Папка помощник это не заменимый материал для учеников с 1 по 4 класс. В папке собраны материалы, которые помогут детям на уроках русского языка. Во время грамматических разборов и при выполнении работы над ошибками. Материалы придуманы не мноя. я их собрала в одном месте, что значительно облегчает работу.
Папка помощник.docx
ФОНЕТИКАраздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударения,
слоги. В переводе с греческого языка звук, звучание.
План фонетического разбора.
1. Орфографическая запись слова.
2. Деление слова на слоги, ударение.
3. Транскрипция.
4. Характеристика всех звуков по порядку.
1) Согласный (звонкийглухой, парный непарный; твердыймягкий, парный
непарный).
2) Гласный (ударныйбезударный)
5. Количество букв, звуков, слогов. План разбора предложения:
1.Выдели основу предложения.
2. Определи вид предложения по цели высказывания.
3.Определи вид предложения по интонации.
4.Определи вид предложения по наличию
второстепенных членов предложения
(нераспространённые, распространённые)
5.Определи вид предложения по составу (сложное,
простое).
6.Составь схему предложения.
Виды предложений по составу:
Простые предложения одна грамматическая основа
Сложные предложения две и более грамматических
основ Им.сущ. изменяются по падежам и по числам.
Падежи:
Падеж.
Вопрос.
Предлоги.
Именительный
кто? что?
Родительный
кого? чего? От,до,с,из,из
за,без,около
Дательный
кому? чему? К,по
Винительный
кого? что?
Творительный
кем? чем?
Предложный
о ком? о
чем?
В
На
За
За,над,перед,
под,с
О,об,в,обо,на,
при
1 скл.
а
я
и
е
у
ю
е
Окончания.
2 скл.
о
е
а,
я
у
ю
а
я
о
е
и
и
3 скл.
нулевое
нулевое
е
и
Род имен существительных
Род постоянный признак имени
существительного
Склонение имен существительных Имя прилагательное.
Имя прилагательноечасть речи, обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Род, число и падеж им.прил. зависит от рода, числа и падежа им.сущ. Поэтому им.прил. изменяется по
числам, родам и падежам в зависимости от им.сущ.
В предложении чаще всего является определением.
Глагол.
Глаголчасть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что
делать? что сделать?
Изменяется по числам и временам:
настоящее
Думает
Думают
прошедшее
Думал
думали
Ед.ч
Мн.ч
В предложении чаще бывает сказуемым.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, в ед.ч по родам и лицам.
Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.
будущее
Будет думать
Будут думать
Ед.ч
у,ю
ешь
ет
Мн.ч
ем
ете
ут,ют
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Глаголы делятся на 2 спряжения.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Ед.ч
у,ю
ишь
ит
Мн.ч
им
ите
ат,ят
число
Ед.
Мн.
I I спряжение
I спряжение
Окончания глаголов I и II спряжений.
лицо
1 лицо
2 лицо
3 лицо
1 лицо
2 лицо
3 лицо
ет,ёт
ем,ём
ете, ёте
ут,ют
у,ю
ишь
ит
им
ите
ат,ят
у,ю
ешь,ёшь
Исключения: брить, стелить I спряжение.
Гнать, держать, вертеть, обидеть, слышать, видеть,
ненавидеть, дышать, смотреть, зависеть, терпеть I I
спряжение. Морфемный разбор (по составу)
План разбора:
Образец:
1.Окончание.
2.Основа.
3.Корень.
4.Приставка.
5.Суффикс.
Фонетический разбор
План разбора:
1.Орфографическая запись слова.
2.Деление слова на слоги, ударение.
3.Транскрипция.
4.Характеристика всех звуков по порядку.
*Согласный (звонкийглухой, парный непарный;
твердыймягкий, парный непарный).
*Гласный (ударныйбезударный)
5.Количество букв, звуков, слогов.
Образец:
Пе/нёк [п, и н, о к]
п [п,]согл.,глух.,парн., мягк., парн.
е [и]глас., безуд.
н [н,]согл., звон., непарн., мягк., парн.
ё [о]глас., уд.
к [к] согл.,глух.,парн., тв., парн.
5б., 5зв., 2сл.
Синтаксический разбор.
Образец:
На лесной опушке росла берёзка.
(Повест., невоскл., распрс.,простое).
[___ ____ ].
План разбора:
1.Запиши предложение.
2.Выдели основу предложения.
3.Определи вид предложения по цели высказывания.
4.Определи вид предложения по интонации.
