударением пишется Ё, если 1. при изменении слова или в однокоренных словах ударение переходит на другой слог и таким образом появляется чередование гласных звуков 2. ударение остаётся на прежнем месте, но всё равно появляется чередование)
|
Выпиши существительное правильно, измени слово или подбери однокоренные слова, поставь ударение, определи место ударения и проследи появляется ли чередование гласных звуков. Покажи графически.
|
Например: 1. пчёлка – пчела [o]/ [и] ; шёпот – шептать [o] – [ы ] 2. щёлка – щель [o] – [ э ]; шёпот – шепчет [o] – [ э ] |
№ 47 |
Написание кратких форм прилагательных м.р, ед.ч. с основой на шипящий. ( краткие формы прилагательных м.р., ед.ч. с основой на шипящий пишутся без Ь знака)
|
Выписать краткую форму прилагательного правильно, определи род, число. |
Например: Могуч (Крат. прил. м.р., ед.ч. пишется без Ь знака); неуклюж (Крат. прил. м.р., ед.ч. пишется без Ь знака);
|
№ 48 |
Написание суффиксов наречий (в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е) |
Выпиши наречие правильно, поставь ударение, выдели суффикс.
|
Например: свежо, хорошо, неуклюже, жгуче.
4 класс 1 часть |
№ 49 |
Написание личных местоимений 3 лица с предлогами. (после предлогов в начале личных местоимений 3 лица пишется «н») |
Выпиши местоимение с предлогом, определи лицо и падеж, подчеркни букву «н» |
Например: у него (3 л. Р.п.); к нему (3 л. Д.п.) |
№ 50 |
Написание букв И и Ы в корне слова после приставок. (если корень слова начинается с буквы И и пишется после приставки, которая оканчивается на согласный, то на месте И нужно писать Ы) |
Выпиши слово правильно, посмотри от какого слова образовалось новое слово, выдели приставку и корень. |
Например: он обыграл (играть)брата в шашки; их разыскивает (искать) милиция. |
№ 51 |
Написание -ться- и -тся- в глаголах. (Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то перед -ся буква Ь знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? то глагол стоит в неопределённой (начальной) форме и в нём перед –ся пишется Ь знак) |
Выпиши глагол правильно. Поставь к глаголу вопрос. По вопросу определи пишется ли Ь знак в сочетании –ться- Подчеркни сочетание в вопросе и в слове. |
Например: Качаются (что делают?); куда торопиться (что делать?)
|
№ 52 |
Синтаксический разбор предложения. Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
|
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее, сказуемое). Подчеркни второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Обозначь части речи, определи падежи (у сущест. и прилагательн), время (у глагола). Выпиши словосочетания с вопросами.
|
Например: Седые ( туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост, распр.) туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам. |
№ 53 |
Однородные члены предложения. (Запятая ставится, если
|
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
|
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге Солнце светит, но не греет.
|
№ 54 |
Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении. ( Предложение, в котором несколько частей и каждая часть имеет свою основу, называется сложным. Между частями сложного предложения обычно ставится запятая) |
Выпиши предложение. Определи сколько частей в этом предложении. Подчеркни грамматическую основу в каждой части. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания в сложном предложении. Выполни схему предложения.
|
Например: Опустел сад, и осыпались листья. Опустел сад, осыпались листья. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.