Папка вожатого
Оценка 5

Папка вожатого

Оценка 5
docx
21.05.2021
Папка вожатого
папка вожатого.docx

Методическое пособие

"папка вожатого"

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное методическое пособие составлено:

по материалам интернет ресурсов

Автор-составитель:

Калугин Никита Евгеньевич

 

 

 

 

Оренбург

2021 г.

Главные цели детского оздоровительного лагеря.

Оздоровление детей. Создание у них хорошего эмоционального настроя; в. выявление интересов, увлечений детей; Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки. Обучение детей действиям в коллективе и. приобщение к трудовым делам.

Воспитательные задачи.

Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, ). Умения быть руководителем несложных общих дел и т. д. и. Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается, от школьных.  Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания. Привить детям санитарно-гигиенические навыки. Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные особенности.

Маленькие дети (4-8 лет)

Ребенок, сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с другой планеты, наверное, тоже не стоит. Дети испытывают огромную потребность познавать и открывать. Ребенок (особенно маленький) стремиться воспринимать новые для него идеи, ему приятно откликаться на них, и нужно лишь представить эти идеи в понятной для него форме. Очень важно в работе и общении с детьми – это быть искренним. Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно, детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере.

Ребенок (6-8 лет)

Не может долго заниматься каким то одним делом, ему нужно переключаться. Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют?.. то-то!). Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен". Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.

Дети (9-11 лет)

Для этого возраста характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной деятельности. В этом возрасте дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности.

 Ребенок (12-15 лет)

Где-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и это очень много значит для него самого и для окружающих его людей. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют).

 

 

Организационный период смены лагеря

Независимо от содержания, профиля смена лагеря делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Впервые 3-5 дней в лагере идет организационный период.

 

Задачи организационного периода:

·         познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

·         предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

·         узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

·         познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

 

Основными моментами организационного периода являются:

а) адаптация детей к жизни лагеря;

б) знакомство;

в) создание временного детского коллектива;

г) коллективное планирование;

д) законы лагеря;

е) вечера знакомства; ввечерняя свеча.

 

Схема анализа дня

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

- Какую задачу решали?

- Основные этапы дела.

- В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?

- Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

- Отношение ребят к делу.

- Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?

- Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

Краткое описание ситуации и ее участников.

В связи с чем возникла ситуация?

Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?

Итог ситуации.

Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

Была ли группа организованна ?

Произошли ли изменения в коллективе?

Кто обратил на себя внимание?

Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

5. Общие выводы

- Удался ли день в целом ?

Что нового этот день дал вам, как педагогу?

- Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?

- Задачи на следующий день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры организационного периода.

Игры на знакомство.

 «Визитки»

Цель: знакомство, выявление эмоциональных лидеров.

Оборудование: бумага, ножницы, фломастеры.

Содержание:

Ребятам предлагается за определенное время (5-7 мин) изготовить некоторое количество визиток, в которых была бы отражена самая важная, на их взгляд, информация о себе. Свои визитки нужно затем вручить другим участникам игры. После того, как все визитки розданы, участникам игры предлагается прокомментировать те визитные карточки, которые они получили, рассказав, чья эта визитка, чем отличается от других и что нового он узнал о человеке, подарившем ее. Ребята, получившие наибольшее количество визиток, скорее всего, являются эмоциональными лидерами отряда.

«Объявление в газету»

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Оборудование: Бумага для записи, ручки.

Содержание:

Участникам игры предлагается написать о себе объявление в газету. Написанное собирается ведущим и затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

«Узнай КТО»

Необходимые материалы: два комплекта карточек по количеству участников.

Содержание:

Первый – с именами литературных или кино героев из трех произведений (например, «Буратино», «Три мушкетера» и «Каменская»). Второй - карточки, на которых написаны те же имена и вопросы самого незамысловатого содержания. Например, «Мальвина. Какой у нее любимый цвет?». Сначала раздаются первые карточки, и дается задание, не называя себя выявить всех героев и собраться по группам – сказкам. Для усложнения можно ввести дополнительные условия «Мы на балу у графа Ростова» или «В маленьком кафе в Японии в 1945 году». После того, как ребята собрались по группам, нужно всем представиться и прикрепить карточки с именами в качестве визиток. Следующее задание нужно сначала объяснить, а потом уже выдать карточки из второго комплекта. Объяснение может быть следующим: «Сейчас каждый из вас получит новую карточку. На ней будет написано имя одного из присутствующих здесь героев. Ваша задача - выяснить тот вопрос, который уже написан на карточке, но сделать это нужно так, чтобы он не догадался, кто из участников должен был с ним побеседовать и какой из вопросов, заданных ему, главный. Не забывайте, что и с вами кто-то должен поговорить. По истечении 10 - 15 минут проводится обсуждение. Вопросы следуют в 5 таком порядке: как вы считаете, у кого в карточке было прописано Ваше игровое имя? Какой самый главный вопрос этот человек вам задал? Правильность ответов сразу же проверяется.

Игра на сплочение

«Вавилонская башня»

Цель: сплочение коллектива, выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Содержание:

Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения. Вожатый занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни.

Игра на выявление творческих способностей

 «Суета сует»

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы, выявление творческих способностей.

