Предупреждение и коррекция нарушений письменнои речи у детей
Коноваленко, СЕВ, Коноваленко
Имя
Фамилия
Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнении для детей 6—9 лет
Введение
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьезные достижения как в ее теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе.
По
целому ряду объективных причин она становится все более острой, предСТаВЛЯЮЩеЙ
значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению
детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для
ее разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.
Освещению
в теории и на практике проблем, связанных с нарушениями письменной речи, путей
и способов их преодоления посвятили свои работы ряд ведущих специалистов нашей
страны в области психологии и логопедии: АО. ЛуриягЛ.Н. Ефименкова, ГА. Каше,
Р.И. Лалаева, НА. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, ЛО. Спирова и
др.
![]() |
Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого; речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов: хлопки, сжимание кулаков, выгибание и прогибание ладоней, топанье, рисование контуров букв в воздухе, на столе пальцами, ладонями, обведение контуров букв, штриховку карандашами и т.д., способствуют различению парных звонких — глухих согласных В — Ф на слух и в произношении и букв В — Ф на письме.
Значительное место в пособии занимают упражнения, развивающие непосредственно зрительное и слуховое внимание и память, тренирующие темп выполнения мыслительных операций, закрепляющие различные способы словообразования, обогащающие активный словарный запас, тем самым способствующие успешному овладению русским языком вообще и русской грамматикой в частности.
Все это
служит не только предупреждению нарушений письменной речи и неуспеваемости по
русскому языку, но может использоваться для их устранения как в индивидуальной, так и в
групповой работе с дисграфиками (преимущественно акустическая и аграмматическая
дисграфия) разного возраста.
Продолжительность занятий определяет педагог в зависимости от возраста детей и уровня их развития (от 15 до 30 минут).
Приложи ладонь к горлу. Несколько раз по очереди произнеси звуки В — Ф. При произнесении какого звука горло дрожит? (В.) При произнесении какого звука горло не дрожит? (Ф.)
![]() |
![]() |
«Напиши» ладонями в воздухе сначала букву В, затем букву Ф.
Обведи контуры букв В и Ф каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку
буквы В синим карандашом, а буквы Ф голубым по образцу.
![]() |
|||
![]() |
|||
«Нарисуй» буквы В и Ф в воздухе каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы В синим карандашом, а буквы Ф — голубым по образцу.
Повтори слоговые ряды.
Ва-во-ву-вы |
фа-фо-фу-фы |
во-ву-вы-ва |
фо-фу-фы-фа |
ву-вы-ва-во |
фу-фы-фа-фо |
вы-ва-во-ву |
|
Прочитай слоги в таблице. Найди и прочитай, сопровождая счётом, сначала слоги с буквой В, затем — с буквой Ф. Образец: один — ва, два — во, три — вы... Направление чтения указано стрелкой.
ва |
фо |
фы |
во |
фу |
вы |
|
фу |
вы |
ва |
фы |
ву |
фа |
фо |
во |
|
ву |
фо |
фы |
вы |
фу |
фы |
ву |
фа |
вы |
фо |
ва |
во |
1 2 з
4
Рассмотри и назови картинки: сначала на звук В, а батем на Ф. Определи место звуков В, Ф в каждом слове.
з
О Припомни и назови картинки из упражнения 9 (с. З). Что изменилось? Какие картинки исчезли? Какие появились?
11 Рассмотри картинки ещё раз. Какая из них «лишняя»? Подчеркни её и объясни, почему она не подходит к семи другим? (Фартук. В этом слове есть звук Ф.)
Игра
«Назови ласково». Назови картинки. Образуй от этих слов слова с уменьшительно-ласкательным
значением. Образец: тыква — тыковка.
4
13 Внимательно рассмотри и назови картинки. Вспомни и назови картинки из упражнения 9 (с. З). Какие картинки исчезли, какие остались, а какие появились?
14 Определи, какая картинка здесь «лишняя». Подчеркни её
и объясни, почему она не подходит к восьми другим?
15 Повтори слоговые ряды.
Во-фо-во |
фо-фо-во |
фо-во-во-фо |
во-фо-фо |
фо-во-фо |
во-фо-фо-во |
во-во-фо |
фо-во-во |
во-во-фо-во |
16 Рассмотри картинки. Назови их. Если в названии картинки есть звук В, хлопни, если звук Ф — топни.
17 Назови картинки ещё раз. Определи место звуков В, Ф в каждом слове.
18 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами фонарь, воробей, ворона.
2. ВА, ФА в середине и конце слова
Повтори слоговые ряды.
Ва-ва-фа |
фа-ва-ва |
фа-ва-фа-ва |
ва-фа-ва |
фа-ва-фа |
ва-фа-фа-ва |
ва-фа-фа |
фа-фа-ва |
ва-фа-ва-фа |
Послушай слова. На ВА в середине слова прижми ладони к столу, на ФА в середине слова сожми кулаки.
Авария |
товар |
заварка |
отвага |
скафандр |
диван |
повар |
перевал |
кефаль |
сарафан |
кавалерия |
|
кровать |
подвал |
наковальня |
эвакуация |
самовар |
караван |
целлофан |
болван |
овал |
арфа |
сервант |
трафарет |
лаваш |
аквариум |
увалень |
кувалда |
З Рассмотри, назови и запомни картинки. Закрой страницу. Назови сначала картинки на звук В, потом на звук Ф.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами аквариум, кровать, арфа.
Вставь в слова пропущенные сочетания ВА или ФА. Прочитай получившиеся слова.
ак сло от
ал
л
разЛИНЫ по за ЛИНКа тра
посара кро ть ка от га тра
ль риха ренье рка
6 Припомни, назови и подчеркни родственные слова к слову варить.
З. ВО, ФО в середине слова
Повтори слоговые ряды.
Во-фо-во |
фо-во-во-фо |
во-фо-фо-во |
фо-во-фо |
фо-во-фо-фо |
во-во-фо-во |
во-во-фо |
фо-фо-во-фо |
во-фо-во-фо |
Послушай слова. На ВО в середине слова хлопни, на ФО в середине слова топни.
Магнитофон |
повозка |
диктофон |
трансформер |
овощевод |
удовольствие |
поговорка |
саксофон |
телефон |
симфония |
невольник |
перевод |
микрофон |
переговоры |
граммофон |
проводка |
подвода |
семафор |
Вставь в слова пропущенные ВО или ФО. Прочитай получившиеся слова.
х
передчик х
плажи
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами овощ, овощехранилище, овощерезка, овощевод. Почему они называются родственными?
5 Назови картинки. Определи место звука В или Ф в каждом слове.
4. Звуки В, Ф в начале слова
1 Вставь в слова пропущенную букву В или Ф.
одопой абРикаорота ольга анна а нера
онарь
ундук
ОЛНЫоротник арежкиантазия
орточкаальсокзал оздухУР гонуражка ысотаасонахтёр ыгода ахта
ОНТаНодолаз азелинЫДОХосток [З
облаантазёр одопад Лейболодоросли амилия ареникуксия ОЛОКНО ужеродитель оронка
ареньеыдра акел антасторчун улканорель
2 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами фантазия, фантазёр, фантазёрка, фантаст. Почему эти слова называются родственными?
(Э Внимательно послушай слова. Определи, какие из них являются родственными, а какие «лишние».
Вода водоросли подводник водичка подвода водяной наводнение водитель водица водопад завод водолаз
Проспрягай в настоящем времени
наливать воду во фляги и флаконы вручать флажок победителю эстафеты
Образец:
я наливаю воду во фляги... |
мы наливаем воду во фляги... |
ты наливаешь воду во
фляги... |
вы наливаете воду во фляги... |
он (она) наливает воду во фляги... (ф Повтори слоговые ряды. |
они наливают воду во фляги... |
Фна-фно-фну-фны |
вна-вно-вну-вны |
фно-фну-фны-фна |
вно-вну-вны-вна |
фну-фны-фна-фно |
вну-вны-вна-вно |
фны-фна-фно-фну |
вны-вна-вно-вну |
Послушай глаголы. Образуй от них существительные по образцу. Образец: враждовать — вражда.
Враждовать |
вручить |
влиять |
владеть |
фрезеровать |
внушать |
|
вливать |
вдохновлять |
фрахтовать |
вращать |
вложить |
Вставь в слова пропущенную букву В или Ф. При затруднениях проверь правильность правописания по словарю.
ЛОТИЛИЯ лейтист ластелин
ратарь рагмент ланель рейлина лейта учка
регат ранцуз лигель ластитель ламинго ЛОТОВОДЩ ремя
Образуй родственные слова от слова флот.
5. Звуки В, Ф в середине слова
1 Вставь в слова пропущенную букву В или Ф. При затруднениях проверь правильность правописания по словарю.
лита
шипровка
ращение непзгоды
2 Измени слова по образцу. Образец: конфликтный — конфликт.
Конфликтный |
лавровый |
ковровый |
африканский |
правдивый |
нефтяной |
павлиний |
неисправный |
отважный |
1 Вставь в слова пропущенные буквы В или Ф.
2 Подчеркни родственные слова к слову фотография.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами наводнение, павоДок, завоевание, водоворот.
4 Проспрягай в настоящем времени фотографировать дельфинов в дельфинарии
15
6. Словообразование различных частей речи
0) Послушай слова. Образуй от них прилагательные. Согласуй их с существительными в скобках и повтори получившееся словосочетание. Образец: торф — торфяной, торфяное озеро.
Торф |
волшебство |
|
нефть |
караван |
|
водитель |
фазан |
|
ворона |
|
водопровод |
выпуск |
|
сварка |
фраза |
|
подводник |
телефон |
|
магнитофон |
отвага |
|
война |
факел |
|
свобода |
завод |
|
овощ |
хоровод |
|
симфония |
вопрос |
|
трава |
слива |
|
фасоль |
волейбол — ... (команда) |
фанера |
|
футбол |
фронт |
|
комфорт |
фальш |
|
овал |
проворность — ... (малыш) |
|
вода |
варвар . (поступок) |
ф) Составь предложения с получившимися словосочетаниями (по выбору).
Образуй от данных существительных глаголы по образцу. Образец: фарш — фаршировать.
|
Фарш |
тревога |
восхищение |
|||
|
восхождение |
выдох |
воображение |
|||
|
волны |
вышивка |
война |
|||
|
покрывало |
вдохновение |
фантазия |
|||
|
выход |
взрыв |
выжидание |
|||
выдумка |
вывод |
фырканье |
|
|||
фотография |
плавание |
захват |
|
|||
воркование |
возмущение |
фасовка |
|
|||
восторг |
парковка |
воспитание |
|
|||
выкрик |
фальш |
торговля |
|
|||
разговор |
хвастун |
фокус |
|
|||
призыв |
конфликт |
вальс |
|
|||
штраф |
путешествие |
вой |
|
|||
рифма |
завоевание |
выступление |
|
|||
ворчание |
расставание |
проводы |
|
|||
продавец |
приветствие |
умывание |
|
|||
шлифовка |
выбор |
заварка |
|
|||
выпуск |
шифр |
уважение |
|
|||
одевание |
варенье |
вождение |
|
|||
взвешивание |
упаковка |
прививка |
|
|||
Составь предложения с образованными глаголами (по выбору). Образец: В лесу воют голодные волки. Запиши пять составленных предложений.
Проспрягай в настоящем времени восхищаться игрой волейболистов приветствовать победителей в соревновании
Образец:
я восхищаюсь игрой... |
мы восхищаемся игрой... |
ты восхищаешься игрой... |
вы восхищаетесь игрой... |
он (она) восхищается игрой... |
они восхищаются игрой... |
6 Образуй от данных слов существительные мужского рода, обозначающие людей по их занятиям. Образец: сварка — сварщик, волейбол — волейболист.
Сварка |
фокус |
волшебство |
волейбол |
футбол |
акваланг |
кавалерия |
вахта |
водопровод |
плавание |
вождение |
экскаватор |
захват |
фехтование |
овощеводство |
исследовать |
путешествовать |
фотографировать |
преподавать |
фантазировать |
воспитывать |
оформлять |
дрессировать |
владеть |
выдумывать |
переводить |
шифровать |
шлифовать |
продавать |
говорить |
ворчать |
завоевывать |
руководить |
Измени слова, образованные в упражнении 6, по образцу. Образец: факельщик — факельщица.
Слова для справок: сварщица, волейболистка, кавалеристка, пловчиха, захватчица; фокусница, футболистка, вахтёрша, водительница, фехтовальщица; волшебница, аквалангистка, водопроводчица, экскаваторщица, овощеводница; исследовательница, преподавательница, оформительница, выдумщица, шлифовальщица, ворчунья; путешественница, фантазёрка, дрессировщица, переводчица, продавщица, завоевательница; фотографистка, воспитательница, владетельница, шифровальщица, говорильщица, руководительница.
8
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами волшебница, футболист, фокусник, аквалангист.
Проспрягай в настоящем времени исследовать северные острова путешествовать по восточной Африке
Образец:
я исследую северные острова мы исследуем северные острова ты исследуешь северные острова вы исследуете северные острова он (она) исследует северные острова они исследуют северные острова
10
![]() |
11 Игра «Назови ласково». Образуй уменьшительно-ласкательные названия животных и их детёнышей (по картинкам из упражнения 10). Образец: ворона — воронушка, воронёночек.
12 Игра «Чей, чья, чьё?» Послушай слова. Образуй от них прилагательные по образцу. Образец: ворона — вороний (хвост), воронья (лапа), воронье (крыло). Справиться с заданием тебе помогут опорные существительные в скобках.
Ворона |
|
... (лапа), |
... (крыло) |
лев |
|
... (грива), |
... (ухо) |
|
... (писк), |
... (стая), |
... (крыло) |
скворец |
... (хвост), |
|
... (яйцо) |
корова |
... (хвост), |
|
... (мычание) |
дельфин |
... (хвост), |
... (голова), |
... (тело) |
овца |
... (загон), |
... (шерсть), |
... (блеянье) |
волк |
... (вой), |
... (стая), |
... (логово) |
буйвол |
... (хвост), |
... (нога), |
|
сова |
... (хвост), |
... (лапа), |
|
журавль |
... (клин), |
... (стая), |
... (гнездо) |
фазан |
... (хвост), |
... (лапа), |
... (перо) |
верблюд |
... (горб), |
|
... (ухо) |
медведь |
... (хвост), |
... (берлога), |
... (ухо) |
соловей |
|
... (лапа), |
... (пение) |
павлин |
... (хвост), |
... (лапа), |
... (перо) |
13 Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами верблюжонок, меДвежонок, львёнок, журавлёнок.
14 Измени словосочетания по образцу. Образец: крыло вороны — воронье (вороново) крыло.
Крыло вороны |
горб верблюда |
логово волка |
хвост павлина |
рога буйвола |
чириканье воробья |
молоко коровы |
стая пингвинов |
стая журавлей |
голоса дельфинов |
берлога медведя |
клюв пеликана |
шерсть овцы |
пение скворца |
грива льва |
хвост фазана |
трели соловья |
следы тетерева |
уханье совы |
лапа медведя |
7. Сомнительные согласные В, Ф в конце и в середине слова
ЗапоМни!
Звук В в конце слова оглушается и звучит, как звук Ф.
Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово. В проверочном слове после сомнительного согласного звука В или Ф должен стоять гласный звук.
1 Игра «Один — много». Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного. Образец: ми... — мифы, много мифов -• миф. После проверки вставь пропущенные буквы В или Ф.
жира шлей рука фотогра
(ф Игра «Назови ласково». Измени каждое слово по образцу для проверки
сомнительного согласного. Образец: пи... — пуфцк пуф. После проверки вставь
пропущенные буквы В или Ф. пуп голь
тете ре остро
Образуй от каждого слова глагол для проверки сомнительного согласного. Образец: клё... — клевать клёв. После проверки вставь пропущенные буквы В или Ф.
Клё штра нары проры
Запомни!
В середине слов звук В может оглушаеться. Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово, в котором после сомнительного согласного стоит гласный звук.
4 Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного. Образец: я...ка — явиться явка; ва...ли вафельки -» вафли; ле...ша — левый левша; гра...ство — много граф№ графский. После проверки вставь пропущенные буквы В или Ф.
бро
упакоприста достатрениро шлифО ка
подко
ка
Образуй от каждого прилагательного существительное для проверки
сомнительного согласного. Образец: ше...ский шефский. После проверки вставь
пропущенные буквы В или Ф. скипский
ский филос-0 ский ская Не ский
Послушай слова. Замени букву В на Ф и наоборот. Впиши в каждую клетку нужную букву. Прочитай слова парами.
Сова дрофа — дро а
олифа — оли а вол -2ол
винт -2инт фас -дас
фата“
ворс |
-оорс |
фон |
-дон |
ваза |
-паза |
Ваня |
-ааня |
ванты-2анты
Не подглядывая, вспомни и назови пары слов.
Составь и запиши предложения с парами слов из упражнения 1 (по выбору). Образец: В лесу по ночам ухает сова. В мебельном магазине проДаётся софа.
9. Анаграммы* с буквами В, Ф
1 Измени порядок букв или слогов в
каждом слове и запиши новые слова. При затруднениях используй слова-подсказки
для справок.
Образец: зов — воз. Прочитай пары слов.
зов лов вес арфа форт право фарш |
|
|
норов выбор навес рывок навоз вывоз варан |
|
фирма |
|
вилка дави |
|
|
Висла |
|
фанат |
|
|
вена |
|
фанза |
|
|
лавр |
|
овин |
|
Слова для справок: воз, вол, сев, фара, торф, повар, шарф, рифма, нива, слива, Нева, рвал; ворон, обрыв, весна, ковры, вазон, вызов, навар, лавки, дива, фанта, фазан, вино.
Составь предложения с парами слов из упражнения 1 (по выбору). Образец: По первому зову я готов помогать своим Друзьям. Купец привез товары на ердц.
* Анаграмма — слово или словосочетание,
образованное перестановкой букв или слогов.
10. Восстановление деформированных слов
Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке (с опорой на картинки). Образец: раж, фу, ка — фуражка. Соедини каждое слово с подходящей картинкой.
ра, Фан, са ре, де, во фор, чка, то
Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке. Образец: на, кар, вал — карнавал.
На, кар, вал |
во, по, рот |
ва, га, от |
фла, го, мин |
сы, во, ло |
фа, ка, бри |
ва, ант, ри |
сво, да, бо |
ка, вор, син |
лей, бол, во |
хо, вод, ро |
на, Фо, ри |
ки, силь, ва |
вол, ник, шеб |
та, Фан, зёр |
пад, во, до |
ма, фор, се |
вол, и, га |
ло, ва, го |
со, ка, вуш |
ле, фон, те |
фор, то, све |
до, во, росль |
граф, то, фо |
11. Головоломки со словами на В, Ф
Подбери к началу каждого слова подходящий конец — -ВА или -ФА. Образец: тра... — трава.
(Э Подбери к концу каждого слова подходящее начало — ВА- или ФА-. Образец: ...кт — факт.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами тыква, варежка, корова, факел.
27
4 Найди на каждой строчке слова с буквами В, Ф. Слова с буквой В подчеркни синим карандашом, с буквой Ф — голубым.
л |
З |
а |
|
у |
х |
С |
е |
й |
Ф |
|
т |
м |
в |
ш |
Л |
О |
к |
п |
В |
о |
Л |
н |
|
т |
в |
Х |
н |
ж |
|
у |
|
|
|
а |
в |
и |
х |
п |
с |
в |
ш |
Ф |
|
у |
|
т |
о |
м |
я |
ф |
е |
|
|
у |
М |
Н |
ы |
|
т |
о |
В |
о |
Щ |
к |
ф |
ч |
ы |
|
и |
Д |
р |
М |
О |
э |
х |
л |
ю |
|
|
т |
|
о |
л |
п |
Д |
о |
|
|
у |
Х |
н |
В |
а |
Л |
ь |
с |
|
о |
|
т |
п |
|
|
р |
с |
Х |
к |
М |
О |
е |
в |
ч |
щ |
|
а |
З |
|
|
|
Н |
о |
ж |
ц |
Ш |
|
р |
ф |
З |
|
Н |
|
у |
в |
с |
ф |
ы |
|
д |
и |
в |
О |
р |
О |
н |
|
т |
с |
Л |
а |
ц |
|
|
|
Г |
к |
д |
|
о |
В |
|
т |
б |
|
|
ч |
и |
в |
я |
ж |
ю |
В |
о |
Л |
к |
ы |
|
Г |
н |
х |
ф |
|
|
т |
И |
к |
п |
щ |
л |
ю |
м |
|
у |
Д |
о |
|
а |
м |
и |
л |
и |
Я |
О |
В |
ж |
ш |
й |
С |
а |
с |
п |
и |
С |
о |
В |
у |
Ш |
к |
а |
|
|
|
Т |
а |
|
|
|
т |
а |
з |
и |
Я |
к |
д |
В |
ы |
с |
ж |
э |
ю |
щ |
с |
Ц |
е |
я |
В |
О |
р |
о |
|
е |
Й |
Ч |
а |
й |
Прочитай найденные слова ещё раз. Закрой страницу. Назови по памяти сначала слова на звук Ф, затем — на В.
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами овощ, фрукт, фамилия.
Запиши слова, заменив букву В квадратом, а букву Ф — треугольником. Образец: вол — Дол, фрукт — Друкт.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
двор
завод звук
туфли
Запиши слова под диктовку, заменяя буквы В, Ф условными обозначениями: В — квадратом (П), Ф — треугольником (Д).
Вальс, фото, воск, мифы, сарафан, флот, ваза, звон, совы, флокс, кофта, риф, фронт, фургон.
29
Отгадай и запиши слова, заменив условные обозначения буквами: квадрат (Ш) — буквой В, треугольник (Д) — буквой Ф.
|
|
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
ДУДаЙка
ДОСДОР ДотограД
оадли
волшебство —
ДаРДОР
ДанДары
Закрой страницу. Припомни и назови, не подглядывая, как можно больше слов с двумя закодированными буквами.
зо
12. Кроссворды на В, Ф
1 Отгадай по опорным согласным и впиши в клетки кроссворда названия птиц по горизонтали и прочитай название птицы в выделенной колонке по вертикали.
Название какой птицы получилось в выделенных клетках? Какая из птиц «лишняя»? Почему? (Ворон. Это зимующая птица.)
З Припомни только перелётных птиц. Впиши в клетки кроссворда их названия (с опорой на буквы В, Ф).
Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами жаворонок, иволга.
5 Припомни название зимующей птицы из упражнения 1. Образуй от этого слова родственные слова.
31
Использованная литература
1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. — М. : Просвещение, 1985.
2. Каше, ГА. Подготовка к школе детей с
недостатками речи / ГА. Каше.
М. : Просвещение, 1985.
З. Коноваленко, СВ. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше / Светлана Коноваленко. — М. : Эксмо, 2002.
4. Коноваленко, СВ. Как подготовить ребенка к школе / Светлана Коноваленко. — М. : Эксмо, 2004.
5. Коноваленко, ВВ. Родственные слова : выпуск 1, 2 / В.В. Коноваленко. — м. : гном и д, 2005.
6. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб. • союз, 2003.
7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики
логопедии / Р.Е. Левина.
М. : Просвещение, 1968.
8. Ожегов, СИ. Словарь русского языка / СИ. Ожегов ; под редакцией Н.Ю. Шведовой. — М. : Русский язык, 1986.
9.
Парамонова,
Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л.Г. Парамонова.
СПб. : союз, 2004.
10. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии / Л.Г. Парамонова. — СПб. : Союз, 2004.
11. Рау, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников / Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. — М. : Просвещение, 1969.
12. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. — М. : Владос, 1995.
13. Словарь сочетаемости слов русского языка. Существительные. Прилагательные. Глаголы / Государственный институт русского языка им. АС. Пушкина. — М. : Астрель, 2002.
14. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова : в 4 т. — М. : Советская энциклопедия, 1947.
15. ЭДигей, ВБ. Учись читать, малыш! / В. Эдигей. — Киев : Гранд, 1994.
16. ЭДигей В.Б. Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники чтения / В.Б. Эдигей. — М. : Просвещение, 1997.
17. ЭнциклопеДический словарь : в З т. — М. : Большая советская энциклопедия, 1953.
32
удк 376.1-053.264 ББК 74.3
Серия «ПреДупрежДение и коррекция нарушений письменной речи у Детей»
Коноваленко, ВВ.
Кб4 Парные звонкие — глухие согласные В — Ф. Альбом графических, фонематических и лексикограмматических упражнений для детей 6—9 лет / ВВ. Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М. • Издательство ГНОМ, 2012 32 с. — (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей).
lSBN 978-5-91928340-9
Пособие носит чисто практический характер (оно основано на опыте работы по предупреждению и коррекции дисграфии с детьми 6—9 лет) и состоит из графических, фонематических и лексикограмматических упражнений на различение звуков В — Ф на слух и в произношении и букв В — Ф на письме. Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными В — Ф.
Предназначено преимущественно для индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей (2—3 человека) и может использоваться как педагогами (логопедами, учителями, гувернерами), так и родителями.
удк 376.1-053.264 ББК 74.3
© Коноваленко ВВ., Коноваленко СВ., 2009 lSBN 978-5-91928-340-9 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2012
ИзДание разВиВающего обучения
Коноваленко Вилена Васильевна
Коноваленко Светлана Владимировна
Парные звонкие — глухие согласные В — Ф
Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для Детей лет
Редактор — НЕ. АрбекоВа
Иллюстрации и обложка — ДР. КуДрякоВ
Оригинал-макет — НМ. КуДрякоВа
Подписано
в печать 26.06.2012. Формат 70х100 1/16. Усл. печ. л. 2,60.
Тираж З 000 экз. Заказ № 718
Сертификат соотВетстВия № РОСС RU.AE51.H15063 от 25.01.2011.
ООО «Издательство ГНОМ». 107076, Москва, ул. Стромынка д. 18, корп. 13
Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46. Эл. почта: gnom logoped@newmail.ru Сайт: gnomlogoped.ru
Отпечатано в ОАО «Фабрика офсетной печати №2».
141800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Московская, д. З.
Издательство «ГНОМ»
комплект пособий
«Домашние тетради для закрепления произношения звуков»
Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц
Домашняя тетрадь № 2 для закрепления произношения свистящих звуков е , 3'
Домашняя тетрадь № З для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж
Домашняя тетрадь № 4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ
Домашняя тетрадь № 5 для закрепления
произношения звука Л
Домашняя тетрадь № 6 для закрепления произношения звука Л
Домашняя тетрадь № 7 для закрепления произношения звука Р
Домашняя тетрадь № 8 для закрепления произношения звука Р
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетраДей для закрепления произношения зВукоВ у дошкольников
Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей литературы вы можете приобрести на специализированной выставке-продаже
lSBN 978-5-91928-340-9
9 785919 283409 >
«ДОШКОЛЬНИК» по адресу:
107076, Москва, ул. Стромынка, д. 18
Помещение
копировального центра Проезд: ст.м. Сокольники, авт. 265, 716, тр. 7, трол. 14, 32, 41 до ост. «Депо им.
Русакова. Академия приборостроения»
Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46 Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru
Сайт: gnomlogoped.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.