Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Оценка 4.6

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Оценка 4.6
Памятки
rtf
психологическая работа +1
Детсад
10.04.2018
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта. На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ.rtf
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА­ПСИХОЛОГА ДОУ Пространство   кабинета   педагога­психолога   является важной   частью   развивающей   предметной   среды образовательного   учреждения,   организация   и   обогащение которой   должны   строиться   с   учетом   закономерностей детского   развития,   отвечать   критериям   функционального комфорта. На   сегодняшний   день   существует   несколько   проектов оборудования   специализированного   кабинета   детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в литературе   можно   встретить   отдельные   рекомендации   по светоцветовому   оформлению   кабинета,   использованию   в   нем музыкальных   средств   или   дополнительных   средств   дизайна интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных условий   работы   педагога­психолога   в   образовательных учреждениях. Предлагаем   некоторые   варианты   организации   рабочего пространства,   для   того   чтобы   педагоги­психологи   могли оборудовать   свой   кабинет   в   зависимости   от   запросов   и возможностей именно их образовательного учреждения. Расположение кабинета Для   кабинета   педагога­психолога   следует   отвести помещение площадью не менее 25–30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в комфортных условиях. Кабинет   желательно   расположить   в   доступном   месте. Целесообразно   определить   под   него   помещение   на   первом этаже   здания,   что   позволит   посетителям   избежать   лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи. Кабинет педагога­психолога должен быть территориально изолирован. Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Кабинет педагога­психолога должен быть территориально изолирован. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении   (например,   объединять   с   методическим кабинетом,физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов. Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для   ее   обеспечения   в   кабинете   можно   установить   двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины. В   кабинете   необходимо   поддерживать   оптимальный температурный   режим   (от   20   до   22   °C).   Помещение   должно быть   теплым   и   в   то   же   время   хорошо   проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха. Зонирование рабочего пространства Пространство   кабинета   должно   быть   организовано   в соответствии   со   спецификой   профессиональной   деятельности психолога.   Исходя   из   этого,   целесообразно   разделить   его на   несколько   рабочих   зон,   имеющих   различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны: · · · · · · · первичного приема и беседы с клиентом; консультативной работы; диагностической работы; коррекционно­развивающей работы; игровой терапии; релаксации и снятия эмоционального напряжения; рабочую (личную) зону педагога­психолога; · ожидания приема.  Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим   столом,   компьютером   и   т.   д.   Рядом   со   столом педагога­психолога   можно   поставить   шкаф   и   разместить   в нем   необходимые   диагностические,   методические   материалы, инструментарий   для   проведения   психологического обследования,   литературу   и   т.   д.,   а   также   картотеку   с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях). При   оборудовании   кабинета   педагога­психолога рекомендуется: · · · · · · · окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать подвесной   светящийся   потолок),   а   стены   –   в   светло­ желтые,   светло­зеленые   (в   южных   регионах   –   светло­ голубые) тона; обивать стены драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции; использовать   в   оформлении   кабинета   элементы ландшафтотерапии   (фотообои,   слайды   с   динамической подсветкой   по   периметру,   панно   с   изображением пейзажей,   декоративно­художественные   композиции   из комнатных растений, аквариум и т. д.); закрывать   полы   мягким   ковровым   покрытием   темно­ зеленого цвета или других природных цветов; устанавливать двойные двери или двери с тамбуром; завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани   в   тон   стен,   что   зрительно   увеличивает   комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.); приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными   спинками   и   подлокотниками,   а   в   зону релаксации – с подголовниками или высокими спинками. Зона   консультативной   работы  предполагает   создание доверительной   обстановки,   помогающей   посетителю, пришедшему   на   прием   к   педагогу­психологу,   спокойно обсудить   волнующие   его   проблемы.   Оформлять   ее рекомендуется   так,   чтобы   посетители   чувствовали   себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная   в   мягких,   пастельных   тонах,   а   также   такие элементы   интерьера,   как   удобные,   уютные   кресла, композиции   из   комнатных   растений,   панно   из   природных материалов и т. п. Зона   диагностической   работы  предназначена   для проведения   обследований   (в   индивидуальной   или   групповой форме).   Здесь   не   должно   быть   лишних   предметов,   ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и   мешать   им   сосредоточиться   на   предлагаемых   заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу­психологу для   работы,   должны   быть   систематизированы   (по   возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться. Зона   коррекционно­развивающей   работы  оснащается индивидуальными   столами­партами,   доской,   мольбертами, фланелеграфом   и   пр.   Для   проведения   занятий   в   игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в   кабинете   обязательно   должен   быть   ковер   (или   ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки,   куклы­марионетки,   конструктор,   развивающие пособия и т. д.). Зона   игровой   терапии  в   кабинете   детского   психолога приобретает   особое   значение   и   поэтому   должна   быть   по­ особому   оснащена.   В   нее   следует   приобрести   мягкое покрытие   для   пола,   передвижную   мебель,   способствующую быстрой   смене   ситуации   в   игровом   сюжете,   игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д. Уместно   яркое   оформление   интерьера   и   насыщение   его детскими   поделками,   рисунками   на   стенах   и   т.   п. Обстановка   должна   помогать   детям   адаптироваться   к условиям работы в кабинете. В   помещениях   для   психологической   работы   не рекомендуется использовать: · · · · блестящие поверхности; лампы накаливания; яркую и мелькающую цветовую подсветку; все элементы ландшафто­ и фитодизайна одновременно.  Зона   релаксации   и   снятия   эмоционального   напряжения предполагает   создание   расслабляющей,   успокаивающей обстановки.   Мягкое,   ворсистое   покрытие   на   полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с   подсветкой,  негромкое   звучание  спокойной   музыки  –   все должно   способствовать   успокоению,   снятию   накопившейся усталости и раздражения. Большое   значение   для   восстановления   душевного равновесия   ребенка   имеет   возможность   побыть   наедине   с самим   собой,   на   время   отключиться   от   окружающей действительности.   Дети   могут   сделать   это,   забравшись   в небольшой матерчатый вигвам или домик­теремок. Рабочая   (личная)   зона  необходима   педагогу­психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки   данных,   хранения   материалов   обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр. Зона   ожидания   приема  выполняет   функцию   своеобразной приемной,   где   обращающиеся   к   педагогу­психологу   дети   и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить   в   ней   информационные   стенды,   библиотечку   со специальной   психолого­педагогической   литературой   для родителей,   подборку   популярных   тестов   для самодиагностики,   красочные   детские   журналы,   настольные игры   и  другие   материалы,  позволяющие   с  пользой   провести время   ожидания.   В   ходе   работы   педагога­психолога   с ребенком   родители   могут   выполнять   здесь   предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.). Сложная   зональная   организация   рабочего   пространства кабинета   педагога­психолога   в   идеальном   варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ   и  детских   садов.  Поэтому   кабинет  можно   оборудовать на   базе   как   стандартного   (например,   класса   или групповой), так и подсобного помещения. В   небольшом   кабинете   не   получится   разместить   все предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень функциональным.   Например,   оборудовать   зоны диагностической   и   коррекционно­развивающей   работы, консультативную   и   рабочую   (личную)   зоны   педагога­ психолога.   В   таком   случае   особенно   важно   правильно подобрать   для   кабинета   мебель:   она   должна   быть компактной,   удобной   и   многофункциональной,   желательно светлых тонов. В таком кабинете педагог­психолог может осуществлять лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами. Для   реализации   деятельности   в   полном   объеме   ему необходимо   договориться   с   администрацией   своего учреждения о возможности использования других помещений. Примерный перечень мебели для оборудования кабинета педагога­психолога Наименование Кол­во, Примечание мебели шт. Рабочий   стол педагога­психолога Компьютерный стол Стул Кресло Маленький   круглый столик Шкаф Столпарта Стул Ковер 1 1 2 2 1 1 1 2 1 Для рабочей (личной) зоны педагога­ психолога и зоны первичного приема Для зоны консультативной работы или релаксации. Столик   можно   заменить тумбочкой Для   хранения   документации, методических материалов, пособий Для   деятельности   индивидуально   или малой   подгруппой   в   диагностической зоне   и   зоне   коррекционно­ развивающей работы Если позволяет пространство. Для   организации   игровой   зоны   для одного­двух детей или использования в коррекционно­развивающей работе Дополнительные По – средства   дизайна необходимо (панно,   живые сти цветы и пр.) Оптимальный   вариант   –   объединить   при   оборудовании кабинета   педагога­психолога   два   помещения   (например, небольшое   помещение   и   стандартный   класс   или   групповую). Такая   модель   кабинета   особенно   функциональна,   если   в образовательном   учреждении   работает   не   один   психолог,   а несколько   специалистов.   В   этом   случае   они   могут   вести прием   одновременно   не   мешая   друг   другу.   Зональное разделение при этом может быть следующим: · · в   малом   кабинете   –   рабочая   (личная)   зона   педагога­ психолога; зона консультирования; зона индивидуальной диагностической,   коррекционно­развивающей   и релаксационной работы; в большом кабинете – зона групповой диагностической, коррекционно­развивающей   и   релаксационной   работы; зона   группового   (например,   семейного) консультирования.   Здесь   же   проводят   тренинговые   или факультативные занятия.  Светоцветовое оформление кабинета При   организации   кабинета   педагога­психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению. В кабинете рекомендуется использовать комбинированное освещение.   До   и   после   проведения   восстанавливающих релаксационных   или   развивающих   занятий   необходимо применять обычное верхнее освещение; во время специальных занятий   –   включать   боковые   настенные   бра   со   слабым зеленым   светом.   Все   светильники   лучше   направлять   на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать его на диалог и доверительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет. Поэтому   при   оформлении   кабинета   важно   учитывать требования цветопсихологии. Все   цвета   можно   разделить   на   две   группы:   теплые (оттенки   красного   и   желтого)   и   холодные   (голубовато­ фиолетовые   тона).   Наиболее   благоприятное   влияние   на зрение   и   центральную   нервную   систему   (далее   –   ЦНС) человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона положительно   влияют   на   психофизиологическое   состояние, вызывают   хорошее   настроение.   Темные   тона   и   насыщенные оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС. Классификация   цветов   по   их   психологическому воздействию на человека 1. Стимулирующие (теплые) цвета: · · · · · · · · · · красный   –   побуждает   к   действию,   волевой, жизнеутверждающий; оранжевый – располагает к задушевной беседе, теплый, уютный; желтый – способствует лучшему установлению контакта.  2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета: фиолетовый – стимулирует состояние погружения в себя; синий – отстраняет, создает дистанцию.  3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета: зеленый – освежает; оливковый – успокаивает, смягчает; желто­зеленый – раскрепощает.  4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета: охра – смягчает рост раздражения; коричневый, землистый – стабилизирует; · · · · · · · темно­коричневый – смягчает возбудимость; белый, серый – гасят раздражение; темно­серые, черно­синие, зелено­синие – изолируют и подавляют раздражение.  5. Пастельные цвета: розовый – вызывает нежность; лиловый – усиливает замкнутость и изолированность; пастельно­зеленый – смягчает; серовато­голубоватый – вызывает сдержанность.  Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно возникает   ощущение,   что   на   синем   стуле   не   так   тепло сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении, окрашенном   в   оранжевый   цвет,   кажется   теплее,   чем   в помещении   сине­зеленого   цвета,   хотя   фактически температура в них одинакова. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены,   окрашенные   в   белый   цвет,   кажутся   серыми.   Это утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое состояние   человека.   Белый   цвет   хорошо   воспринимается только   в   тех   случаях,   когда   выступает   фоном   для   других цветов. При   оформлении   кабинета   необходимо   также   обратить внимание   на   цвет   входной   двери.   Дверь   является   важной частью   помещения   и   почти   всегда   вызывает   у   посетителей определенные психологические ассоциации. В зависимости от цвета,   в   который   она   окрашена,   дверь   как   бы   приглашает войти   в   кабинет   или,   наоборот,   не   располагает   к   этому. Например,   дверь,   окрашенная   в   мрачный   серый   цвет, вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать. Исследования   Института   цветопсихологии   в   Цюрихе (Швейцария)   показали,   что   дети   отдают   предпочтение   тому или   иному   цвету   в   зависимости   от   возраста.   В   раннем возрасте   они   предпочитают   красный   или   пурпурный,   а девочкам,   главным   образом,   нравится   розовый   цвет.   В возрасте   9–11   лет   интерес   к   красному   постепенно заменяется   интересом   к   оранжевому,   затем   к   желтому, желто­зеленому   и,  наконец,   зеленому  цвету.   После  12   лет любимый   цвет   большинства   –   синий.   Статистические исследования   подтвердили,   что   синий   цвет   является наиболее   предпочтительным   и   для   взрослых   людей.   Такая смена пристрастий совпадает с процессами общего развития человека,   с   постепенно   возникающей   склонностью   к   более глубоким   цветам.   Исследования   также   показали   наличие связи   между   предпочитаемым   цветом   и   психологическими характеристиками человека. В   зависимости   от   расположения   цвета   в   комнате   он может по­разному воздействовать на человека. Поэтому при оформлении функциональных зон кабинета педагога­психолога необходимо учитывать следующие рекомендации. Зоны   ожидания   приема   и   консультативной   работы желательно   оформить   так,   чтобы   цветовое   решение пространства   обеспечивало   относительный   покой, настроенность   на   диалог,   свободное   общение.   Поэтому   не следует использовать насыщенные оттенки красно­оранжевого цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты. Зону   игровой   терапии   рекомендуется   оформлять   с применением   ярких   насыщенных   тонов,   иногда   резко контрастирующих. Зону   релаксации   и   снятия   психоэмоционального напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они будут   раздражать   и   оказывать   стимулирующее,   а   не расслабляющее   действие.   Стены,   пол,   мебель,   портьеры должны   быть   спокойных,   нейтральных   тонов,   не   вызывающих дополнительного   возбуждения.   Предпочтительными   являются голубые и зеленые цвета. Связь между любимым цветом и психологическими характеристиками человека Возраст, Предпочитаемый Цвет, вызывающий Преобладающее лет цвет отрицательное психологическое отношение состояние 4–10 Красный, Черный,   темно­ Пребывание   в   мире пурпурный, коричневый, серый сказок розовый, бирюзовый 11–12 Зеленый,   желтый, Оливковый, Преобладание красный пастельнозеленый, чувственного лиловый восприятия мира 13–16 Ультрамарин, Фиолетовый, Рациональный   подход  синий,оранжевый, лиловый к восприятию мира зеленый 17–19 Краснооранжевый Пурпурный, Инстинктивно розовый целенаправленное восприятие мира Фитодизайн кабинета В кабинете педагога­психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки   могут   играть   роль   функциональных   перегородок, разделяющих   различные   зоны   кабинета   (например,   отделять зону первичного приема от игровой зоны). В   кабинете   рекомендуется   размещать   живые   цветы, зеленые   травяные   газоны,   фитокомпозиции,   которые оказывают   благоприятное   психологическое   влияние   на посетителей. Органичным   дополнением   к   фитодизайну   является использование   во   время   занятий   записей   звуков   природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц. Техническое оснащение кабинета Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического   оснащения,   позволяющего   максимально эффективно   использовать   рабочее   время.   Технические средства   необходимы   педагогу­психологу   для   проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований,   создания   банка   психологических   данных, тщательной   подготовки   к   проведению   диагностической   и коррекционно­развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога­психолога должны быть: · · · оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс); система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.  Кабинет   педагога­психолога   при   любом   варианте   его организации,   независимо   от   размера   помещения   и   его материально­технического   оснащения,   является   «лицом» работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности. В   этом   кабинете   должно   быть   комфортно   не   только самому   педагогу­психологу,  но   и  приходящим   туда  детям   и взрослым. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018