Патриотическое воспитание в системе школьного образования.
Оценка 4.8

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
doc
технология
5 кл
12.05.2017
Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.
Представлена методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию на уроках технологии. Разработки уроков технологии. сценарии школьных праздников,разработки классных часов по патриотическому воспитанию.Представлены детские работы.Дети в нашей школе имеют возможность приобщиться к культурному наследию, проявить свои творческие способности и таланты. Несомненным остаётся тот факт, что грамотно выстроить и воплотить в жизнь такую систему воспитательной работы могут только профессиональные, подготовленные педагоги.Методическая разработка.
Духовно- нравственное воспитание.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа № 75 Красноармейского района  Волгограда»  ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ  Описание педагогического опыта Васильева Таисия Викторовна,  учитель технологии высшей категории Волгоград 2017 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... ГЛАВА   1.   НАРОДНАЯ   КУЛЬТУРА     ИСКУССТВО   КАК   РАЗВИТИЯ   НРАВСТВЕННОГО   И ВАЖНЕЙШИЕ   СРЕДСТВА     И   3стр. ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ …………………………. ГЛАВА 2.  СИСТЕМА  РАБОТЫ  ШКОЛЫ  ПО ДУХОВНО ­  НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.…………………………………… 9стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 14ст 5стр. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………… 15ст р ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 16ст р р 3 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, ­ не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у  доброте, милосердии, великодушии, молодых людей искажены представления  справедливости,   гражданственности   и   патриотизме.   Высокий   уровень ο преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах   приобрела   ориентация   молодежи   на   атрибуты   массовой   (часто низкопробной)   культуры,   снижение   истинных   духовных,   культурных, национальных   ценностей,   характерных   для   российского   менталитета. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.  Актуальность   проблемы   духовно­нравственного   воспитания   связана   с адаптацией   ребёнка   в   современном   мире.   Человек   живёт   и   развивается, окруженный   множеством разнообразных источников сильного воздействия на него ­   как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства   массовой   коммуникации   и   информации,   неорганизованные   события окружающей   среды,   которые   ежедневно   обрушиваются   на   неокрепший интеллект   и   чувства   молодого   человека,   на   его   формирующуюся   сферу нравственности. В   связи   с   этим   в   концепции   модернизации   российского   образования сформулированы   важнейшие   задачи   воспитания   школьников:   формирование гражданской   ответственности,   духовности   и   культуры,   инициативности, самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной   социализации   в обществе.   4 Педагогический   коллектив   нашей   школы   считает,   что   всестороннее развитие личности ребенка необходимо начинать как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры   старших,  простые   детские   песенки,  которые   ребенок   слушает   или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались  в семьях, где разговоры взрослых   оказывают   только   благотворное   влияние,   где   общая   атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем   возрасте   благоприятных   предпосылок   для   своего   развития,   как   они малокультурны.   Поэтому,   образовательная   школа   является   центром   в   духовно­ нравственном воспитании детей и подростков. Она призвана отвечать на запросы времени, разрабатывая инновационные системы, методы и формы воспитания. Этот   педагогический   комплекс   должен   конструктивно   влиять   на   учащихся, позволяя   им   строить   бесконфликтное   взаимодействие   с   окружающим   миром многонационального и многоконфессионального российского общества.  5 ГЛАВА   1.   ДУХОВНО   –   НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ   КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Духовность,   нравственность   —   базовая   характеристика   личности, проявляющаяся   в   деятельности   и   поведении.   Какова   же   сущность   основных понятий и факторы развития духовно­нравственного воспитания? В   повседневной   жизни   мы   постоянно   используем   многие   сочетания   со словами   «душа»,   «дух»,   «духовность»,   которые   отличаются   неясностью   и случайностью   в   содержании,   однако   в   современном   научно­педагогическом знании   эти   понятия   игнорируются   или   относятся   только   к   религиозным воззрениям.   Ключевым   понятием   для   поиска   новых   идей   в   духовно­ нравственном воспитании является понятие «духовность». В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и  действиях.  Она  определяет  степень овладения  людьми различными  видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д.  В   социологии,   культурологии,     публицистике   «духовностью»   называют объединяющие   начала   общества,   выражаемые   в   виде   моральных   ценностей   и традиций,   сконцентрированные,   как   правило,   в   религиозных   учениях   и практиках, а также в художественных образах искусства.  В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем в виду, прежде всего, его   нравственный   строй,   способность   руководствоваться   в   своем   поведении высшими   ценностями   социальной,   общественной   жизни,   следование   идеалам 6 истины,   добра   и   красоты...   Духовная   жизнь   человека   всегда   обращена     к обществу,   к   роду   человеческому.   Человек   духовен   в   той   мере,   в   какой   он действует   согласно   высшим   нравственным   ценностям   человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека". Каждый, кто посвятил свою жизнь воспитательной работе с детьми, наверное, согласится, что именно духовные проблемы  являются наиболее сложными. Достижение успехов на этом пути не только убеждают в значимости созидания, но и вселяют уверенность в своих личных потенциалах, усиливают веру в сотрудничество с партнёрами. Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.   Ожегова,   то   она   представляет   собой   внутренние,   духовные   качества, которыми   руководствуется   человек;   этические   нормы;   правила   поведения, определяемые   этими   качествами.   Как   видим,   в   этом   определении   понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Нравственность – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных ценностей, требований   к   себе,   другим   и   перспектива   совершенствования.   Придание инновационным   процессам   в   образовании   духовного   характера   является первоочередной задачей, так как состояние современного российского общества характеризуется не столько кризисом экономическим и политическим, сколько кризисом духовным. Преодолеть его можно лишь на трудном пути восхождения к   нашим   духовным   истокам,   уделяя   особое   внимание   разработке  системы внеурочной деятельности. Проблема   развития   нравственной   и   духовной   культуры   общества   в настоящее время стоит чрезвычайно остро и в связи с этим совершенно очевидна необходимость   обращения   школы   к   культуре   и   искусству   как   одним   из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.   Расслоение   современного   российского   общества   по   социальному, национальному   и   конфессиональному   признаку   создают   определённые 7 трудности   в   воспитании   нравственно­духовных   ориентиров   у   подрастающего поколения. Соглашаясь с тем, что Духовно­нравственное воспитание базируется на   изучении   социокультурного   опыта   предшествующих   поколений, представленного   в   культурно­исторической   традиции,   мы   в   своей   работе предлагаем   проведение   фестивалей,   праздников,   конкурсов   национальных культур и традиций. Проведение конкурсов исследовательских работ  учащихся «Кухня народов России», «Национальные обряды», «Национальный костюм»  и т. д.   Система   ценностей,   традиции   складывалась   на   протяжении   многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России. Это то, что принято называть культурой. Культура основывается на добытых человечеством знаниях, накопленном жизненном   опыте,   выработанных   в   естественно   ­   историческом   развитии умениях   и   навыках,   на   сформированных   у   людей   способностях   не   только потреблять   накопленное   и   созданное   предшествующими   поколениями,   но   и создавать   и   творить   новое.   Понятие   культура   не   сводится   лишь   к   сумме   а   предполагает накопленных   материальных   и   духовных   ценностей, формирование   у   новых   поколений   людей   способности   быть   творцом     новых систем отношений людей друг к другу; новых систем общественных отношений, опирающихся   на   самое   главное   предназначение   культуры:   культивирование, возделывание   всего   того,   что   постоянно   улучшает,   облагораживает   жизнь человека, делает ее более свободной, благополучной, счастливой, продуктивной и   ответственной,   то   есть   жизнетворческой,   а   не   жизнеразрушительной. Проводником  в такой деятельности может и должно выступить искусство.  