Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, выраженная не только в социальном, но и в духовно – нравственном, военно–идеологическом, культурно-историческом и других аспектах.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела в наше
разработана
время государственное значение, вследствие чего была
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20112015 гг.»
Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, выраженная не
только в социальном, но и в духовно – нравственном, военно–идеологическом,
культурноисторическом и других аспектах.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях
любовь к Родине и семье, формировать у них такие черты характера, которые
помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны,
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице,
городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным
ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная
жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим,
чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с
привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему
нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением
может только человек, не понимающий потребности детства».
1Основная цель патриотического воспитания это воспитание гуманной,
духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России,
патриотов своего Отечества.
Чтобы ее реализовать, мною были поставлены следующие задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу;
формирование у детей чувство любви к Родине на основе приобщения к
родной природе, культуре и традициям;
воспитание уважения к труду людей;
расширение представлений о России, городах России, их символики;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу
соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам
Российской Армии.
формирование чувства толерантности – уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту. Свою работу с детьми старшего дошкольного возраста
строю в соответствии с перспективным планированием, составленным по
блокам.
1 блок. «Моя семья». Воспитание любви и привязанности к своей семье,
родному дому, своим близким, я стараюсь прививать через систему работы с
родителями. Родители совместно с детьми оформляли альбомы «Моя семья»,
активно участвовали в семинарепрактикуме для родителей «Генеалогического
древо», что способствовало составлению рассказов о своей семье, своей
родословной. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у
них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись
представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
2Родители проявили заинтересованность в составлении рассказов вместе с детьми
по темам: «Как мы отдыхаем», «Что мы делаем вместе», «Кто что любит в
нашей семье» с использованием фотоальбомов. Через сюжетноролевые игры
«Мой день рождения», «В гости к бабушке» закрепляли опыт поведения в
семье. В группе с детьми рассматривали картины «Бабушкины помощники»,
«Семья», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом,
играли в дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что у
вас?»). Оформили выставку семейных альбомов «Семейные традиции»,
«Профессии родителей», «Один день из жизни семьи», «Как мы отдыхали
летом». Благодаря этому у детей воспитывалось гуманное отношение к членам
семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях.
2 блок «Мой любимый детский сад». Прежде чем ребенок научится
сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться дружить и
уважать окружающих его людей и сверстников. А для этого ребенка надо
научить уже с детства волноваться чужим печалям, чувствовать радости
другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь людям. Поэтому я в
своей работе большое внимание уделяю социальному и эмоциональному
развитию личности ребенка, стараюсь создать психологически благополучную
среду в группе, где ребенок находится весь день. Основной задачей считаю:
воспитание толерантного отношения детей друг к другу и к лицам других
национальностей. В результате такой работы дети становятся более чуткими,
отзывчивыми, не проявляют агрессию. В своей работе создаю специальные
ситуации, позволяющие каждому ребенку проявить независимость своих
уважительное отношение к мнению других;
суждений,
принимать
самостоятельные решения; не допускать подавления, ущемления личного
достоинства одних детей другими.
Через игры, экскурсии, прогулки, занятия знакомлю детей с детским садом
и его сотрудниками, учу ориентироваться в помещениях детского сада,
3здороваться и прощаться с педагогами, бережно относиться к игрушкам и
книгам, поддерживать порядок в группе. Приобщая к мероприятиям, которые
проводятся в детском саду, учу соблюдать правила уличного движения и
технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, быть
внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Итогом работы
по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский
сад».
3 блок «Родной город».
Знакомство детей с родным городом, его
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой
деятельностью людей, живущих в Михайловке, провожу через посещение
музеев, библиотеки, выставочного зала, знакомство с достопримечательностями,
улицами родного города. Чтобы полученные впечатления остались в детских
сердцах, оформляю альбомы «Достопримечательности родного города»,
«Улицы нашего города», провожу конкурс рисунков «Мой любимый дворик»,
«Город мой родной». Дети любят составлять небольшие описательные рассказы
– этюды, маленькие сочинения о природе, родном городе: «Ромашки», «Ветка
сирени», «Наше поле», «Наш сад осенью», «Наша речка», и т. д. Эти рассказы
дети записывают вместе с родителями в своих книжкахмалышках.
4 блок «Наша Родина Россия». В старшем дошкольном возрасте
расширяются представления о значении государственных символов России,
воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской
Федерации («Государственные символы»). Знакомлю детей со столицей нашей
Родины – Москвой, областным центром и другими городами России,
знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Герои России»). Планирую
занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это беседы
о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с
хохломской росписью, дымковских игрушек, рассказывание сказок народов
России. Знакомлю детей с пословицами и поговорками. Рассказываю детям, что
4народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень,
восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняю детям, когда уместно
использовать поговорку и пословицу. С традициями и обычаями русского
народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Торопись честной
народ, тебя ярмарка зовёт!», «Пасха. Красная горка», «Алёнушкины сказки»,
«Здравствуй, золотая волшебница Осень» и т. д. Быть гражданином, патриотом
— это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к
своему Отечеству, гордости за свою страну сочетается с формированием
доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку
в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Работу по
данному направлению решаю через проектную деятельность, НОД «Путешествие
по городам России», «Главный город страны», «По историческим местам
Волгограда».
5 блок «Твои защитники». Расширяя представление детей о защитниках
Отечества в разные исторические эпохи, углубляю их знания о Российской
армии, воспитываю уважение к мужеству русских солдат. Стремление к
создаёт
героическому,
благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким,
естественное желание подражать военным,
как солдат: сильным, смелым, выносливым, ловким». Воспитывая в детях
уважение к подвигу земляков михайловцев в годы Великой Отечественной
войны, мы возлагаем цветы к обелиску «Вечный огонь». Дети вместе с
родителями принимают участие в различных выставках «Герои живут среди
нас», «Защитникам Сталинграда», «Вечная память героям».
На утренники, праздничные концерты («День Победы!», «День защитника
Отечества») приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, солдат
Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и
праздничные открытки для ветеранов, воинов. В группе создан патриотический
уголок с символикой нашей страны, нашего края – Волгоградской области, г.
Михайловки, дети занимаются коллекционированием: собирают значки, детские
5книги о подвигах героев. Я считаю, что данная система работы помогает
сформировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у
дошкольников, что ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина
своей страны.
Литература:
1. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П.
Ватаман. Волгоград, 2008.
2. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина.
М. , 2005.
3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Л.А.Кондрыкинской. М.,
2006.
4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. –
М., 2008.
5. Жуковская, Р.И., Виноградова, Н.Ф., Козлова. С.А. Родной край / Р.И.
Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова М., 1985.
6. Иванова, Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая
группа / Т.В.Иванова. Волгоград, 2008.
6