Содержание:

Всем участникам игры раздаются карточки, разделенные на 9 - 16 клеток, в каждой из которых записаны определенные качества, способности человека. ( Например, умеет танцевать, играет на гитаре, покорял вершины более 1000 метров, любит звезды и т.д. ) Чем неожиданнее будут определения, тем интереснее становится игра. Задача участников - записать в каждую клетку одного представителя отряда , обладающего данным качеством в большей степени, чем другими. Непременное условие - имена не должны повторяться. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.

Игра на выявление лидеров

«День рождения»

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в коллективе.

Содержание:

 Ведущий предлагает каждому подумать, и пригласить на свой импровизированный День рождения не больше 3-х гостей из отряда. Три четыре человека, набравшие наибольшее число голосов, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры. Ведущий предлагает каждому выбрать того именинника, к которому он желает пойти на День рождения. При этом уточняется, что если кто-то не пожелает пойти в гости ни к кому из именинников, он имеет на это право. Создаются разные по количеству микро группы. Им предлагаются для выполнения любые творческие задания. Пример: проведите с другими группами игру, которую вы могли бы провести на дне рождения у своих друзей.

Игры в помещении

«ЗВОНЯЩИЙ»

У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке . Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

 

«КОГО НЕТ?»

Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

 

«ЧТО Я БЕРУ С СОБОЙ ЗА ГРАНИЦУ?»

Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни. Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой .... Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: «Пропускаю". В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

Эстафета «Приделай нос снеговику»

 

На некотором расстоянии от играющих ставят две подставки, на них крепятся большие листы с изображением снеговиков. Место, где должен быть нос снеговика, обведено кружочком. Детям завязывают глаза. По сигналу они должны дойти до снеговика и приставить нос-морковку. Другие дети словами «Левее, правее, ниже, выше» могут координировать действия участников. Как только нос окажется в кружочке, участнику разрешается снять повязку и быстро вернуться к своей команде, передав эстафетную палочку-морковку следующему участнику эстафеты. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

 

СПОРТИВНЫЕ ЭСТАФЕТЫ

 

ЭСТАФЕТЫ БЕЗ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

 

БЕГ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Когда-то говорят, наши предки охотнее передвигались на четырех конечностях, чем на двух. Предложите участникам команд проверить, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: "бег на четвереньках головой вперед", "бег на четвереньках головой назад" (так передвигается рак) и "бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами". Последний самый сложный. Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. Победят каждый раз самые ловкие и быстрые.

 

НАЕЗДНИКИ

А в этой эстафете команда делится на пары. В каждой паре один будет "лошадью", второй "наездником". "Наездник" садится на "лошадь", как — это все равно, лишь бы ноги не волочились по земле. Старт! И "лошадь" устремляется вперед, стараясь не уронить седока. Поворот, путь назад, передача эстафеты... Побеждает команда, чьи "лошади" более быстрые, а "наездники" более "усидчивые".

 

ТАЧКА

В этой эстафете также нужна разбивка на пары. Одному из этой пары придется стать "тачкой" — реликтовым грузовым транспортом с одним колесиком и двумя ручками. Только здесь вместо колесика будут руки, вместо ручек — ноги. Итак, игрок — "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, в это время игрок — "водитель тачки" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка" готова к движению. Сигнал, и "тачка", двигаясь на руках, "доезжает" до поворотного флажка и возвращается назад, где к движению уже готова новая "тачка". Побеждают самые сильные и быстрые.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой. Такими близнецами в команде будет каждая пара. "Срастись" им придется спинами. Для этого нужно встать друг к другу спиной и крепко сцепиться руками. Бежать в таком положении можно только боком. Поэтому первая пара боком встает на линию старта, боком бежит и так же возвращается, передавая эстафету следующим "сросшимся близнецам". Спины игроков на протяжении всего бега должны быть плотно прижаты друг к другу. Победит наиболее согласованная и быстрая команда.

 

ЗМЕЙКА

В этой эстафете участвует сразу вся команда, кроме трех человек. Они встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга и... ничего не делают, просто стоят, как столбы. А остальная команда в это время превращается в "змею". Это легко: нужно выстроиться в колонну, и всем игрокам положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет "змеиной головой", замыкающий колонну — "хвостом". Змея готова к движению, а двигается она, как вы знаете, извиваясь. Нашей "змее" тоже придется извиваться, т.е. огибать игроков на линии эстафеты. Старт! "Змея" быстро двигается вперед, не толкая "столбы" и не разрывая на кусочки свое "туловище" огибает поворотный флажок и ползет, извиваясь, обратно. Победитель определяется по "змеиному хвосту", т.е. последнему участнику.


 

Методическое пособие "папка вожатого"

Методическое пособие "папка вожатого"

Главные цели детского оздоровительного лагеря

Главные цели детского оздоровительного лагеря

Возрастные особенности. Маленькие дети (4-8 лет)

Возрастные особенности. Маленькие дети (4-8 лет)

Организационный период смены лагеря

Организационный период смены лагеря

Краткое описание ситуации и ее участников

Краткое описание ситуации и ее участников

Игры организационного периода.

Игры организационного периода.

Объяснение может быть следующим: «Сейчас каждый из вас получит новую карточку

Объяснение может быть следующим: «Сейчас каждый из вас получит новую карточку

Непременное условие - имена не должны повторяться

Непременное условие - имена не должны повторяться

Эстафета «Приделай нос снеговику»

Эстафета «Приделай нос снеговику»

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021