Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • Семинары
  • doc
  • 20.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, выраженная не только в социальном, но и в духовно – нравственном, военно–идеологическом, культурно-историческом и других аспектах. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Иконка файла материала Вдовикина_Patriot_vospit.doc
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Идея   воспитания   патриотизма   и гражданственности приобрела     в   наше   разработана время   государственное   значение,   вследствие   чего   была   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011­2015 гг.» Патриотизм     рассматривается   как   важнейшая   ценность,   выраженная   не только в социальном, но и в духовно – нравственном, военно–идеологическом, культурно­историческом и других аспектах. Актуальность   проблемы заключается   в   том,   что   современные   дети   мало знают   о   родном   городе,   стране,   особенностях   народных   традиций,   часто равнодушны   к   близким   людям,   в   том   числе   к   товарищам   по   группе,   редко сострадают чужому горю.   Задача   педагогов   и   родителей   –   как   можно   раньше   пробудить   в   детях любовь к  Родине и семье,   формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу,     формировать   чувство   гордости   за   достижения   страны,   любовь   и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».   1Основная цель патриотического воспитания   ­ это   воспитание гуманной, духовно   –   нравственной   личности,   достойных   будущих   граждан   России, патриотов своего Отечества. Чтобы ее реализовать, мною  были поставлены следующие задачи:   воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;  формирование   у   детей   чувство   любви   к   Родине   на   основе   приобщения   к родной природе, культуре и традициям;  воспитание уважения к труду людей;  расширение представлений о России, городах России, их символики;  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;  воспитание   чувств   патриотизма,   уважения   и   благодарности   к   подвигу соотечественников   в   годы   Великой   Отечественной   Войны,   к   воинам Российской Армии.  формирование   чувства   толерантности   –   уважения   к   другим   народам,   их традициям. Данные задачи я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Свою работу   с детьми старшего дошкольного возраста строю   в   соответствии   с   перспективным   планированием,   составленным   по блокам. 1 блок.   «Моя семья».  Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, своим близким, я стараюсь прививать через систему работы с родителями.   Родители совместно с детьми  оформляли  альбомы «Моя семья», активно участвовали в семинаре­практикуме для родителей  «Генеалогического древо»,   что   способствовало   составлению   рассказов   о   своей   семье,   своей родословной.   Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них   воспитывалось   гуманное   отношение   к   своим   близким,   уточнялись представления   о   занятиях   близких   людей,   семейных   историях,   традициях. 2Родители проявили заинтересованность в составлении рассказов вместе с детьми по темам: «Как мы отдыхаем», «Что мы делаем вместе», «Кто что любит в нашей  семье»  с  использованием   фотоальбомов.  Через   сюжетно­ролевые   игры «Мой день рождения», «В гости к бабушке» закрепляли опыт     поведения в семье.  В  группе   с  детьми   рассматривали   картины  «Бабушкины   помощники», «Семья», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом, играли в дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что у вас?»).   Оформили   выставку   семейных   альбомов   «Семейные   традиции», «Профессии   родителей»,   «Один   день   из   жизни   семьи»,   «Как   мы   отдыхали летом». Благодаря этому у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях. 2   блок   «Мой   любимый   детский   сад».  Прежде   чем   ребенок   научится сопереживать   бедам   и   проблемам   Родины,  он   должен   научиться     дружить   и уважать   окружающих   его   людей   и   сверстников.   А   для   этого   ребенка   надо научить   уже   с   детства   волноваться   чужим   печалям,     чувствовать     радости другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь людям. Поэтому я в своей   работе   большое   внимание   уделяю   социальному   и   эмоциональному развитию личности ребенка, стараюсь создать психологически благополучную среду в группе, где ребенок находится весь день. Основной задачей   считаю: воспитание   толерантного   отношения   детей   друг   к   другу   и   к   лицам других национальностей. В результате такой работы дети становятся более чуткими, отзывчивыми,   не   проявляют   агрессию.     В   своей   работе   создаю   специальные ситуации,   позволяющие   каждому   ребенку   проявить   независимость   своих   уважительное   отношение   к   мнению   других; суждений,   принимать самостоятельные   решения;   не   допускать   подавления,   ущемления   личного достоинства одних детей другими. Через игры, экскурсии, прогулки, занятия знакомлю детей с детским садом и   его   сотрудниками,   учу     ориентироваться   в   помещениях   детского   сада, 3здороваться   и   прощаться   с   педагогами,   бережно     относиться   к   игрушкам   и книгам, поддерживать порядок в группе. Приобщая к мероприятиям, которые проводятся   в   детском   саду,   учу   соблюдать   правила   уличного   движения   и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи,  быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.  Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад». 3   блок   «Родной   город».    Знакомство   детей   с   родным   городом,   его историей,   традициями,   достопримечательностями,   памятниками,   трудовой деятельностью   людей,   живущих   в   Михайловке,   провожу   через   посещение музеев, библиотеки, выставочного зала, знакомство с достопримечательностями, улицами родного города.   Чтобы полученные впечатления остались в детских сердцах,       оформляю       альбомы   «Достопримечательности   родного   города», «Улицы нашего города», провожу конкурс рисунков «Мой любимый дворик», «Город мой родной».  Дети любят составлять небольшие описательные рассказы – этюды, маленькие сочинения о природе, родном городе: «Ромашки», «Ветка сирени», «Наше поле», «Наш сад осенью», «Наша речка», и т. д. Эти рассказы дети записывают вместе с родителями в своих книжках­малышках. 4   блок   «Наша   Родина   ­   Россия».  В   старшем   дошкольном   возрасте расширяются   представления   о   значении   государственных   символов   России, воспитывается   уважительное   отношение   к   гербу,   флагу,   гимну   Российской Федерации («Государственные символы»).  Знакомлю детей со столицей нашей Родины   –   Москвой,   областным   центром   и   другими   городами   России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву»,  «Герои России»). Планирую занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это беседы о   русской   вышивке   и   кружевах,   рассматривание   и   описание   изделий   с хохломской   росписью,   дымковских   игрушек,   рассказывание   сказок   народов России. Знакомлю детей с пословицами и поговорками. Рассказываю детям, что 4народ   создал   меткие   короткие   выражения,   которые   высмеивают   лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняю детям, когда уместно использовать   поговорку   и   пословицу.   С   традициями   и   обычаями   русского народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Торопись честной народ, тебя ярмарка зовёт!», «Пасха. Красная горка», «Алёнушкины сказки», «Здравствуй, золотая волшебница Осень» и т. д.  Быть гражданином, патриотом —   это   непременно   быть   интернационалистом.   Поэтому   воспитание   любви   к своему   Отечеству,   гордости   за   свою   страну       сочетается   с   формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.         Работу по данному направлению решаю через проектную деятельность, НОД «Путешествие по   городам   России»,   «Главный   город   страны»,   «По   историческим   местам Волгограда». 5 блок «Твои защитники».  Расширяя представление детей о защитниках Отечества в разные исторические эпохи, углубляю их знания     о Российской армии,   воспитываю   уважение   к   мужеству   русских   солдат.       Стремление   к   создаёт героическому, благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким,   естественное   желание   подражать   военным, как   солдат:   сильным,   смелым,   выносливым,   ловким».     Воспитывая   в   детях уважение   к  подвигу   земляков  ­  михайловцев   в  годы   Великой   Отечественной войны,   мы   возлагаем   цветы   к     обелиску   «Вечный   огонь».   Дети   вместе   с родителями   принимают   участие   в   различных   выставках   «Герои   живут   среди нас»,  «Защитникам Сталинграда», «Вечная память героям».           На  утренники, праздничные концерты  («День Победы!»,  «День защитника Отечества»)   приглашаем   ветеранов   Великой   Отечественной   войны,   солдат Российской   Армии.   Дети   совместно   с   родителями   готовят   подарки   и праздничные открытки для ветеранов, воинов. В группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края – Волгоградской области, г. Михайловки, дети занимаются коллекционированием: собирают значки, детские 5книги о подвигах героев.        Я считаю, что данная система работы помогает сформировать   подлинно   гражданственные   и   патриотические   позиции   у дошкольников, что  ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Литература: 1.   Ватаман,   В.П.   Воспитание   детей   на   традициях   народной   культуры   /   В.П. Ватаман. ­ Волгоград, 2008. 2.  Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. ­ М. , 2005. 3.  Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Л.А.Кондрыкинской. ­ М., 2006. 4. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. – М., 2008. 5.   Жуковская,   Р.И.,   Виноградова,   Н.Ф.,   Козлова.   С.А.   Родной   край   /   Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова ­ М., 1985. 6. Иванова, Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа / Т.В.Иванова. ­ Волгоград, 2008. 6