5.Определи вид предложения по наличию
второстепенных членов предложения
(нераспространённые, распространённые)
6.Определи вид предложения по составу (сложное,
простое).
7.Составь схему предложения.
Морфологический разбор им.существительного.
План разбора:
Записать слово.
Вопрос, часть речи, н.ф. (слово в И.п. и ед.ч.)
1.П.п. одуш. или неодуш., собств. или нариц., род,
склонение
2.Н.п.падеж, число
3.Роль в предложение
Образец:
На стуле(на чём?) , сущ., стул
1.П.п. неодуш., нариц., м.р., 2скл.
2.Н.п.П.п., ед.ч.
3.Дополнение.
Морфологический разбор им.прилагательного.
План разбора:
Запись слова.
Вопрос.
Часть речи.
1.Начальная форма (И.п.,ед.ч.,м.р.).
2.Род(в ед.ч.).
3.Число.
4.Падеж.
5.Синтаксическая роль.
Образец:
Пушистая (какая?)прил.
1.Пушистый.
2.ж.р
3.ед.ч.
4.И.п.
5.Определение
Запись слова.
План разбора:
Образец:
Читала (что делала?)глагол
Морфологический разбор глагола Вопрос.
Часть речи.
1.Неопределенная форма (что делать? что сделать?)
2.Постоянный признак спряжение.
3.Непостоянные признаки – время, число, лицо (у
глаголов настоящего и простого будущего времени),
род (у глаголов прошедшего времени).
4.Синтаксическая роль
1.Читать
2.П.п. спр.
3.Н.п.пр.в., ед.ч., ж.р.
4. Сказуемое.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Большая буква в начале предложения.
Орфография
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную
букву.
Выпал снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок звонок
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Осина
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.
4. Мягкий знак, обозначающий мягкость.
Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Ель, тень, пень.
5. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Малыши, карандаши
6. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Дочка, речка, мощный
7. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.
Алфав`ит, `азбука, портф`ель
8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную,
обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады – сад; волна волны.
9. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную
или согласную.
Ягода, ягода, ягода.
Хоккей, хоккей, хоккей.
10. Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где
согласная произносится отчетливо.
Мороз – морозы;
Ягодка – ягода.
11. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Илья, Соловьев, Омск
12. Разделительный Ь.
Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную
букву.
Вьюга, листья, соловьи
Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.
13. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звездный – звезда;
Честный – честь
14. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Полетели, побежали, потянули.
15. Правописание предлога.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что
предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
Предлог это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.
Лодка отплыла от берега
16. Разделительный Ъ.
Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку,
подчеркни гласную.
Съест, объявления, объем.
Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.
17. Ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.
Луч (м.р.), шалаш (м.р.)
Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)
Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.
18. Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой
орфограммой.
Водовоз, самолет.
19. НЕ с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Гл. гл.
Не_пришел, не_выучил. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются:
нездоровится, негодовать и др..
20. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)
Падежи
Родительный падеж
Дательный падеж
Предложный падеж
1 склонение
–и (–ы)
–е
–е
2 склонение
3 склонение
–е
–и
–и
–и
21. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в
прилагательном.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем,
с шариком (каким?) синим.
22. Ь на конце глаголов 2го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)
Глаголы
2го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.
23. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную
перед ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1го спряжения
в окончании встречаем Е,
в глаголах 2го спряжения И
1е спряжение
Все глаголы НЕ на – ИТЬ
+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
Спряжение глаголов
2е спряжение
Все глаголы на – ИТЬ
+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,
СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,
И ТЕРПЕТЬ.
1е спряжение
–ЕШЬ
–ЕМ
–ЕТЕ
–УТ, – ЮТ
Личные окончания глаголов
2е спряжение
–ИШЬ
–ИМ
–ИТЕ
–АТ, – ЯТ
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)
24. Ь в неопределенной форме глагола.
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой
орфограммой.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.
–ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Пунктуация
25. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким
же знаком. Подчеркни знак препинания.
Слава нашей Родине ! Слава труду !
26. Однородные члены предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
О, О
О, а О
О, но О
О, да (= но) О
Знаки препинания при однородных членах
О и О
О да (=и) О
О и О,и О,и О
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
27. Обобщающее слово при однородных членах.
Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.
Знаки препинания
при обобщающем слове
О: О, О, О.
О, О, О – О.
На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.
28. Знаки препинания при обращении.
Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является
членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.
Знаки препинания при обращении
О!
О,
,О,
,О
Ребята, берегите учебники! О,
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Папка помощник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.