Памятка для родителей - Как можно облегчить крохе процесс адаптации?

  • Памятки
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В памятке для родителей - Как можно облегчить крохе процесс адаптации, говорится о том, что вам родителям необходимо постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», учить ребенка правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой и т.д.В памятке для родителей - Как можно облегчить крохе процесс адаптации, говорится о том, что вам родителям необходимо постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», учить ребенка правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой и т.д.
Иконка файла материала ++Памятка для родителей в период адаптации.doc
Психология для родителей. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК МОЖНО ОБЛЕГЧИТЬ КРОХЕ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ?  Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», « можно с тобой поиграть?» , и т.п.  Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.  Отправляясь в сад, напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.  Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.  Придя   в   детский   сад,   осмотрите   раздевалку,   покажите   малышу   шкафчик.   Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать ( ай­ай­ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).  Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?  Пообещав   ребенку   забрать   его   в   определенное   время,   лучше   подстрахуйтесь   и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.  Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!  Приходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.  Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.  Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.  Со   временем   он   перестает   плакать   при   расставании   с   родителями,   адекватно реагирует на предложения взрослого.  У   него   появляются   положительные   сдвиги   в   поведении:   отвечает   на   вопросы,   в какой­то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.  Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.                                        Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.БондарьПсихология для родителей. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» 1. Старайтесь не нервничать,  не показывать свою тревогу по поводу адаптации  ребенка к детскому саду,   он   чувствует   ваши   переживания. 2. Обязательно придумайте какой­нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку,       помахать рукой), а также ритуал встречи. 3. По возможности приводить малыша в сад должен кто­то один, будь то мама, папа     или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. 4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время ,как пообещали. 5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и      его сотрудников. 6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 7. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест ,цирка, театра. 9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом. 10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте       малышу. 11. Не скупитесь на похвалу. 12. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.БондарьАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.­сост.  Белкина Л.В. ­ Воронеж «Учитель», 2006. Психология для родителей.      ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Основные особенности нормально текущего периода адаптации   Нарушения настроения   Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость,   гневливость,   агрессивные проявления у других (продолжительность ­ от недели до 1,5 месяца). Нарушения сна Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать   перед   сном;   утром же их   бывает   очень   трудно   разбудить   в   нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22­23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу   и   оказывает   комплексное   негативное   влияние   на   нервную   систему (продолжительность ­ от 1 до 2 месяцев). Нарушения аппетита Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной   возбудимостью   некоторых   детей   это   может   привести   к кратковременным желудочно­кишечным расстройствам ­ рвоте, болям в животе, икоте, иногда ­ к пищевой аллергии (продолжительность ­ от 1 недели до 1 месяца). Понижение иммунитета Вследствие   стресса   у   маленьких   детей   страдает   иммунная   система,  они начинают   часто   болеть   (обычно   ОРВИ),   реагируют   на   переохлаждение, перегревание,   сквозняки   гораздо   чаще,   чем   в   обычном   состоянии;   легко заражаются друг от друга (продолжительность ­ от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше). Нарушение поведения Дети как бы возвращаются на более ранние ступени раз вития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают   бояться   чужих   людей.   У   некоторых   наблюдается   утрата   навыков самообслуживания,   гигиенических   навыков   (они   не   просят   ся   на   горшок,испытывают   затруднения   при   необходимости   помыть   руки   и   т.д.) (продолжительность ­ от 1 недели до 2 месяцев). Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Жердева Е.В., Дети раннего возраста в детском саду ­ Ростов н/Д: Феникс, 2007 Психология для родителей. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Успешная адаптация детей раннего возраста Для   того   чтобы   прошла   успешная   адаптация   детей   раннего   возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для  родителей: Рекомендации для родителей: ­ любите своего ребенка таким, какой он есть; ­ радуйтесь своему ребенку; ­разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; ­ слушайте ребенка, не перебивая его; ­ установите четкие и определенные требования к ребенку; ­ не устраивайте для ребенка множество правил; ­ будьте терпеливы; ­ каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; ­ в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,  действий с ними; ­ поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; ­ чаще хвалите ребенка; ­ поощряйте игры с другими детьми; ­ интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду; ­ не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка; ­ помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;­ прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ; ­ посещайте групповые собрания. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. // Дошкольное воспитание. ­ 1991. ­ №8. Психология для родителей. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Портрет ребенка, поступившего в детский сад 1.   Эмоции   ребенка:  в   первые   дни пребывания   в   саду   практически   у   каждого ребёнка   сильно   выражены   отрицательные эмоции:   от  хныканья,  "плача  за  компанию"   до приступообразного   плача.   Особенно   яркими являются   проявления   страха   (малыш   боится   неизвестной   обстановки,   встречи   с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а  главное, того, что вы забудете о нем, уйдя   из   сада   на   работу.   Он   очень   расстроен   расставанием   с   мамой   и   привычной средой. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке. 2.Контакты   со   сверстниками   и   воспитателем:  в   первые   дни   у   ребенка снижается   социальная   активность.   Даже   общительные,   оптимистичные   дети становятся   напряженными,   замкнутыми,   беспокойными,   малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2­3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует   с   воспитателем   в   группе,   откликается   на   его   просьбы,   следует режимным моментам. 3.   Познавательная   активность:  первое   время   познавательная   активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. 4. Навыки:  под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому   саду   ребёнок   может   на   короткое   время   "растерять"   навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность   адаптации  определяется   тем,   что   ребенок   не   только   "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду. 5.   Особенности   речи:  у   некоторых   детей   словарный   запас   скудеет   или появляются "облегченные" слова и предложения. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.6.Двигательная активность: некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, в садике. 7. Сон: в первые дни ребенок будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной   и   ночной   сон.   К   моменту   завершения   адаптации   сон   и   дома,   и   в   саду обязательно нормализуется. 8. Аппетит: в первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей и со стрессовыми реакциями.  9.Здоровье:  Стресс   приводит   к   тому,   что   ребёнок   слабеет,   снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Жердева Е.В., Дети раннего возраста в детском саду ­ Ростов н/Д: Феникс, 2007 Психология для родителей. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ Для того, чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, очень важно заранее ­ месяца за 3­4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду. 1. Объясняем, что такое детский сад Расскажите   ребенку,   что   такое   детский   сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш   пошел   в   детский   сад.   Например:   “Детский сад ­ это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень   понравится:   там   много   других   детишек, которые   все   делают   вместе   ­   кушают,   играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя­воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.”. 2. Формируем позитивный настрой  Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему   повезло   ­   он   сможет   сюда   ходить.   Рассказывайте   родным   и   знакомым   в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ­ ведь его   приняли   в   детский   сад.   И   через   некоторое   время   ваш   ребенок   будет   сам   с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад. 3.Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду Подробно   расскажите   ребенку   о   режиме   детского   сада:   что,   как   и   в   какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ ­ тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад.   Спрашивайте   у   малыша,   запомнил   ли   он,   что   он   будет   делать   в   саду   послепрогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и   что   он   будет   делать   после   обеда.   Задавая   эти   вопросы,   вы   сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. 4. Честно говорим о возможных трудностях Поговорите   с   ребенком   о   трудностях,   которые   могут   возникнуть   у   него   в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи   об   этом   воспитателю”   .Не   создавайте   у   ребенка   иллюзий,   что   все   будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет 5. Участвуем в общении ребенка с детьми и воспитателями Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим  детям. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом.  6. Выбираем любимую игрушку Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад ­ ведь вместе намного веселее! 7. Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком Существуют   разные   мнения   о   том,   стоит   ли   находиться   маме   рядом   с малышом в начальный период адаптации к детскому саду.  Казалось  бы,  что тут плохого,   если   мама   посещает   садик   вместе   с   ребенком?   Все   довольны,   малыш   не плачет,   мама   спокойна.   Но   тем   самым   неизбежное   расставание   только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять ­ а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается   остаться   в   группе   один,   без   опеки   мамы.   А   опытные   воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки. 8. Выбираем ритуал прощания Разработайте   вместе   с   ребенком   несложную   систему   прощальных   знаков внимания ­  так ему будет проще отпустить  вас.  Например, поцелуйте  его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик. 9. Не колеблемся! Ребенок отлично чувствует,  когда родители сомневаются  в целесообразности детсадовского   воспитания.   Любые   ваши   колебания   хитрый   малыш   сумеет использовать   для   того,   чтобы   остаться   дома   и   помешать   расставанию   с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой. 10.   Не связанных садом   в ребенка позволяем   себе негативных высказываний, с детским присутствииМатериал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Жердева Е.В., Дети раннего возраста в детском саду ­ Ростов н/Д: Феникс, 2007 Психология для родителей. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ  1.  Постарайтесь   создать   в   семье   дружескую атмосферу. 2. Установите  четкие  требования  к  ребенку  и будьте  последовательны  в  их предъявлении. 3.Формируйте   у   ребенка   навыки самообслуживания и личной гигиены. 4. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. 5.  Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этотпериод   у   семьи   будет   возможность   подстроиться   к   особенностям   адаптации своего ребенка.  6. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял. 7. Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что­ нибудь подобное. 8.  Положите ребенку в кармашек какую­нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите. 9.  Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку. 10.  Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем   вам   будет   уже   гораздо   сложнее   справиться   с   его капризами и слезами. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. ­ М.: Просвещение, 1983г. Психология для родителей. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Для   того   чтобы   ваш   ребёнок   легче адаптировался   в группе   нашего   детского   сада, привык   к воспитателям,   новым   условиям   жизни, режиму   дня,   нам   необходимы   ваша   поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил: 1. Приводите ребёнка в детский сад в одно и то же время. 2. К воспитателям обращайтесь по имени­отчеству. 3. Спокойное, внимательное отношение к ребёнку дома в период адаптации — залог успеха! 4. Вовремя укладывайте ребёнка спать вечером.5. Проследите,   чтобы   одежда   ребёнка   не была   слишком   велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребёнок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть лёгкой, тёплой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку, как в помещении, так и на прогулке. 6. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребёнка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки. 7. Не   рекомендуется   надевать   на ребёнка   дорогие   ювелирные   украшения. Напоминаем,   что   в случае   потери   воспитатель   не несёт   за них   материальной ответственности. 8. Не обсуждайте при ребёнке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу   детского   сада,   но обязательно   поделитесь   ими   с воспитателями или психологом. 9. Главным   для успешной   адаптации   являются   ваш   положительный   настрой, соблюдение режима дня и рекомендации педагогов.     Надеемся на плодотворное сотрудничество! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М. Бондарь Психология для родителей ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация малышей в ДОУ» Уважаемые родители! Для   того   чтобы   ваш   ребенок   легче адаптировался   в   нашем   детском   саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:  Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.  К воспитателям обращайтесь по имени­отчеству. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!  Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.  Проследите,   чтобы   одежда   ребенка   не   была   слишком   велика   или   не сковывала   его   движений.   В   правильно   подобранной   одежде   ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены   так,   чтобы   ребенок   мог   самостоятельно   себя   обслужить. Обувь   должна   быть   легкой,   теплой,   точно   соответствовать   размеру   ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке.  Чтобы избежать случаем травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов   одежды   ребенка   на   наличие   опасных   предметов.   Запрещается приносить   в   детский   сад   острые,   стеклянные   предметы,   а   также   мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.  Не   рекомендуется   надевать   на   ребенка   дорогие   ювелирные   украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не  несет за них материальной ответственности.  Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом.  Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендации педагогов! Надеемся на плодотворное сотрудничество! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Адаптация детей в ДОУ» Скоро   Вам   вместе   с   Вашим   малышом предстоит   начать   новую   жизнь.   Чтобы малыш   вступил   в   нее   радостным, общительным,   хотим предложить несколько рекомендаций.   повзрослевшим,  Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.    Установите   четкие   требования   к   ребенку   и   будьте последовательны в их предъявлении.   Будьте терпеливы.   Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.    Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.   Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.    Если увидите, что ребенок что­то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).    Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.   Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.   Каждый день читайте ребенку.    Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления: ведь лето – прекрасная пора для открытий!    Занимайтесь   с   малышом   совместной   творческой   деятельностью: играйте, лепите, рисуйте и …   Поощряйте любопытство.   Не скупитесь на похвалу.                                                                     РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 1.   Расскажите   ребенку,   что   такое детский   сад,   зачем   туда   ходят   дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.Например, детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки,   маленькие   раковины   для   умывания,   маленькие   шкафчики,   много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу   тебе,  что   у   меня   интересного   на   работе.  Многие   родители   хотели   бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех – тебе повезло, я скоро начну   водить   тебя   туда.   Но   нам   нужно   подготовиться   к   этому,   купить   все необходимые вещи, выучить правила детского сада, имена воспитателей. 2.   Проходя   мимо   детского   сада,   с   радостью   напоминайте   ребенку   как   ему повезло   –   скоро   он   сможет   ходить   сюда.   