Памятка по предупреждению профессионального выгорания педагогов

  • Памятки
  • docx
  • 20.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В памятке отмечены три группы симптомов профессионального выгорания педагогов : -Психофизические симптомы; - Социально-психологические симптомы; - Поведенческие симптомы. Кроме того, выделены стадии профессионального выгорания. Даны советы по профилактике профессионального выгорания. Отмечены качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания. Материал полезен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем
Иконка файла материала памятка.docx
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Стадии профессионального выгорания: Первая стадия:  Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;  Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;  Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Вторая стадия:  Возникают недоразумения с коллегами;  Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам. Третья стадия:  Притупляются представления о профессионального Симптомы выгорания: ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы:  чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);  ощущение эмоционального и физического истощения;  снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);  общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);  частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно- кишечного тракта;  резкая потеря или резкое увеличение  полная или частичная бессонница;  постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;  одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;  заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы:  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный веса;  постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);  чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что- то не так, как надо»);  чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;  общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы:  ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;  сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);  постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;  чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;  невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемоеценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным ко всему; Безразличие ко всему. помогающие педагогу профессионального Качества, избежать выгорания: Во-первых:  хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).  высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых:  опыт успешного преодоления профессионального стресса;  способность конструктивно меняться в напряженных условиях;  высокая мобильность;  открытость;  общительность;  самостоятельность;  стремление опираться на собственные силы. В-третьих:  способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и тонус, чувство подавленности);  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;  частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева , злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств). Профилактика профессионального выгорания:  НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.  НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.  НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.  НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.  Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.  Выделяйте достаточное время выполнение автоматических и элементарных действий;  дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; а Профилактик эмоционально го выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Илюшина О.А. Учитель начальных классовценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. для сна, отдыха, размышлений.  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. 2014 год