Искусство порождено потребностью, сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности   человека.   При   этом   передается,   а   стало   быть,   и художественно   воплощается   жизнедеятельность   лишь   общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в 8 своем художественном содержании, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир.  Ориентация   на   традиционную   народную   культуру   ­   заметная   черта современного   социокультурного   процесса   в   целом.   В   ней   реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно­исторического пути, в чувстве   укоренённости   на   некотором   своем   социальном   и   культурном пространстве;   на  своей   земле,  потребность   в  идентификации   своей   судьбы  с этой   землей,   страной,   религией,   с   ее   прошлым,   настоящим,   будущим   и применительно   к   той   области   народной   культуры,   которая   по   традиции   фольклором   и   ассоциируется называется   народным   творчеством, преимущественно с художественной культурой, включая музыку, хореографию, словесное,   визуально­пластическое   искусство,   театрально­игровые   действа   в разных жанровых формах. Так,  на территории Волгоградской области   во все времена жили люди различных национальностей и вероисповеданий. Только в Красноармейском районе проживают представители более 80 народов и такие конкурсы как: областной фестиваль детского творчества «Казачёк», районный фестиваль   национальных   культур   «Мы   живём   на   земле   Волгоградской», «Национальные   традиции   народов   России»,   международный   фестиваль национальных культур «Сарептские встречи» реально помогают в возрождении народной культуры.  Многие,   и   не   только   учителя,   прекрасно   понимают,   что   насаждаемый средствами   массовой   информации   культ   богатства   явно   не   соответствует исконно   русскому   мировоззренческому   идеалу,   русской   духовной   традиции, сущность   которой   великолепно   выразил   замечательный   учёный,   педагог, философ   Павел   Флоренский,   сказавший   однажды:   «Если   идеал   Запада   – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный   педагог   призван   приобщить   учеников   к   высочайшему   идеалу 9 тысячелетней   русской   культуры,   идеалу   преображения   души   на   службе Отечеству.  Чтобы возродить старинные праздники и обряды необходимо увеличить количество   специализированной   литературы  по   народному   творчеству,  чтобы на телевидении и радио проводилось больше специальных передач по фольклору и   этнографии,   на   уроках   в   школе   (трудового   обучения   ,   изобразительного искусства,   музыки,  литературы),   на   занятиях   в   кружках   дополнительного образования вводилось больше элементов народно­прикладного творчества.   Обращение к содержанию фольклорных праздников обладает большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. На это обращали   внимание   в   своих   трудах   многие   великие   педагоги:   Ян   Амос Каменский ­ по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей   народа,   его   потребностями,   бытом,   его   материальной   и   духовной культурой. В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу; Г.С.   Виноградов   выдвигал   мысль   о   необходимости   краеведения   в   кругу обязательных   школьных   предметов.   Классики   педагогики   указывали   на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.  Многие   философы   и   историки   доказывали,   что   незнание   прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же,  полагали, что столь же тщетны  попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем. Педагоги нашей школы и сами школьники провели опрос среди родителей и учеников   о   необходимости   изучения   основ   народной   культуры   –   на   что получили положительный результат.  10 ГЛАВА   2. НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.    СИСТЕМА   РАБОТЫ   ШКОЛЫ   ПО   ДУХОВНО   ­ «Как нет дерева без корней; дом без фундамента, так нет будущего без прошлого».   И   с   этим   трудно   не   согласиться,   как   трудно   не   согласиться   с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего". Любовь к родному краю, знание его истории ­ основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней". А корни, как известно ­ это  малая Родина, её история, культура, быт, уклад и   традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но   так   ли   много   мы,   а   в   особенности   подрастающее   поколение,   знаем   о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя ­ надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. На наш взгляд, воспитание гражданственности не возможно без привития любви   к   малой   Родине   и   особенно   важно,   чтобы   любовь   эта   прививалась   с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут, и которую они будут защищать и преумножать. 11 Осознавая важность этого, и с целью возрождения и сохранения народных традиций, педагоги  МОУ СШ № 75 уделяют этому направлению в воспитании обучающихся особое внимание. Воспитательный процесс представляет собой целостную систему, в основе которой   ­   развитие   личности   воспитуемого, взаимодействие   педагога   и   ученика.   реализующееся   через   Выстраивая   систему   учебно­ воспитательного процесса, мы учитывали ряд закономерностей: 1. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка  во  взаимодействии  его  с  окружающей  социальной  средой.  При  этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.  2. Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование   направлено   на   формирование   общей   культуры   человека. Приобретая   знания,   человек   развивается.   Развиваясь,   он   стремится   к расширению   сфер   своей   деятельности   и   общения,   которые,   в   свою   очередь, требуют новых знаний и умений.  3.   Третья   закономерность   предполагает   целостность   воспитательных влияний,   которая   обеспечивается   единством   декларируемых   социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей   и   функций   основной   задаче:   формированию   человека   —   развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной   работы   предполагает:   адекватность   деятельности   каждого педагога общей цели; единство  воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;   установление   связей   между   элементами   педагогической системы:   информационные   связи   (обмен   информацией),   организационно   ­ деятельностные   связи   (методы   совместной   деятельности),   коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления. 12 Воспитательные задачи во многом помогает решать система внеурочной деятельности:  Это, прежде всего, народные праздники (такие как Масленичные гуляния);  Фольклорные праздники по страницам православного календаря, которые   организуются   и   проводятся   школой   на   основе   народных   традиций. Праздники   объединяют   и   детей,   и   родителей,   и   педагогов.   Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Именно поэтому значительная часть воспитательной работы школы организуется одновременно с учащимися   и   родителями,   а   возникшие   проблемы   и   поставленные   задачи решаются   сообща,   и   усилия   объединяются   для   достижения   более   высоких результатов. 2.    К   разряду   традиционных   мероприятий   по   духовно­нравственному воспитанию мы относим:  Конкурсы   знатоков   русской   словесности,   обычаев   и   истории   русского народа;  Выставки и конкурсы народного творчества;  Изготовление рукописных сборников  по устному народному творчеству;  Тематические недели «Толерантность  – путь к миру»;  Акция «В школу с улыбкой»; Обучающиеся и педагоги школы являются постоянными участниками:   Областного   фольклорного   праздника   Святой   Троицы   в   станице Пугачевской Котельниковского района;  Межмуниципального проекта «Агротуризм»;  Областного   фестиваля   духовной   музыки   «Рождественский   хоровой собор». 13 В 2011 году воспитанница театрально ­ вокальной студии «Начало» Алина Сологуб стала победителем и призером районного и городского конкурсов песен и стихов «О Кириллице».  3.   В   школе   обучаются   дети   разных   национальностей,   и   чтобы   ни   один ребенок   не   был   обижен   или   ущемлен   в   своих   национальных   чувствах, проводятся   самые   различные   мероприятия   по   ознакомлению   с   культурой   и традициями народов, населяющих нашу многонациональную область. Так, одним из наиболее полюбившихся стал «Праздник национальной кухни», проводимый в рамках Дня толерантности (см. приложения). 4. Интерес – самый главный стимул для детей в приобретении знаний, расширении   кругозора.   При   наличии   интереса   знания   усваиваются   легче, прочнее. Поэтому очень важно разбудить у детей именно  интерес к знаниям, к предмету.   Вот   тут­то   незаменимым   средством   активизации,   пробуждения интереса и выступает игра.  Театрализованная игровая деятельность – это путь к познанию ребенком самого себя, это средство для его самовыражения. Надо отметить, что именно посредством   игры   переход   от   воспитания   к   самовоспитанию   и   образованию происходит   плавно,   естественно.   Этот   переход   обеспечивается   игровым интересом,   «принципом   удовольствия».   Интересной   игре   ребенок   отдается целиком.   Ни,   в   какой   другой   деятельности   он   не   проявляет   столько неутомимости,   настойчивости,   целеустремленности.   Этим   качеством   детей умело пользуются наши педагоги в стремлении привить детям интерес к истории и   культуре   предков.   Традиционными   стали   самые   различные     мероприятия, основанные на народных традициях,  как русского, так и других народов:  Театрализованные   игровые   программы   и   театрализованные   действа, основанные на славянской мифологии и русском фольклоре;  Творческие проекты. На одном из таких проектов хотелось бы остановиться поподробнее.  14 С   2011   года   в   районе   был   проходит   конкурс   народных   традиций «Возвращение  к   истокам».  На   заседании   кафедры  «Технологии  и  искусства» было принято решение стать участниками конкурса. На конкурс необходимо было представить народный обряд. В результате долгих споров было решено показать   обряд   «Иван   Купала».   Обучающиеся   совместно   с   педагогами технологии,   изобразительного   искусства   и   музыки   изучили   особенности праздника, национального костюма. В результате чего (и при огромной помощи педагога ­организатора) были созданы сценарий, костюмы, реквизит, декорации, подобран музыкальный материал.  В воплощении театрального действа приняли участие   воспитанники   старшей   группы   театрально   –   вокальной   студии «Начало». Театрализованная программа «Иван Купала» была показана на районной конференции «Дети науки», стала призером районного конкурса «Возвращение к истокам»,   районного   фестиваля   творческих   работ   «Национальные   традиции народов   России»,   победителем   областного   фестиваля   национальных   культур «Возьмемся за руки, друзья!»  Подобное   обращение к национальной  культуре,  позволило познакомить учащихся с русскими семейно­бытовыми традициями; с народными песнями и танцами,   праздниками и обрядами. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора,   классического   искусства   невозможно   воспитывать   интерес   и уважение к народной культуре.  А самое главное, на наш взгляд ­ это непосредственное и заинтересованное участие детей в создании этого необычного проекта, возможность прикоснуться к истокам народного творчества. 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ С   целью   повышения   эффективности   воспитательного   процесса   в   школе постоянно   проводилось анкетирование, опросы обучающихся и их родителей. Это   показало,   что   сложившаяся   в   МОУ   СШ   №75   система   духовно   – нравственного воспитания эффективна и  состоятельна ­ у обучающихся возрос интерес к  изучению народных традиций, обычаев, творчества:  увеличилось   число   желающих   принимать   участие   в   тематических мероприятиях;   повысился   уровень   подготовки   мероприятий   по   духовно­нравственному воспитанию   педагогами   школы   (мероприятия   проходят   на   достаточно высоком организационном и эмоциональном уровне).  Этому способствовала обширная тематика классных часов: «Поговорим о  семейных традициях», «Национальные праздники», «Национальные традиции»,  «Национальный костюм»; предметная неделя по технологии, изобразительному  искусству, музыке – где особое внимание уделяется национальному аспекту;  выставки декоративно­прикладного творчества, приуроченные к традиционным  народным праздникам и родительским конференциям, выставки ­ отчёты по  кружковой работе с демонстрацией изделий народного творчества. Собрана  коллекция национального русского костюма, головных уборов и украшений –  16 это сарафан, телогрея, мужской национальный костюм, костюм скомороха. Эти  костюмы ребята используют в постановки спектаклей детской студии «Начало». В школе работает действующая выставка «От ниточки к шедевру», где  выставляются картины вышитые нитками и бисером. Детские творческие  проекты «Русский национальный сарафан», «Преемственность русского  национального костюма и современной моды», «Русский национальный костюм  дворянского сословия» занимали призовые места в олимпиадах по технологии.  Исследовательская работа «Историографические аспекты символики хлеба в  русской традиционной свадебной культуре» секция народная культура, на  Всероссийском конкурсе им. В.И.Вернадского стала победителем. Работа в этом направлении продолжается, т.к. для человека с активной жизненной позицией  так же важна его общая культура, развитый эстетический вкус, знакомство с  культурным наследием своей страны и других народов мира. Учащиеся   выбирают темы исследовательских работ по изучению культуры и традиций  малочисленных народов, например «Национальный костюм езидов».                       Дети в нашей школе имеют возможность приобщиться к культурному наследию,  проявить свои творческие способности и таланты. Несомненным остаётся тот  факт, что грамотно выстроить и воплотить в жизнь такую систему  воспитательной работы могут только профессиональные, подготовленные  педагоги. 17 ЛИТЕРАТУРА 1. Бегак Б. Воспитание искусством. Москва: Просвещение, 2005 2. Духовно­нравственное   воспитание   в Егорова И.Ю. школе // 1sentybrea.ru 3. Затямина Т.А. Подготовка педагога-музыканта в системе постдипломного образования. Волгоград: Изв-во ВГПУ «Перемена», 2008  4.   Концепция духовно­нравственного развития   и воспитания в   современной точка доступа: Электронный ресурс] [ школе. http://standart.edu.ru. 5. Моисеева В.А. Праздники и обряды русского народа.  Пермь, 2003 6. Нигматулина И.К. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры у школьников. // 1sentybrea.ru 7.   Никитина   Н.Н.   Духовно­нравственное   воспитание:   сущность   и   проблемы. [Электронный ресурс] точка доступа: http://www.pedagogika­cultura.narod.ru 18 8. Никитина О.О. Роль искусства в культурологическом пространстве. Москва: Русское слово, 2007 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Мир и Образование, 2007 10. Фалатов Ю. Поэзия российских деревень Москва: Советская Россия, 2006    ПРИЛОЖЕНИЯ театрализованной программы «Праздник национальной кухни»  Сценарий (в рамках Дня толерантности)  МОУ СОШ № 75 Актовый зал В актовом   зале расставлены столы, на которых расположены блюда национальной кухни. Звучит музыка  ______________________________________________________ 19 студии   «Начало»,   театрально­вокальной Выходят ведущие 1­я: Добрый день, гости званые и желанные, Люди старые и молодые, Женатые и холостые. Рады гостям, как добрым вестям 2­й: Проходите, не тушуйтесь. Будем сегодня чаи гонять,  Хлеб­соль кушать, да песни слушать. Добро пожаловать! 3­й: Всех привечаем, душевно встречаем. Милости просим – Пожалуйста, в гости! Заходите! Не пожалеете, Коли время имеете! Выступление театрализованное представление «Иван Купала» 1­й: Вас приветствовали призеры районного конкурса «Возвращение к истокам», победители   в   номинации   «Особенности   национальной   игры»,   театрально­ вокальная студия «Начало». Звучит музыка _____________________________________________________ 1­й: Кружится планета, большая планета Ладонями солнца она обогрета, Но греют планету намного теплей Улыбки и смех наших добрых людей. 2­й: Сегодня у нас праздник День толерантности.   3­й:  А   для   нас   это   важней   в   несколько   раз.   Ведь   мы   с   вами   живем   в многонациональной области, городе, районе. На территории области  проживает более 110 национальностей и народностей: русские, украинцы, казахи, татары, армяне, немцы, азербайджанцы, чеченцы… 1­й:  …   белорусы,   корейцы,   турки,   мордва,   грузины,   молдаване,   удмурты, узбеки, даргинцы… 2­й:  …аварцы,   таджики,   лезгины,   евреи,   калмыки,   поляки   и   национальности. 3­й: Многие представители этих народов учатся в нашей школе и все мы легко находим общий язык, уважаем друг друга и все мы большие друзья. 1­й: А поэтому аплодисменты всем нам, большой школьной семье! Аплодисменты  2­й:  Итак,   сегодня   в   школе   прошли   самые   разнообразные   мероприятия, посвященные Дню толерантности. 1­й: Мы больше узнали о народах, населяющих нашу огромную область. 2­й: Об их культуре, традициях, обычаях.   другие 20 3­й: И теперь, в заключение, мы предлагаем вам узнать как же принимают гостей и чем угощают долгожданных гостей люди разных национальностей. 1­й:  А   для   этого   каждому   из   присутствующих   здесь   классов   было   дано домашнее   задание:   приготовить   какое­нибудь   блюдо   из   национальной   кухни разных народов и используя элементы костюмов и основываясь на традициях презентовать это блюдо всем присутствующим. 2­й:  То,   что   вы   подготовились   основательно   видно   по   этим   замечательно красочно оформленным столам. 3­й: И сейчас мы отправляемся в гости. Звучит музыка __________________________________________________ 1­й:  Сдобные ватрушки, расстегаи, плюшки  В России с давних пор пекли! Любили жаворонки, коврижки и плетёнки, Рецепты караваев берегли! 2­й: Сибирские пельмешки, соленья и орешки В России с давних пор милей! Боровики, маслята, лисички и опята Вкуснее всех заморских трюфелей! 3­й: Ах, русская, ты кухня­ щедрая душа! Встречаешь хлебом с солью Нас в доме не спеша! Любым гостям ты рада, Готова всех принять! И скатерть­самобранку  На длинный стол постлать! 1­й: И сейчас мы приглашаем на сцену 8а класс, который поделится с нами  рецептами и обычаями русского застолья. Выступление 8а класса Звучит музыка _____________________________________________________ 1­й: Я борщ украинский люблю...  Галушки сочные в сметане... На вилку взять и… обмакнуть…  В нее...галушку…  Сердце встанет!     2­й: Люблю отведать холодца из поросячьих ножек нежных.  Люблю колбаски два венца (свиной и с кровью) вдруг нарезать…  Цыплят с картофелем в горшке В украинской печи ­ в деревне!  Я обожаю их везде…  Пред ними я благоговею! 3­й: А о варениках – молчу… С картофелем и сыром! 21 С вишней! Те ­ со сметаною люблю… А те – с медком, чтоб слаще вышло… 1­й: Слово ___________классу, которые приглашают нас познакомиться с  украинской кухней. Выступление _________________класса Звучит музыка ____________________________________________________ 1­й: Люди — наша гордость, наша честь,  Подвиги не счесть здесь трудовые.  Татарстан — республика моя  На большой ладони у России.  2­й: И пусть ярче звезды сияют, И пусть ярче светит луна, И пускай все на свете узнают, Что есть в мире такая страна.  3­й: В ней реки, озера и горы, Среди гор протекает ручей. А вокруг протянулись просторы Белоснежных хлопковых полей.  Если вдруг этот стих потеряется, Я в стихах тебя снова создам. И пусть, словно цветок расцветает Добрый, дружелюбный ­ Казахстан! 1­й: А на нашем празднике казахскую кухню представляет  _____________________класс Выступление __________________класса                           Звучит музыка  ______________________________________________________ 1­й: Армения­Севан с его форелью, и розового камня Ереван. Эчмиадзин ­ монастыри и кельи, Шарль Азнавур и маршал Баграмян 2­й: Но я хочу поговорить о кухне­ второй такой ищи, и не найдешь. С времен Библейских у нее истоки, а  вкус ее  и примешь и поймешь. 3­й: Армянский стол­ его нельзя представить Без зелени ­ практически любой петрушка, лук, райхан, где эстрагон  поставить, а сверху все присыпано кинзой. 22 1­й: Об особенностях армянской кухни нам поведают ребята из  ________________ класса Выступление __________________класса Звучит музыка  ______________________________________________________ 1­й: Германия – это вкусные креветки! Соус их целебных трав… И качается на ветке Капля солнышка с утра. 2­й: Германия – теплые объятья, Очень добрые места. Понимаешь – люди – братья. Ну, а женщина – сестра. 3­й: И сейчас национальные блюда Германии нам представит  ______________класс Выступление __________________класса Звучит музыка ___________________________________________________ 1­й: У этой кухни множество корней из Турции, Армении, Ирана, Но обладает силою своей и развивается как кухня­ непрестанно В ней очень много разных блюд присущих всем народам Закавказья. Аварец, и грузин, таджик и курд найдут свое в меню  разнообразья. 3­й: Довга ­ холодный на кефире суп, а как вкусны с начинкою кутабы. Фазаны с курагой, и коль не глуп оставишь место на бакинские кебабы.  2­й: Еще одна для торжества причина, а я ведь сомневаться не привык в Азербайджане что за осетрина  и как готовят из нее шашлык. 1­й: Кухню Азербайджана сегодня представляет ___________класс. Выступление ________________класса Звучит музыка ____________________________________________________ 1­й: Чечня казна богатых душ, Богатых светом благородным. Воспитанным умом народным Прошла ты сквозь столетий гущь. 23 2­й: И гордый Грозный, он­ столица Он в сад цветущий превратился. На зависть многим городам, На радость верным сыновьям. Всех  призывает он к терпенью, К добру, к любви, к благотворенью. 3­й: И сейчас традиции чеченского народа представляет ___________класс Выступление ________________класса Звучит музыка __________________________________________________ 1­й: Грузия­ страна пусть небольшая, но с такой огромною душой. О гостеприимстве сказывают сказки, а про кухню­ только песни пой. 2­й: Острый перец, кинза и орехи ведь без них грузинской кухни нет и грузинских поваров успехи радуют людей немало лет. 3­й: Про харчо и вспоминать не буду. Хашлама , цыпленок табака кухня Грузии­ ее я не забуду и для нас она недалека. 1­й: И мы приветствуем _________ представляющий Грузию. Выступление ______________класса Звучит музыка ________________________________________________ 1­й: Ах, матушка Россия ­щедрая душа! Встречаешь хлебом с солью Нас в доме не спеша! 2­й: Любым гостям ты рада, Готова всех принять! И скатерть­самобранку  На длинный стол постлать! 3­й: Ну, что же дорогие ребята и наши уважаемые педагоги мы с радостью рады отметить, что сегодняшний  праздник состоялся. Мы многое смогли узнать о культуре и традициях разных народов и хоть мы разные, но если мы добры, дружны и толерантны по отношению друг к другу ­ мы большая сила! Без объявления звучит песня «Мы вместе» 1­й: Ну, а сейчас мы приглашаем вас всех пройти в свои классы, где вы сможете продегустировать   приготовленные   вашими   одноклассниками   блюда. Звучит   музыка, расходятся присутствующие   все     24 ПРИЛОЖЕНИЯ театрализованного обрядового действа «Иван Купала» Сценарий Площадка   для   проведения   украшена   зеленью,   деревьями.   Купальский костер в центре площадки, папоротник, на авансцене ­ река. Соломенный Купала – чучело на шесте. Дерево – Купалица, украшеная ленточками.    _____________________________________________ Звучит музыка  ______________________________________________________, на площадку  выходят девушки и юноши. 1 девушка: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь  и танцевать! Скоро будем начинать!  1   юноша:  Собирайся   народ   в   наш   купальский   хоровод!   Хорошо   сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!  2 девушка: Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?  Звучит   музыка организуют хоровод 2 юноша:  Девицы красные, время в венки травы заплетать да на воду спускать. Мы   уж   вам   и   цветов   нарвали,   дело   за   вами.   Венок   сплетёте,   судьбу   свою загадаете, а там уж какая – кого ждёт и узнаете!  Звучит   музыка   ________________________________________________   на плетение венков 1 девушка: На Ивана, на Купалу  Песня девичья звучала...  2 девушка: Как на Ивана, как на Купала  Девушки гадали, Венки в воду бросали.  3 девушка: Сяду, сяду под кусточек  И сплету себе веночек. 25 Ты плыви, плыви венок, На далёкий бережок. 4 девушка: Там, где чистая водица,  Там, где сокол мой кружится... 5 девушка: В руки к молодцу, дружок,  Доплыви же мой венок! Затем   девушки   опускают   сплетенные   венки     в   воду,   а   юноши   их вылавливают, образуются пары.  3 юноша: Парни, в воду заходите да венки подтолкните, пусть плывут, счастье принесут.  3 девушка: А какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов.  Идет вокально­танцевальная композиция «На Ивана, на Купала», во  время которой, пары водят хоровод. 4 девушка: Поостыл немного наш костерок, но все равно жарок да высок!  Кто рискнет, не упадет, тому счастье и почет!  4 юноша:  Приглашаем пары неразлучные через костерок попрыгать, крепость пары испытать, огнем очиститься и счастья не миновать. Кто рук не разожмет, всю жизнь вместе в счастье проживет! Так что, прыгайте выше и веселее!!! Звучит   музыка   _______________________________________________пары прыгают через костер  5 юноша: До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, поют купальские песни, украшают купалицу и водят девичьи хороводы. А вот, кажется, и они.  Звучит музыка _____________________________________________________, девушки и юноши выводят Купаленку и Ивана Купала. 5   девушка:  Приехала   Купаленка,   привезла   добра   и   здоровья,   богатства   и почести! А вместе с ней Иван Купала, огня хозяин ритуала! Иван Купала : С праздником вас, люди добрые! Здоровья вам на годы долгие! Добра сундуки полные, Счастья глаза светлые!  Купаленка: А собрали вы травы лечебные? Пели песни величальные? Загадывали судьбу девичью? Рвали полынь горькую от ведьм и русалок? Водили хороводы шумные?  1 девушка: Всё сделали!  1 юноша: Прикажи водой всех купальской обливать!  Имитация обливания водой 2 юноша: А что теперь? 26 Иван Купала: Танцы до упаду!  2 девушка: А дальше что? Купаленка: Гимн любви!  3 юноша: А потом? 3 девушка: Будем солнце встречать! 4 юноша: На рассвете смотреть? 4 девушка: Как лучи в росе купаются. 5 девушка: По земле ходить… 5 юноша: и здоровому быть!  Все: С праздником!!!  Звучит величальная солнцу 27

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.

Патриотическое воспитание в системе школьного образования.

Патриотическое  воспитание в  системе  школьного  образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017