Памятка для родителей - Возрастные особенности ребенка

  • Памятки
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В памятке для родителей - Возрастные особенности ребенка, говорится о том, что все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.В памятке для родителей - Возрастные особенности ребенка, говорится о том, что все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.
Иконка файла материала Памятка для родителей - Возрастные особенности.docx
Памятка для родителей Возрастные особенности ребенка Задумывались ли вы о том, что   часто   за   повседневными заботами   мы   не   замечаем,   как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком,   и   немудрено,   что иногда   мы   не   успеваем   за временем   и   воспринимаем   его так,   как   будто   он   все   еще   тот малыш,   каким   был   полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно. Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот   почему   очень   важно   знать   о   возрастных   особенностях   ребенка,   его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Кризис ­ это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми". Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую   ступень   своего   развития.   В   кризисе   поведение   ребенка   меняется,   и   это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром   и   приобрести   новые   модели,   необходимые   для   дальнейшего   развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по­своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным   и   делать   все   наоборот,  в  6—7   лет   усиливается   его   стремление   к самостоятельности   и   т.д.   Чтобы   не   торопиться,   выдвигая   ребенку   непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях. Возрастные психологические особенности детей 3 ­ 4 лет. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических   процессов   ­   внимания,   памяти,   мышления,   а   также   эмоциональная лабильность  и  потребность  в  эмоциональном  комфорте. Однако   ведущим   типом общения становится ситуативно­деловое. Это означает, что взрослый привлекаетребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Взаимодействие с 3­4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет ­ кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи   рекомендуют   постараться   дать   каждому   ребёнку   возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью   его   самого   или   других   детей   группы.   Всё   это   значительно   осложняет работу   педагога,   поскольку   дети,   как   и   прежде,   нуждаются   в   индивидуальном внимании.   поэтому   ориентированы   на   возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.   Формы   работы, Мышление   детей   старше   3   лет   носит   наглядно   ­   образный   характер.   Это означает,   что   от   манипулирования   объектами   ребёнок   способен   перейти   к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности   сосредоточена   на   реальном,   непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.   предметном, Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог   ещё   не   может   полноценно   использовать   её   как   средство   проверки   и выявления   знаний.  Речевой   ответ   не   позволяет   судить   о   действительном   уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности  представлений или же речи. Мышление носит наглядно­образный характер; Внимание, память, мышление остаются непроизвольными; Речь находится в стадии формирования; Ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент. Возрастные Психологические Особенности Детей 4 ­ 5 Лет Непроизвольность   психических   процессов   сохраняется   у   детей   и   на   5  году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются 2: завершение в основном процесса   формирования   активной   речи   и   выход   сознания   за   пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый   теперь   представляет   интерес   в   первую   очередь   как   источник увлекательной   и   компетентной   информации.   Общение   носит   внеситуативно   ­ деловой характер. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Менее   капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно   организовывать   формы   взаимодействия   детей,   предполагающие сотрудничество,   а   не   соревнование.   Отрицательная   оценка,   если   она   неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит. Мышление по­прежнему носит наглядно ­ образный характер.Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4­5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. РЕЗЮМЕ: Мышление носит наглядно­образный характер; Дети   проявляют   интерес   к   волшебным   сказкам   и   легче   воспринимают информацию, если она касается кого­то живого. Возрастные психологические особенности детей 5 ­ 6 лет. В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К   5   годам   он   должен   иметь   представление   об   обратимых   и   необратимых процессах,   отличать   ситуации,   в   которых   произошло   изменение   какого­либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует   общему   психическому   развитию   активизация   воображения.  Воображение ­ высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика   требует   переводить   абстрактные  понятия   в  зрительные  образы, визуализировать   их.   Развитию   этой   способности   содействует,   в   частности, знакомство   с   беспредметным,   абстрактным   искусством,   объектом   внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.  Особенность детей данного возраста ­ интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.   Эстетичность   используемых   наглядных   материалов,   их   композиции   на занятии,   во   многом   определяют   степень   заинтересованности   ребят   самим предметом. Необходимо   привить   детям   вкус   к   размышлению   и   рассуждению,   поиску решений,   научить   испытывать   удовольствие   от   прилагаемых   интеллектуальных усилий   и   получаемого   в   виде   проблемы   интеллектуального   результата.   Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. РЕЗЮМЕ: Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать   временную   перспективу,   удерживать   в   сознании   одновременно   цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса; Возрастные психологические особенности детей  6 ­ 7 лет. Ребёнку исполнилось 6 лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические. Интеллектуальная   готовность   к   школе   ­   это   уровень   развития   различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний. К   6   годам   малыш   должен   иметь   хотя   бы   элементарные   познания   об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной. Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребёнок   должен   научиться   обобщать,   классифицировать   предметы   и   явления   и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. Малыш   уже   способен   воспринять   количества   и   множества,   он   вычленяет образы , пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать. Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Ваш   малыш   должен   без   какого   ­   либо   принуждения   охотно   выполнять   задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу. Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя. Ему   необходимо   развивать   способность   к   произвольному   запоминанию, используя   различные   приёмы,   базирующиеся   на   хорошей   памяти   ­   и кратковременной,   и   слуховой... Ребёнок   должен   обладать   и   образным   мышлением,   а   также   развитой   речью   с большим запасом слов.   и   долговременной,   и   зрительной, Но  главное, что должен делать Ваш ребёнок, ­ владеть собой и подчинять свои желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная интеллектуальная   готовность   переплетается   с   другими   признаками   «зрелости», больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и эмоциональный   компонент.   Чтобы   успешно   заниматься   в   школе,   Ваш   ребёнок должен   усвоить   позицию   ученика,   т.е.   произвольность   поведения,   для осуществления   которого   необходима   произвольность   памяти,   внимания, восприятия.                   Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь