ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Игнатьева Елена Сергеевна, преподаватель
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский машиностроительный колледж»
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это та неустанная работа, которая должна проводиться не только во внеурочное время, но и на уроках.
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
1) через содержание образования;
2) через методы и формы обучения;
3) через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Например, на уроке может быть сделано сообщение исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы). Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование задач на военную тематику.
Цель исследования: показать возможности обучения и патриотического воспитания студентов СПО на уроках математики с использованием исторического материала о Великой Отечественной войне.
Задачи исследования
- изучить исторический материал о Великой Отечественной войне;
- провести анализ задач, содержащих военную тематику;
- представить примеры математических задач связанных с тематикой Великой Отечественной войны;
- пропагандировать использование похожих задач на уроках математики.
Данная тема актуальна, так как в задачах приведены реальные цифры, даты, имена, названия, которые помогут студентам расширить свои знания о Великой Отечественной войне.
Объект исследования: задачи о Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: математики и математика в Великой Отечественной войне.
Методы исследования: изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет. Анализ и систематизация материала.
Рассмотрим конкретные задачи, которые можно использовать при изучении тем: «Теория вероятности», «Многогранники», а так же при подготовке к ЕГЭ по математике.
Задача № 1. В великую Отечественную войну на одном из заводов за несколько часов было выпущено 160 винтовок, среди которых 16 – с дефектами. Найдите вероятность того, что солдату попадется качественная винтовка.
Задача № 2. Во время наступательной операции бригада солдат разделилась на три батальона: первый батальон составлял 450 бойцов, другой на 130 бойцов меньше, а в третьем батальоне солдат было в 2 раза меньше, чем в первом и во втором вместе взятых. Какова общая численность бригады солдат?
Задача № 3. Танк Т-34 , выехав из Курска к Прохоровке со скоростью 50 км/ч, добрался до места сражения за 2,5 часа. За какое время доберется до Прохоровки танк ИС-76, скорость которого равна 31,25 км/ч, если встретив сопротивление на полпути к цели, ему пришлось возвращаться к Курску и начинать движение заново? (Считать, что на всем пути, скорость танка была постоянной).
Задача № 4. В начале войны бюджет одной из противоборствующих сторон составлял один миллиард долларов. Сколько оставалось средств в бюджете, если в ходе войны страна выделила 25% средств из бюджета на покупку танков Т-275 «Рогатка», 30% на покупку противотанковых ракет «Метис» и 50% оставшихся денег на покупку самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика»?
Задача № 5. (Геометрическая задача) Сечение окопа – равнобедренная трапеция, нижнее и верхнее основания которой равны 60 см и 180 см соответственно. Найти объем грунта, который нужно вырыть из земли, если длина окопа должна равняться 155 метрам, а боковая сторона трапеции равна 1 метру.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.
Библиографический список
1. Энциклопедия для детей. Том 11 «Математика». М. Д. Аксенова. Издательство: «Аванта+» 1998 год.
2. Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А. П.. Издательство: «Педагогика», 1989 год.
3. Современная иллюстрированная энциклопедия «Математиков и информатиков». А. П. Горкин. Издательство: «РОСМЕН», 2007 год.
4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе». Е. Букимов. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год.
5. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.:Наука, 1983
6. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.