Рассказывайте   родным   и   знакомым   в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. 3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать,   хорошо   ли   ребенок   запомнил   последовательность   событий. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. 4.   Поговорите   с   ребенком   о   возможных   трудностях,   к   кому   он   может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и тебе нальют воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом». Не   создавайте   у   ребенка   иллюзий,   что   все   будет   исполнено   по   первому требованию и  так, как  он хочет.  Объясните,  что в группе   будет  много  детей и иногда   ему   придется   подождать   своей   очереди.   Вы   должны   сказать   малышу: «воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». 5.   Научите   малыша   знакомиться   с   другими   детьми,   обращаться   к   ним   по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. 6.   Разработайте   вместе   с   ребенком   несложную   систему   прощальных   знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. 7. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 8.   Убедитесь   в   собственной   уверенности,   что   в   вашей   семье   детский   сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в   целесообразности   садовского   воспитания.   Любые   ваши   колебания   ребенокиспользует  для  того, чтобы  воспротивиться  расставанию   с родителями.  Легче и быстрее привыкают те дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 9.   Ребенок   привыкнет   тем   быстрее,   чем   с   большим   количеством   детей   и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка   по   именам.   Спрашивайте   дома   своего   малыша   о   Лене,   Саше,   Маше. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. 10. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. 11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. 12.   В   период   адаптации   эмоционально   поддерживайте   малыша.   Теперь   вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что­то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится   интересно.   Ты   молодец,   ты   смелый,   я   горжусь   тобой.   У   тебя   все получится!» 13. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список  рекомендаций  и попытайтесь  выполнить  те  рекомендации, о  которых  вы забыли. 14. Если вам нужна помощь, специалисты детского сада ждут вас!                                                                   РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать  детский сад» КАК НАДО   Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Не   оставляйте   его   в   дошкольном   коллективе   на   целый   день,   как   можно раньше забирать домой. Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.  Щадите его ослабленную нервную систему.  Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.  На время прекратить  походы в цирк, в театр, в гости. Сократить просмотр  телевизионных передач.  Как можно раньше сообщить воспитателям о личностных особенностях  малыша.  Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в  соответствии с температурой в группе.  Создать для него в воскресные дни дома такой же режим, как в детском саду.  Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.  При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома. КАК НЕ НАДО    В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.  «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.  Мешать его контактам с детьми в группе.  Конфликтовать с ним дома.  Наказывать за детские капризы.  Все время обсуждать  в его присутствии проблемы, связанные с детским  садом.  Не обращать внимания на отклонение в обычном поведении ребенка.  Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. Для   того   чтобы   прошла   успешная   адаптация детей   раннего   возраста,   необходимо   следовать следующим   рекомендациям   для  воспитателей  и родителей: воспитателей: Рекомендации любите   детей   и   относитесь   к   ним   как   своим; длябеседы   с   родителями, ­   помните   об   индивидуально­психологических   особенностях   развития   каждого ребенка; ­ приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; ­ необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение; ­   проводите   консультации   и   беседы   с   родителями,   знакомьте   с   режимом   дня детского сада, с требованиями к ребенку; ­   проводите   родительские   собрания   до   поступления   детей   в   детский   сад. В   своей   работе   воспитатели   должны   использовать   анкетирование,   папки­ передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для   родителей,   родительские   собрания. Рекомендации для родителей: ­ любите своего ребенка таким, какой он есть; ­ радуйтесь своему ребенку; ­разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; ­ слушайте ребенка, не перебивая его; ­ установите четкие и определенные требования к ребенку; ­ не устраивайте для ребенка множество правил; ­ будьте терпеливы; ­ каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; ­ в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,  действий с ними; ­ поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; ­ чаще хвалите ребенка; ­ поощряйте игры с другими детьми; ­ интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду; ­ не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка; ­ помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения; ­ прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям   ГДОУ; ­ посещайте групповые собрания. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей СОВЕТЫ    РОДИТЕЛЯМ   В АДАПТАЦИОННЫЙ   ПЕРИОД 1. Начать   водить   ребенка   в   детский   сад   за   2 месяца до выхода мамы на работу.время   2. Первое 3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его приводить ребенка 2­3   часа.     на   обстановкой и “влюбить” в воспитателя. 4.   Сон   и   еда   являются   стрессовыми   ситуациями   для   детей,   поэтому   в   первые   дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи. 5. Первые 2­3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи. 6. В   период   адаптации,   в   связи   с   нервным   напряжением,   ребенок   ослаблен   и   в значительной   мере   подвержен   заболеваниям.   Поэтому   в   его   рационе   должны   быть витамины, свежие овощи и фрукты. 7. Тщательно   одевать   ребенка   на   прогулку,   чтобы   он   не   потел   и   не   замерзал,   чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде. 8. Помнить,   что   период   адаптации   –   сильный   стресс   для   ребенка,   поэтому   нужно принимать  ребенка таким, какой он есть,  проявлять  больше  любви,  ласки, внимания. 9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее. 10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками,   психологом,   для   исключения   тех   или   иных   негативных   проявлений. 11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации  ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. 2.Обязательно   придумайте   какой­нибудь   ритуал   прощания   (чмокнуть   в   щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. 3.По возможности приводить малыша в сад должен кто­то один, будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. 4.Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали. 5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 7.Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье. 8.На время прекратите  посещение  с ребенком многолюдных мест цирка, театра.          9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом. 10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу. 11.Не скупитесь на похвалу. 12.Эмоционально   поддерживайте   малыша   :   чаще   обнимайте   ,поглаживайте, называйте ласковыми именами. РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ  СО СВОИМ МАЛЫШОМ! Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Вы ­ первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа ­ Ваш дом ­ окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает   тот   фон,   который   ведет   к   развитию   речи,   умению   слушать   и   думать, подготавливает   его   к   вычленению   смысла   слов.   «Годы   чудес»   ­   так   называют дошкольное   детство,   когда   закладывается   эмоциональное   отношение   к   жизни, людям   и   наличие   или   отсутствие   стимулов   к   интеллектуальному   развитию составляют   неизгладимый   отпечаток   на   всем   дальнейшем   поведении   и   образе мыслей человека. 1.   Ребенок   постоянно   изучает   то,   что   он   наблюдает,   и   понимает   гораздо больше, чем может сказать. 2.   Для   ребенка   ваша   речь   является   образцом   речи,   поскольку   дети   учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами. 3.   Речь   ребенка   успешнее   всего   развивается   в   атмосфере   спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему. 4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку. 5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. 6.   Следует   уделять   ребенку   больше   внимания,   так   как   в   раннем   детстве влияние   семьи   на   речевое   и   умственное   развитие,   приобщение   ребенка   к   жизни общества являются решающими. 7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели. 8.   Старайтесь,   что   бы   ребенок   не   чувствовал   недостатка   в   любви   и разнообразии впечатлений. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителейПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке,   а   для   ребенка   детский   сад,   несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу   в   детское   учреждение,   зависит   течение адаптационного   периода,   который   может   продолжаться иногда   в   течение   полугода,   а   также,   дальнейшее   развитие   малыша.   Изменение   образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния. Необходимое условие успешной адаптации ­ согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Задача   воспитателя   успокоить   взрослых:   пригласить   их   осмотреть   групповые помещения,   показать   шкафчик,   кровать,   игрушки,   рассказать,   чем   ребенок   будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.  В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Памятка для родителей. Скоро   вам   вместе   с   вашим   малышом   предстоит   начать   новую   жизнь.   Чтобы ребенок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:  Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.  Установите   четкие   требования   к   ребенку   и   будьте   последовательны   в   их предъявлении.  Будьте терпеливы.  Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.  Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.  Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.  Если   вы   увидите,   что   ребенок   что­то   делает,   начните   «параллельный   разговор» (комментируйте его действия).  Говорите   с   ребенком   короткими   фразами,   медленно;   в   разговоре   называйте   как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.  Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»  Каждый   день   читайте   ребенку.   Заботьтесь   о   том,   чтобы   у   него   были   новые впечатления.  Занимайтесь   с   ребенком   совместной   творческой   деятельностью:   играйте,   лепите, рисуйте…  Поощряйте любопытство.  Не скупитесь на похвалу. РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА  К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСАДА: Ни   в   коем   случае   не   обсуждайте   при  ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не   показывайте   ему,   что   вы   волнуетесь,  боитесь или в чем­то не уверены. Дети в этом возрасте   крайне   чувствительны   к   малейшим нюансам   нашего   настроения   легко «считывают»   эмоции   близких,   особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами. Узнайте   заранее   все   новые   моменты   в  режиме   дня   в   детском   саду   и   введите   их   в режим дня ребенка заранее, пока он находится Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад. Готовьте   его   к   временной   разлуке   с   вами   и   давайте   ему   понять,   что   это Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый. И   самое   главное   –   все   время   объясняйте   ребенку,   что   он   для   вас,   как   и дома. Как   можно   раньше   познакомьте   малыша   с   детьми   в   детском   саду   и  воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе.   неизбежно, потому, что он уже большой.   прежде, дорог и любим.  взрослыми людьми.  плохо себя ведет!  посещения детсада ребенок не оставался там более чем 2­3 часа.  климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему!  отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора.  детском саду. В  семье   в  этот   период   необходимо   создать   спокойный   и   бесконфликтный Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в Раскройте   малышу   «секреты»   возможных   навыков   общения   с   детьми   и Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он Постарайтесь   спланировать   свое   время   так,   чтобы   в   первую   неделюМатериал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду  Адаптационный период ­ серьезное испытание для   малышей   2­3   года   жизни.   Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное   состояние   малыша.   Поэтому  мы рекомендуем: • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок. • Познакомиться   с   меню   детского   сада   и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда. • Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой;   проситься   на   горшок.   Одежда   обязательно   должна   быть   удобна   для   ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок. • Расширяйте   "социальный   горизонт"   ребенка,   пусть   он   привыкает   общаться   со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский   сад.   Малышу   нужна   эмоциональная   поддержка   со   стороны   родителей:   чаще говорите,   ребенку,   что   Вы   его   любите,   обнимайте,   берите   на   руки.   Помните,   чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс   адаптации.   Избегайте   обсуждения   при   ребенке   волнующих   Вас   проблем, связанных с детским садом. • В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку. • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения   ребенком   детского   сада   у   Вас   была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3­4   часами,   позже   можно   оставить   малыша   до   обеда,   в конце   месяца   (если   это   рекомендует   воспитатель) приводить малыша на целый день. • Для   предупреждения   нервного   истощения необходимо   делать   в   середине   недели   "выходной   день" для малыша.• В   период   адаптации   дома   необходимо   соблюдать   режим   дня,   больше   гулять   в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку. • Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и   ОРВИ   необходимо   принимать   витамины,   смазывать   ходы   носа   оксолиновой   мазью. Если   окажется,   что   у   ребенка   развита   потребность   в   сотрудничестве   с   близкими   и посторонними   взрослыми,   если   он   владеет   средствами   предметного   взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли. Сотрудничество   педагогов   и   родителей   в   течение   длительного   времени   может Физическое воспитание принести плодотворные результаты в развитии ребенка.  К концу третьего года жизни дети могут:   Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед  Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.  и т. д.  Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.  Ползать,   подлезать   под   натянутую   веревку,   перелезать через бревно, лежащее на полу.  Физкультура   и   спорт   способствуют   формированию здорового образа жизни, включающего: освоение и выполнение правил личной гигиены, соблюдение режима дня, организацию рационального  питания Очень   важно   своевременно   начинать   физическое   воспитание ребенка. Начинать занятия физкультурой необходимо как можно раньше, но этого делать никогда не поздно. Однако физическое развитие   ребенка   в   возрасте   от   3   до   6   лет   позволяет заинтересовать   его   занятиями   спортом   и   научить   основным   навыкам   физической культуры. Занятия   физкультурой   усиливают   компенсаторные   возможности   организма, повышают   его   сопротивляемость.   Оздоровительный   бег,   гимнастические   упражнения, лыжи, велосипед, плавание ­ все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм,   поэтому   требуется   контролировать   интенсивность   нагрузок   на   детей   при оздоровительных занятиях. Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются занятия с детьми     в  домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление    ребенка. Закаливание детей. средств   предупреждения   иммунитета. Физическая активность является одним из самых важных   укрепления заболеваний, В последнее время отмечается приобщение всей семьи к физической   культуре.   Для   того,   чтобы   малышам   было интересно   заниматься   физкультурой   на   первых   этапах, постарайтесь в каждом упражнении создать образ знакомого предмета   или   явления   окружающей   действительности,   либо сопровождать упражнения динамичной музыкой. Обязательностарайтесь делать упражнения совместно с ребенком, привлекая как можно больше членов семьи.                                                                       Развитие речи              К концу  третьего года жизни дети могут:  Самостоятельно произносить 1000­1200 слов.  Обращаться ко взрослому в пределах знакомой ситуации.  Повторять за взрослым небольшое простое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.  Ответить на простой и понятный вопрос взрослого.  Сопровождать речью игровые и бытовые действия ("приборматывать").  Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.  Пользоваться речью как средством общения со сверстниками. Ребенок и окружающий мир   К концу третьего года жизни дети могут:  Различать   и   называть   игрушки,   предметы   мебели, одежды,   посуды,   некоторые   фрукты   и   овощи,   виды транспорта.  Свободно ориентироваться  в ближайшем окружении: узнавать   свой   дом   и   квартиру,   детский   сад   и групповую комнату. Знать имена членов своей семьи.   Вместе  со   взрослым  заботиться   о  живых   существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб.                        Формирование элементарных математических представлений           К концу третьего года жизни дети могут:  Активно   участвовать   в   образовании   групп   из   отдельных   предметов,   различать "много" предметов и "один".  Различать большие и маленькие предметы.  Узнавать шар и куб. Трудовое воспитание Продолжаем   формировать   у   детей   умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).  Приучаем поддерживать   порядок в   комнате,   по   окончании   игр   расставлять   игрушки   по местам.  Привлекаем   детей   к   выполнению   простейших трудовых действий.  Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.  Помогаем ухаживать за растениями и животными.  Воспитываем уважение к людям любой профессии.  Подчеркиваем значимость результатов их труда. Поддерживаем желание детей помогать взрослым.  Ознакомление с художественной литературой            К концу третьего года жизни дети могут:  Слушать   стихи,   сказки,   небольшие   рассказы.   При повторном их чтении договаривать отдельные  слова, небольшие фразы.  Вместе   со   взрослым   рассматривать   иллюстрации   в знакомых книжках.  Рассказывать маленькие стихи с помощью взрослого, например, А. Барто из цикла "Игрушки"   Изобразительная деятельность К концу третьего года жизни дети могут:     Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.    Различать, но не обязательно называть цвета красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.   Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.   Знать, что из глины, пластилина можно лепить.    Раскатывать   комок   глины   прямыми   и   круговыми   движениями   кистей   рук, отламывать   от   большого   комка   маленькие   комочки,   сплющивать   их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.  Лепить несложные предметы (бараночки, шарики). Конструирование К концу третьего года жизни дети могут:  Различать основные формы деталей строительного материала.  С   помощью   взрослого   строить   разнообразные постройки, используя большинство форм.  Обыгрывать   вместе   со   взрослым   собственную постройку. Музыкальное воспитание К концу третьего года жизни дети могут:  Вместе со взрослым подпевать в песне музыкальные фразы.  Двигаться   в   соответствии   с   характером   музыки,   начинать   движение   с   первыми звуками музыки.  Выполнять   движения:   притопывать   ногой,   хлопать   в ладоши, поворачивать кисти рук ("фонарики").  Различать   и   называть   музыкальные   инструменты: погремушки, бубен.            К концу третьего года жизни дети могут: Игра  Подражать действиям взрослого и сверстника. Эмоционально   откликаться   на   игру,   предложенную   взрослым,   подражать   его действиям, принимать игровую задачу.  Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект.  Использовать в игре замещение недостающего предмета.  Вести в игре диалог со взрослым.  В самостоятельной игре сопровождать речью свои действия.  Следить за действиями героев кукольного театра. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Дети   раннего   возраста ­   самые   маленькие   воспитанники детского   сада,   впервые   пришедшие   в   коллектив   сверстников.   Им трудно   расстаться   с   мамой,   еще   труднее   полюбить   "чужую   тетю" (воспитателя). Но очень скоро детский сад станет для них вторым домом. Особое отношение возникнет к воспитателю, которого они не только полюбят, но и будут копировать в играх, начнут подражать его действиям и словам. Педагоги нашего детского сада стремятся создать  уютную,  теплую  обстановку,  напоминающую   дом.  Но  как  бы  ни хороша  была среда,   окружающая   ребенка,   она   не   может   сама   по   себе,   без   руководства   взрослого, вызвать душевное спокойствие ребенка. Воспитатели создают эмоциональный комфорт, проявляют профессиональные знания и высокие человеческие чувства. Для того, чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский  сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим родителей о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям. В детском саду ребенку нужно привыкнуть:  К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;  К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;  К обществу своих сверстников;  К новому распорядку дня Ребенку будет проще привыкнуть ко всему этому ПОСТЕПЕННО. Поэтому мы рекомендуем родителям в первый раз прийти с ребенком в то время, когда   в   группе   не   будет   других   детей   и   воспитатель   сможет   познакомиться   с   вашим малышом, а он ­ изучить нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если Вы на первых порах будете рядом с ним. Первые дни желательно приводить ребенка на 2 часа. Если ребенок достаточно легко адаптируется к новому для него укладу жизни , постепенно увеличивать время пребывания в д/с, оставлять ребенка в детском саду для дневного сна. В первую, вторую неделю желательно забирать ребенка вскоре после дневного сна Дома   в   адаптационный   период   нужно   относиться   к   малышу   более   терпимо   и внимательно. Если что­либо волнует Вас, не обсуждайте это при ребенке, но обязательносвоими     опасениями   поделитесь сада. В   первые   дни   и   недели   посещения   яслей,   когда   малыш   испытываем   эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка   новой   информацией,   не   посещать   многолюдные   места   и   не   принимать   дома шумные компании. сотрудниками   детского с   ИТАК:  Установите тесный контакт с работниками детского сада  Приучайте ребенка к яслям постепенно  Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8 часов  Сообщите воспитателям о привычках и склонностях малыша  Поддерживайте дома спокойную обстановку  Не перегружайте ребенка новой информацией А родителям пожелать в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными  и заботливыми. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад.   Не   обсуждать   при   малыше   волнующие   Вас   проблемы, связанные с детским садом.  Заранее узнать у участкового врача , какой тип адаптации возможен   у   ребенка   по   прогностическим   критериям,   и своевременно   принять   все   меры   при   неудовлетворительном прогнозе. Как можно раньше провести оздоровительные или корректирующие  мероприятия, которые назначил врач. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Не отдавать ребенка в детский сад в разгар кризиса 3­х лет. Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в  режим дня ребенка дома. Повысить роль закаливающих мероприятий. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с  воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в  детский сад. Планировать свой отпуск так, чтобы первый месяц посещения ребенком  нового организованного коллектива у Вас была возможность оставлять его  там не на целый день. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как  прежде, дорог и любим. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей                                                     Памятка для родителей Уважаемые родители!  Скоро   Вам   вместе   с   малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу   жизни,   чтобы   чувствовал   себя   в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас   о   сотрудничестве   в   период   его адаптации к новым условиям.  Первое   знакомство   ребенка   с детским   садом   проведите   заочно   по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш. Приведите   ребенка   несколько   раз   на  утреннюю   и   вечернюю   прогулку,  так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми. Приводите   ребенка   в   группу,   когда   остальные   дети   гуляют,   дайте   ему возможность освоить новую обстановку. Первую   неделю   приводите   ребенка   к   9   часам,   чтобы   он   не   видел   слез   и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой. Вторую   неделю   пребывания   в   детском   саду   малыш   остается   в   группе   в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы. Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии. Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Если   у   Вас   есть   какие­либо   вопросы   по   проблемам   детского   сада,   не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей Советы родителям в адаптационный период 1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу. 2. Первое время приводить ребенка на 2­3 часа. 3.   Если   ребенок   трудно   привыкает   к детскому   саду   (1   группа   адаптации),   то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя. 4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания   ребенка   в   детском   саду   не   оставляйте   его   на   сон   и   прием   пищи. 5. Первые 2­3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.6.  В   период   адаптации,  в   связи   с   нервным   напряжением,  ребенок   ослаблен   и   в значительной   мере   подвержен   заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты. 7.   Тщательно   одевать   ребенка   на   прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не   стесняла   движений   ребенка   и соответствовала погоде. 8. Помнить, что период адаптации ­ сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания. 9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее. 10.   Интересоваться   поведением   ребенка   в   детском   саду.   Советоваться   с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений. 11.   Не   обсуждать   при   малыше   волнующие   вас   проблемы,   связанные   с   детским садом. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь Психология для родителей Рекомендации родителям по подготовке ребенка к посещению детского сада 1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно   сейчас.   Ребенок   отлично   чувствует,   когда   родители   сомневаются   в целесообразности "Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для   того,   чтобы   воспротивиться   расставанию   с   родителями.   Легче   и   быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите,   чтобы   малыш   пошел   в   детский   сад.   Например:   «Детский   сад   это   такой красивый   дом,   куда   мамы   и   папы   приводят   своих   малышей.   Я   хочу,   чтобы   ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. Там маленькие столики и стульчики,   маленькие   кроватки,   маленькие   раковины   для   умывания,   маленькие шкафчики,   много   интересных   игрушек.   Ты   все   сможешь   рассмотреть,   потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже   было   интересно.   Утром   я   отведу   тебя   в   сад,   а   вечером   заберу.   Ты   мне расскажешь,   что   у   тебя   было   там   интересного,   а   я   расскажу   тебе,   что   у   меня интересного на работе.  3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло ­  осенью  он сможет  ходить  сюда.  Рассказывайте  родным   и близким   в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. 4.   Расскажите   ребенку   о   режиме   детского   сада:   что,   как   и в   какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. 5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю   и   скажи:   "Я   хочу   пить",   и   Анна   Николаевна   нальет   тебе   воды.   Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу:   "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы ­ воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. 6.   Приготовьте   вместе   с   ребенком   «радостную   коробку»,   складывая   туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие  игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными   предметами:   красивые   бумажные   салфетки   или   лоскутки   из   ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой   веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком. 7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет   построить   отношения.   Помогите   ему   в   этом.   Познакомьтесь   с   другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам.   Спрашивайте   дома   своего   малыша   о   Лене,   Саше,   Сереже.   Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. 9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.  10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем  не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. 11.   В   период   адаптации   эмоционально   поддерживайте   малыша.   Теперь   вы проводите   с   ним   меньше   времени.   Компенсируйте   это   качеством   общения.   Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что­то новое,    всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится». 12.   Разработайте   вместе   с   ребенком   несложную   систему   прощальных   знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас. 13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. 14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь