В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....В памятке для педагогов - РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ, говорится о том, что пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога.....
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПЕДАГОГАПСИХОЛОГА ДОУ
Пространство кабинета педагогапсихолога является
важной частью развивающей предметной среды
образовательного учреждения, организация и обогащение
которой должны строиться с учетом закономерностей
детского развития, отвечать критериям функционального
комфорта.
На сегодняшний день существует несколько проектов
оборудования специализированного кабинета детского
психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в
литературе можно встретить отдельные рекомендации по
светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем
музыкальных средств или дополнительных средств дизайна
интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных
условий работы педагогапсихолога в образовательных
учреждениях.
Предлагаем некоторые варианты организации рабочего
пространства, для того чтобы педагогипсихологи могли
оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и
возможностей именно их образовательного учреждения.
Расположение кабинета
Для кабинета педагогапсихолога следует отвести
помещение площадью не менее 25–30 м2, чтобы одновременно
в нем могли находиться 10–12 человек и работа проходила в
комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте.
Целесообразно определить под него помещение на первом
этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних
контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность
встречи.Кабинет педагогапсихолога должен быть территориально
изолирован.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция.
Кабинет педагогапсихолога должен быть территориально
изолирован. Нельзя размещать его в проходном или смежном
помещении (например, объединять с методическим
кабинетом,физкультурным или музыкальным залом и пр.). По
возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и
административного кабинетов.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция.
Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную
дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать
предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.
В кабинете необходимо поддерживать оптимальный
температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно
быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.
Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а
также для кондиционирования воздуха.
Зонирование рабочего пространства
Пространство кабинета должно быть организовано в
соответствии со спецификой профессиональной деятельности
психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его
на несколько рабочих зон, имеющих различную
функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
·
·
·
·
·
·
·
первичного приема и беседы с клиентом;
консультативной работы;
диагностической работы;
коррекционноразвивающей работы;
игровой терапии;
релаксации и снятия эмоционального напряжения;
рабочую (личную) зону педагогапсихолога;·
ожидания приема.
Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается
рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом
педагогапсихолога можно поставить шкаф и разместить в
нем необходимые диагностические, методические материалы,
инструментарий для проведения психологического
обследования, литературу и т. д., а также картотеку с
данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).
При оборудовании кабинета педагогапсихолога
рекомендуется:
·
·
·
·
·
·
·
окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать
подвесной светящийся потолок), а стены – в светло
желтые, светлозеленые (в южных регионах – светло
голубые) тона;
обивать стены драпировочной тканью, что способствует
дополнительной звукоизоляции;
использовать в оформлении кабинета элементы
ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической
подсветкой по периметру, панно с изображением
пейзажей, декоративнохудожественные композиции из
комнатных растений, аквариум и т. д.);
закрывать полы мягким ковровым покрытием темно
зеленого цвета или других природных цветов;
устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;
завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой
ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату
(для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с
удобными спинками и подлокотниками, а в зону
релаксации – с подголовниками или высокими спинками.Зона консультативной работы предполагает создание
доверительной обстановки, помогающей посетителю,
пришедшему на прием к педагогупсихологу, спокойно
обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее
рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя
максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма,
выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие
элементы интерьера, как удобные, уютные кресла,
композиции из комнатных растений, панно из природных
материалов и т. п.
Зона диагностической работы
предназначена для
проведения обследований (в индивидуальной или групповой
форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких
деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей
и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Диагностические материалы, необходимые педагогупсихологу
для работы, должны быть систематизированы (по возрасту,
проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы
ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционноразвивающей работы
оснащается
индивидуальными столамипартами, доской, мольбертами,
фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой
форме, предполагающей свободное размещение детей на полу,
в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое
покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие
игрушки, куклымарионетки, конструктор, развивающие
пособия и т. д.).
Зона игровой терапии в кабинете детского психологаприобретает особое значение и поэтому должна быть по
особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое
покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую
быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки,
поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.
Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его
детскими поделками, рисунками на стенах и т. п.
Обстановка должна помогать детям адаптироваться к
условиям работы в кабинете.
В помещениях для психологической работы не
рекомендуется использовать:
·
·
·
·
блестящие поверхности;
лампы накаливания;
яркую и мелькающую цветовую подсветку;
все элементы ландшафто и фитодизайна одновременно.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения
предполагает создание расслабляющей, успокаивающей
обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу,
естественная зелень комнатных растений, большой аквариум
с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все
должно способствовать успокоению, снятию накопившейся
усталости и раздражения.
Большое значение для восстановления душевного
равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с
самим собой, на время отключиться от окружающей
действительности. Дети могут сделать это, забравшись в
небольшой матерчатый вигвам или домиктеремок.
Рабочая (личная) зона необходима педагогупсихологу
для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.),обработки данных, хранения материалов обследования,
рабочей документации, методической литературы, пособий и
пр.
Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной
приемной, где обращающиеся к педагогупсихологу дети и
взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно
разместить в ней информационные стенды, библиотечку со
специальной психологопедагогической литературой для
родителей,
подборку
популярных
тестов
для
самодиагностики, красочные детские журналы, настольные
игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести
время ожидания. В ходе работы педагогапсихолога с
ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные
для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и
т. д.).
Сложная зональная организация рабочего пространства
кабинета педагогапсихолога в идеальном варианте
предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако
это не предусмотрено проектами типовых зданий российских
школ и детских садов. Поэтому кабинет можно оборудовать
на базе как стандартного (например, класса или
групповой), так и подсобного помещения.
В небольшом кабинете не получится разместить все
предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень
функциональным.
Например,
оборудовать
зоны
диагностической и коррекционноразвивающей работы,
консультативную и рабочую (личную) зоны педагога
психолога. В таком случае особенно важно правильно
подобрать для кабинета мебель: она должна быть
компактной, удобной и многофункциональной, желательно
светлых тонов.В таком кабинете педагогпсихолог может осуществлять
лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами.
Для реализации деятельности в полном объеме ему
необходимо договориться с администрацией своего
учреждения о возможности использования других помещений.
Примерный перечень мебели
для оборудования кабинета педагогапсихолога
Наименование
Колво,
Примечание
мебели
шт.
Рабочий
стол
педагогапсихолога
Компьютерный стол
Стул
Кресло
Маленький круглый
столик
Шкаф
Столпарта
Стул
Ковер
1
1
2
2
1
1
1
2
1
Для рабочей (личной) зоны педагога
психолога и зоны первичного приема
Для зоны консультативной работы или
релаксации. Столик можно заменить
тумбочкой
Для
хранения
документации,
методических материалов, пособий
Для деятельности индивидуально или
малой подгруппой в диагностической
зоне и зоне коррекционно
развивающей работы
Если позволяет пространство.
Для организации игровой зоны для
одногодвух детей или использования
в коррекционноразвивающей работе
Дополнительные
По
–
средства дизайна
необходимо
(панно,
живые
сти
цветы и пр.)Оптимальный вариант – объединить при оборудовании
кабинета педагогапсихолога два помещения (например,
небольшое помещение и стандартный класс или групповую).
Такая модель кабинета особенно функциональна, если в
образовательном учреждении работает не один психолог, а
несколько специалистов. В этом случае они могут вести
прием одновременно не мешая друг другу. Зональное
разделение при этом может быть следующим:
·
·
в малом кабинете – рабочая (личная) зона педагога
психолога; зона консультирования; зона индивидуальной
диагностической,
коррекционноразвивающей
и
релаксационной работы;
в большом кабинете – зона групповой диагностической,
коррекционноразвивающей и релаксационной работы;
зона
группового
(например,
семейного)
консультирования. Здесь же проводят тренинговые или
факультативные занятия.
Светоцветовое оформление кабинета
При организации кабинета педагогапсихолога
необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому
оформлению.
В кабинете рекомендуется использовать комбинированное
освещение. До и после проведения восстанавливающих
релаксационных или развивающих занятий необходимо
применять обычное верхнее освещение; во время специальных
занятий – включать боковые настенные бра со слабым
зеленым светом. Все светильники лучше направлять на
потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет.
Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать
его на диалог и доверительное общение. Следует знать, чтона психическое состояние человека оказывает влияние цвет.
Поэтому при оформлении кабинета важно учитывать
требования цветопсихологии.
Все цвета можно разделить на две группы: теплые
(оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато
фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на
зрение и центральную нервную систему (далее – ЦНС)
человека оказывают зеленый и голубой цвета. Светлые тона
положительно влияют на психофизиологическое состояние,
вызывают хорошее настроение. Темные тона и насыщенные
оттенки цвета, напротив, угнетают, способствуют развитию
подавленного состояния. Красный и желтый цвета возбуждают
и активизируют ЦНС.
Классификация цветов по их психологическому
воздействию на человека
1. Стимулирующие (теплые) цвета:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
красный – побуждает к действию, волевой,
жизнеутверждающий;
оранжевый – располагает к задушевной беседе, теплый,
уютный;
желтый – способствует лучшему установлению контакта.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета:
фиолетовый – стимулирует состояние погружения в себя;
синий – отстраняет, создает дистанцию.
3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета:
зеленый – освежает;
оливковый – успокаивает, смягчает;
желтозеленый – раскрепощает.
4. Приглушающие и подавляющие раздражение цвета:
охра – смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый – стабилизирует;·
·
·
·
·
·
·
темнокоричневый – смягчает возбудимость;
белый, серый – гасят раздражение;
темносерые, черносиние, зеленосиние – изолируют и
подавляют раздражение.
5. Пастельные цвета:
розовый – вызывает нежность;
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность;
пастельнозеленый – смягчает;
сероватоголубоватый – вызывает сдержанность.
Мебель синего цвета кажется холодной. Подсознательно
возникает ощущение, что на синем стуле не так тепло
сидеть, как на стуле красном или коричневом. В помещении,
окрашенном в оранжевый цвет, кажется теплее, чем в
помещении синезеленого цвета, хотя фактически
температура в них одинакова.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и
стены, окрашенные в белый цвет, кажутся серыми. Это
утомляет и неблагоприятно воздействует на психологическое
состояние человека. Белый цвет хорошо воспринимается
только в тех случаях, когда выступает фоном для других
цветов.
При оформлении кабинета необходимо также обратить
внимание на цвет входной двери. Дверь является важной
частью помещения и почти всегда вызывает у посетителей
определенные психологические ассоциации. В зависимости от
цвета, в который она окрашена, дверь как бы приглашает
войти в кабинет или, наоборот, не располагает к этому.
Например, дверь, окрашенная в мрачный серый цвет,
вызывает отрицательные эмоции и нежелание ее открывать.
Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе
(Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому
или иному цвету в зависимости от возраста. В раннемвозрасте они предпочитают красный или пурпурный, а
девочкам, главным образом, нравится розовый цвет. В
возрасте 9–11 лет интерес к красному постепенно
заменяется интересом к оранжевому, затем к желтому,
желтозеленому и, наконец, зеленому цвету. После 12 лет
любимый цвет большинства – синий. Статистические
исследования подтвердили, что синий цвет является
наиболее предпочтительным и для взрослых людей. Такая
смена пристрастий совпадает с процессами общего развития
человека, с постепенно возникающей склонностью к более
глубоким цветам. Исследования также показали наличие
связи между предпочитаемым цветом и психологическими
характеристиками человека.
В зависимости от расположения цвета в комнате он
может поразному воздействовать на человека. Поэтому при
оформлении функциональных зон кабинета педагогапсихолога
необходимо учитывать следующие рекомендации.
Зоны ожидания приема и консультативной работы
желательно оформить так, чтобы цветовое решение
пространства обеспечивало относительный покой,
настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не
следует использовать насыщенные оттенки краснооранжевого
цвета, а также создавать резкие цветовые контрасты.
Зону игровой терапии рекомендуется оформлять с
применением ярких насыщенных тонов, иногда резко
контрастирующих.
Зону релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения не следует перенасыщать мелкими деталями, они
будут раздражать и оказывать стимулирующее, а не
расслабляющее действие. Стены, пол, мебель, портьеры
должны быть спокойных, нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения. Предпочтительными являютсяголубые и зеленые цвета.
Связь между любимым цветом и психологическими
характеристиками человека
Возраст,
Предпочитаемый
Цвет, вызывающий
Преобладающее
лет
цвет
отрицательное
психологическое
отношение
состояние
4–10
Красный,
Черный, темно
Пребывание в мире
пурпурный,
коричневый, серый
сказок
розовый, бирюзовый
11–12
Зеленый, желтый,
Оливковый,
Преобладание
красный
пастельнозеленый,
чувственного
лиловый
восприятия мира
13–16
Ультрамарин,
Фиолетовый,
Рациональный подход
синий,оранжевый,
лиловый
к восприятию мира
зеленый
17–19
Краснооранжевый
Пурпурный,
Инстинктивно
розовый
целенаправленное
восприятие мира
Фитодизайн кабинета
В кабинете педагогапсихолога обязательно должны быть
растения, способствующие созданию оптимальных условий для
занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и
стенки могут играть роль функциональных перегородок,
разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять
зону первичного приема от игровой зоны).
В кабинете рекомендуется размещать живые цветы,
зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые
оказывают благоприятное психологическое влияние на
посетителей.
Органичным дополнением к фитодизайну являетсяиспользование во время занятий записей звуков природы:
шума леса, морского прибоя, пения птиц.
Техническое оснащение кабинета
Рабочее место современного специалиста немыслимо без
технического оснащения, позволяющего максимально
эффективно использовать рабочее время. Технические
средства необходимы педагогупсихологу для проведения
занятий с детьми, обработки и систематизации результатов
обследований, создания банка психологических данных,
тщательной подготовки к проведению диагностической и
коррекционноразвивающей работы и т. д. Соответственно в
кабинете педагогапсихолога должны быть:
·
·
·
оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);
система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором
видеозаписей и слайдов;
система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором
звукозаписей.
Кабинет педагогапсихолога при любом варианте его
организации, независимо от размера помещения и его
материальнотехнического оснащения, является «лицом»
работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность
как профессионала и как личности.
В этом кабинете должно быть комфортно не только
самому педагогупсихологу, но и приходящим туда детям и
взрослым.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь