В памятке для родителей - Возрастные особенности ребенка, говорится о том, что все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.В памятке для родителей - Возрастные особенности ребенка, говорится о том, что все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Памятка для родителей
Возрастные особенности
ребенка
Задумывались ли вы о том,
что часто за повседневными
заботами мы не замечаем, как
меняются наши дети?
Мы всегда рядом со своим
ребенком, и немудрено, что
иногда мы не успеваем за
временем и воспринимаем его
так, как будто он все еще тот
малыш, каким был полгода
назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он
уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже
достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным,
исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его
возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере
или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных
кризисов.
Кризис это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми". Это
то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на
новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это
создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с
миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития.
Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто
знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет посвоему, но, тем не
менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок
еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть
непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к
самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные
требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы
запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка,
надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Возрастные психологические особенности детей 3 4 лет.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных
психических процессов внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная
лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом
общения становится ситуативноделовое. Это означает, что взрослый привлекаетребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.
Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне
владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной
деятельности.
Взаимодействие с 34 летними детьми осложнено тем, что они проходят через
возрастной кризис 3 лет кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период
психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность
реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает
здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет
работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном
внимании.
поэтому ориентированы на возможность
кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Формы работы,
Мышление детей старше 3 лет носит наглядно образный характер. Это
означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к
манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной
деятельности сосредоточена на реальном,
непосредственно
окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию
минуту.
предметном,
Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому
педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и
выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне
сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно,
кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.
Мышление носит нагляднообразный характер;
Внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
Речь находится в стадии формирования;
Ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
Возрастные Психологические Особенности Детей 4 5 Лет
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на 5 году
жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются 2: завершение в основном
процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы
непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник
увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно
деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми.
Менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к
партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому
желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие
сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна,
может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто,
кроме самого ребёнка, не слышит.
Мышление попрежнему носит наглядно образный характер.Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и
к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать
информацию привлекательнее для ребёнка 45 лет является «одушевление». В этом
возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
РЕЗЮМЕ:
Мышление носит нагляднообразный характер;
Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают
информацию, если она касается когото живого.
Возрастные психологические особенности детей 5 6 лет.
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых
процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какоголибо
признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались
неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения.
Воображение высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности
всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые
должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу
то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать
замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы,
визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности,
знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания
которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том
числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление
и воображение.
Особенность детей данного возраста интерес и тяга к красивому, эстетически
ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на
занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим
предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску
решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных
усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно,
чтобы ребятам сопутствовал успех.
РЕЗЮМЕ:
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
Возрастные психологические особенности детей 6 7 лет.
Ребёнку исполнилось 6 лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он
должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже
высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Интеллектуальная готовность к школе это уровень развития различных
умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения
необходимых навыков и знаний.
К 6 годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об
окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени,
Вселенной.
Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза.
Ребёнок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и
выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Малыш уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет
образы , пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет
всё познать.
Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка.
Ваш малыш должен без какого либо принуждения охотно выполнять задания,
сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями
взрослых и подражая заданному образцу.
Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами
действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.
Ему необходимо развивать способность к произвольному запоминанию,
используя различные приёмы, базирующиеся на хорошей памяти и
кратковременной,
и слуховой...
Ребёнок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с
большим запасом слов.
и долговременной,
и зрительной,
Но главное, что должен делать Ваш ребёнок, владеть собой и подчинять
свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная
интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости»,
больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и
эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребёнок
должен усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для
осуществления которого необходима произвольность памяти,
внимания,
восприятия.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь