Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Оценка 4.6
Памятки
rtf
психологическая работа +1
Детсад
10.04.2018
В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ.rtf
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА ДОУ
Пространство кабинета педагогапсихолога является
важной частью развивающей предметной среды
образовательного учреждения, организация и обогащение
которой должны строиться с учетом закономерностей
детского развития, отвечать критериям функционального
комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов
оборудования специализированного кабинета детского
психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в
литературе можно встретить отдельные рекомендации по
светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем
музыкальных средств или дополнительных средств дизайна
интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных
условий работы педагогапсихолога в образовательных
учреждениях.
Предлагаем некоторые варианты организации рабочего
пространства, для того чтобы педагогипсихологи могли
оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и
возможностей именно их образовательного учреждения.
Расположение кабинета
Для кабинета педагогапсихолога следует отвести
помещение площадью не менее 25–30 м2, чтобы одновременно
в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в
комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте.
Целесообразно определить под него помещение на первом
этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних
контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность
встречи. Кабинет педагогапсихолога должен быть территориально
изолирован.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция.
Кабинет педагогапсихолога должен быть территориально
изолирован. Нельзя размещать его в проходном или смежном
помещении (например, объединять с методическим
кабинетом,физкультурным или музыкальным залом и пр.). По
возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и
административного кабинетов.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция.
Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную
дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать
предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.
В кабинете необходимо поддерживать оптимальный
температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно
быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.
Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а
также для кондиционирования воздуха.
Зонирование рабочего пространства
Пространство кабинета должно быть организовано в
соответствии со спецификой профессиональной деятельности
психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его
на несколько рабочих зон, имеющих различную
функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
·
·
·
·
·
·
·
первичного приема и беседы с клиентом;
консультативной работы;
диагностической работы;
коррекционноразвивающей работы;
игровой терапии;
релаксации и снятия эмоционального напряжения;
рабочую (личную) зону педагогапсихолога; ·
ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается
рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом
педагогапсихолога можно поставить шкаф и разместить в
нем необходимые диагностические, методические материалы,
инструментарий для проведения психологического
обследования, литературу и т. д., а также картотеку с
данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).
При оборудовании кабинета педагогапсихолога
рекомендуется:
·
·
·
·
·
·
·
окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать
подвесной светящийся потолок), а стены – в светло
желтые, светлозеленые (в южных регионах – светло
голубые) тона;
обивать стены драпировочной тканью, что способствует
дополнительной звукоизоляции;
использовать в оформлении кабинета элементы
ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической
подсветкой по периметру, панно с изображением
пейзажей, декоративнохудожественные композиции из
комнатных растений, аквариум и т. д.);
закрывать полы мягким ковровым покрытием темно
зеленого цвета или других природных цветов;
устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;
завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой
ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату
(для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с
удобными спинками и подлокотниками, а в зону
релаксации – с подголовниками или высокими спинками. Зона консультативной работы предполагает создание
доверительной обстановки, помогающей посетителю,
пришедшему на прием к педагогупсихологу, спокойно
обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее
рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя
максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма,
выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие
элементы интерьера, как удобные, уютные кресла,
композиции из комнатных растений, панно из природных
материалов и т. п.
Зона диагностической работы
предназначена для
проведения обследований (в индивидуальной или групповой
форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких
деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей
и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Диагностические материалы, необходимые педагогупсихологу
для работы, должны быть систематизированы (по возрасту,
проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы
ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционноразвивающей работы
оснащается
индивидуальными столамипартами, доской, мольбертами,
фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой
форме, предполагающей свободное размещение детей на полу,
в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое
покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие
игрушки, куклымарионетки, конструктор, развивающие
пособия и т. д.).
Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по
особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое
покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую
быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки,
поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.
Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его
детскими поделками, рисунками на стенах и т. п.
Обстановка должна помогать детям адаптироваться к
условиям работы в кабинете.
В помещениях для психологической работы не
рекомендуется использовать:
·
·
·
·
блестящие поверхности;
лампы накаливания;
яркую и мелькающую цветовую подсветку;
все элементы ландшафто и фитодизайна одновременно.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
предполагает создание расслабляющей, успокаивающей
обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу,
естественная зелень комнатных растений, большой аквариум
с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все
должно способствовать успокоению, снятию накопившейся
усталости и раздражения.
Большое значение для восстановления душевного
равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с
самим собой, на время отключиться от окружающей
действительности. Дети могут сделать это, забравшись в
небольшой матерчатый вигвам или домиктеремок.
Рабочая (личная) зона необходима педагогупсихологу
для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования,
рабочей документации, методической литературы, пособий и
пр.
Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной
приемной, где обращающиеся к педагогупсихологу дети и
взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно
разместить в ней информационные стенды, библиотечку со
специальной психологопедагогической литературой для
родителей,
подборку
популярных
тестов
для
самодиагностики, красочные детские журналы, настольные
игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести
время ожидания. В ходе работы педагогапсихолога с
ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные
для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и
т. д.).
Сложная зональная организация рабочего пространства
кабинета педагогапсихолога в идеальном варианте
предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако
это не предусмотрено проектами типовых зданий российских
школ и детских садов. Поэтому кабинет можно оборудовать
на базе как стандартного (например, класса или
групповой), так и подсобного помещения.
В небольшом кабинете не получится разместить все
предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень
функциональным.
Например,
оборудовать
зоны
диагностической и коррекционноразвивающей работы,
консультативную и рабочую (личную) зоны педагога
психолога. В таком случае особенно важно правильно
подобрать для кабинета мебель: она должна быть
компактной, удобной и многофункциональной, желательно
светлых тонов. В таком кабинете педагогпсихолог может осуществлять
лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами.
Для реализации деятельности в полном объеме ему
необходимо договориться с администрацией своего
учреждения о возможности использования других помещений.
Примерный перечень мебели
для оборудования кабинета педагогапсихолога
Наименование
Колво,
Примечание
мебели
шт.
Рабочий
стол
педагогапсихолога
Компьютерный стол
Стул
Кресло
Маленький круглый
столик
Шкаф
Столпарта
Стул
Ковер
1
1
2
2
1
1
1
2
1
Для рабочей (личной) зоны педагога
психолога и зоны первичного приема
Для зоны консультативной работы или
релаксации. Столик можно заменить
тумбочкой
Для
хранения
документации,
методических материалов, пособий
Для деятельности индивидуально или
малой подгруппой в диагностической
зоне и зоне коррекционно
развивающей работы
Если позволяет пространство.
Для организации игровой зоны для
одногодвух детей или использования
в коррекционноразвивающей работе
Дополнительные
По
–
средства дизайна
необходимо
(панно,
живые
сти
цветы и пр.) Оптимальный вариант – объединить при оборудовании
кабинета педагогапсихолога два помещения (например,
небольшое помещение и стандартный класс или групповую).
Такая модель кабинета особенно функциональна, если в
образовательном учреждении работает не один психолог, а
несколько специалистов. В этом случае они могут вести
прием одновременно не мешая друг другу. Зональное
разделение при этом может быть следующим:
·
·
в малом кабинете – рабочая (личная) зона педагога
психолога; зона консультирования; зона индивидуальной
диагностической,
коррекционноразвивающей
и
релаксационной работы;
в большом кабинете – зона групповой диагностической,
коррекционноразвивающей и релаксационной работы;
зона
группового
(например,
семейного)
консультирования. Здесь же проводят тренинговые или
факультативные занятия.
Светоцветовое оформление кабинета
При организации кабинета педагогапсихолога
необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому
оформлению.
В кабинете рекомендуется использовать комбинированное
освещение. До и после проведения восстанавливающих
релаксационных или развивающих занятий необходимо
применять обычное верхнее освещение; во время специальных
занятий – включать боковые настенные бра со слабым
зеленым светом. Все светильники лучше направлять на
потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет.
Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать
его на диалог и доверительное общение. Следует знать, что на психическое состояние человека оказывает влияние цвет.
Поэтому при оформлении кабинета важно учитывать
требования цветопсихологии.
Все цвета можно разделить на две группы: теплые
(оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато
фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на
зрение и центральную нервную систему (далее – ЦНС)
человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона
положительно влияют на психофизиологическое состояние,
вызывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные
оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию
подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают
и активизируют ЦНС.
Классификация цветов по их психологическому
воздействию на человека
1. Стимулирующие (теплые) цвета:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
красный – побуждает к действию, волевой,
жизнеутверждающий;
оранжевый – располагает к задушевной беседе, теплый,
уютный;
желтый – способствует лучшему установлению контакта.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:
фиолетовый – стимулирует состояние погружения в себя;
синий – отстраняет, создает дистанцию.
3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:
зеленый – освежает;
оливковый – успокаивает, смягчает;
желтозеленый – раскрепощает.
4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета:
охра – смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый – стабилизирует; ·
·
·
·
·
·
·
темнокоричневый – смягчает возбудимость;
белый, серый – гасят раздражение;
темносерые, черносиние, зеленосиние – изолируют и
подавляют раздражение.
5. Пастельные цвета:
розовый – вызывает нежность;
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность;
пастельнозеленый – смягчает;
сероватоголубоватый – вызывает сдержанность.
Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно
возникает ощущение, что на синем стуле не так тепло
сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении,
окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в
помещении синезеленого цвета, хотя фактически
температура в них одинакова.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и
стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это
утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое
состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается
только в тех случаях, когда выступает фоном для других
цветов.
При оформлении кабинета необходимо также обратить
внимание на цвет входной двери. Дверь является важной
частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей
определенные психологические ассоциации. В зависимости от
цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает
войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому.
Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет,
вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.
Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе
(Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому
или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, а
девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В
возрасте 9–11 лет интерес к красному постепенно
заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому,
желтозеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет
любимый цвет большинства – синий. Статистические
исследования подтвердили, что синий цвет является
наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая
смена пристрастий совпадает с процессами общего развития
человека, с постепенно возникающей склонностью к более
глубоким цветам. Исследования также показали наличие
связи между предпочитаемым цветом и психологическими
характеристиками человека.
В зависимости от расположения цвета в комнате он
может поразному воздействовать на человека. Поэтому при
оформлении функциональных зон кабинета педагогапсихолога
необходимо учитывать следующие рекомендации.
Зоны ожидания приема и консультативной работы
желательно оформить так, чтобы цветовое решение
пространства обеспечивало относительный покой,
настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не
следует использовать насыщенные оттенки краснооранжевого
цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.
Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с
применением ярких насыщенных тонов, иногда резко
контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они
будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не
расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры
должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения. Предпочтительными являются голубые и зеленые цвета.
Связь между любимым цветом и психологическими
характеристиками человека
Возраст,
Предпочитаемый
Цвет, вызывающий
Преобладающее
лет
цвет
отрицательное
психологическое
отношение
состояние
4–10
Красный,
Черный, темно
Пребывание в мире
пурпурный,
коричневый, серый
сказок
розовый, бирюзовый
11–12
Зеленый, желтый,
Оливковый,
Преобладание
красный
пастельнозеленый,
чувственного
лиловый
восприятия мира
13–16
Ультрамарин,
Фиолетовый,
Рациональный подход
синий,оранжевый,
лиловый
к восприятию мира
зеленый
17–19
Краснооранжевый
Пурпурный,
Инстинктивно
розовый
целенаправленное
восприятие мира
Фитодизайн кабинета
В кабинете педагогапсихолога обязательно должны быть
растения, способствующие созданию оптимальных условий для
занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и
стенки могут играть роль функциональных перегородок,
разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять
зону первичного приема от игровой зоны).
В кабинете рекомендуется размещать живые цветы,
зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые
оказывают благоприятное психологическое влияние на
посетителей.
Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы:
шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Техническое оснащение кабинета
Рабочее место современного специалиста немыслимо без
технического оснащения, позволяющего максимально
эффективно использовать рабочее время. Технические
средства необходимы педагогупсихологу для проведения
занятий с детьми, обработки и систематизации результатов
обследований, создания банка психологических данных,
тщательной подготовки к проведению диагностической и
коррекционноразвивающей работы и т. д. Соответственно в
кабинете педагогапсихолога должны быть:
·
·
·
оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором
видеозаписей и слайдов;
система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором
звукозаписей.
Кабинет педагогапсихолога при любом варианте его
организации, независимо от размера помещения и его
материальнотехнического оснащения, является «лицом»
работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность
как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно не только
самому педагогупсихологу, но и приходящим туда детям и
взрослым.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Памятка для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.