Педагогическая антропология. Введение
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Педагогическая антропология. Введение

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Презентации учебные
pptx
другое
11 кл +1
24.03.2020
Динамика развития понятия "Педагогическая антропология". Структура антропологии по И. Канту. Педагогическая антропология, генезис развития...

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Педа антропология.pptx

1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ

схемоконспект

Калмыков Г.А.

МОСКВА - 2020

2

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

ПА В.

ПА. В – 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «АНТРОПОЛОГИЯ»

АНТРОПОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ, ВОЗНИКЛА В XVIII В. ТЕРМИН ПРЕДЛОЖЕН И.КАНТОМ (1724-1814)

А Н Т И Ч Н О С Т Ь

VII – VI вв до н.э.

Основные категории: космос, природа, логос, эйдос, душа

V – IV вв до н.э.

Постижение телесного, эмо-ционального,нравственного, духовного бытия человека

Абстрактное, умозрительное представление внутреннего мира человека

III в до н.э.- VI в н.э.

С Р Е Д Н Е В Е К О В Ь Е

ПАТРИСТИКА (II – VIII вв)

СХОЛАСТИКА (IX – XV вв.)

РЕНЕСАНС (XV – XVII вв)

Основная проблема – отношение веры и разума

Человек – мера всех вещей

Человек – носитель Духа Господнего

Н О В О Е В Р Е М Я

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII \вв

Попытка соединить Природу и Бога

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII – XIX)

Человек самый главный предмет науки

3

4

ПА. В – 2. СТРУКТУРА АНТРОПОЛОГИИ (по И.Канту)

АНТРОПОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ СФЕРА ПОЗНАНИЯ, ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РАЗНООБРАЗНУЮ НАУЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРЫЕ НЕ УКЛАДЫВАЮТСЯ В НАУЧНЫЕ ФОРМУЛЫ, НО СВЯЗАННЫЕ СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ, СТЕРЕОТИПАМИ, ТРАДИЦИЯМИ, ТВОРЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ ЛЮДЕЙ В ИХ ПРАКТИЧЕСКОМ БЫТИИ…

ИСТОЧНИКИ

КОМПОНЕНТЫ

Смежные науки

Художественная литература

Практическое общение исследователя с другими людьми…

Физиология – ориентирована на поиск ответа на вопрос: что делает из человека природа?

Прагматика – ориентирована на поиск ответа на вопрос: что делает или может делать из себя сам человек?

ПА. В – 3. АНТРОПОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА

5

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКОЙ, ПРИЗНАННОЙ КАК РЕАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, АНТРОПОЛОГИЯ СТАЛА БЛАГОДАРЯ ЧАРЛЬЗУ ДПРВИНУ (1809-1882) в средине XIX в.

К к. XIX в. АНТРОПОЛОГИ ИССЛЕДОВАЛИ:

Естественную историю человека (эмбриологию, биологию, анатомию, психологию)

Этнологию (распространение вида на Земле, поведение и обычаи разных племен и народов)

Социологию (отношения людей между собой в различных группах и объединениях)

Медицинскую географию (воздействие на человека климата, атмосферных явлений)

Палеонтологию (предисторию и первобытность человека)

Лингвистику (образование языков и их связь между собой, легенды, мифы…)

Демографию (закономерности воспроизводства людей)

Мифологию (историю возникновения, развития и взаимодействия религий)

6

ПА. В-4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Философия человека – изучает видовые, родовые и индивидуальные формы бытия человека

Религиозная антропология, в которой высшей ценностью является Бог, а человек наиболее ценное его создание

Культурная антропология, которая объединяет социальную и структурную антропологии, где доминирует социоцентризм

Психологическая антропология – изучает человека как индивида, как биосоциальное существо

Педагогическая антропология как педагогически ориентированная философская теория

7

ПА. В-5. ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ

АНТРОПОЛОГИЯ – МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, СВЯЗАННАЯ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ, ГУМАНИТАРНЫМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ НАУКАМИ

И З У Ч А Е Т

-материальную культуру народов;
-ритуалы, обычаи, верования различных народов;
-системы родства у различных народов;
-социальную и политическую структуру народов: семейные отношения, отношения власти…
-поведенческие системы, присущие разным народам;
-системы воспитания присущие разным народам;
-взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;
-динамику культурных черт того или иного народа;
-психологические особенности различных народов;
-системы жизнеобеспечения различных народов, их адаптацию к природной среде;
-ценностные системы этносов и их сравнение;
-особенности межкультурных контактов;
-этногенез;
-причины возникновения и распада этносов;
-расселение этносов;
-экономическое поведение этносов;
-этнолингвистику;
-этносемиотику;
-проблемы этничности и этнических групп…

8

ПА. В-6. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Н.И.Пирогов
(1810-1881)

К.Д.Ушинскийв
(1823-1871)

Термин «педагогическая антропо-логия» возник в 60-е гг. XIX в.. Его впервые употребил Н.И. Пирогов в своей статье «Вопреки жизни» (1856).
К.Д. Ушинский уточнил и наполнил этот термин конкретным содержанием в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869)

Причины возникновения:
-поиски в сфере народного обра-зования;
-переосмысление привычных взг-лядов на воспитание детей;
-ломка старых стереотипов и появ-ление новых социальных, соци-ально-психологических, экономи-ческих, юридических, педагоги-ческих вызовов;
-нарастание социальной неста-бильности и протестов;
-рост материалистического и ате-истического влияния на социаль-но-политические процессы;
-потребность в педагогике ориен-тированной на сохранение и совершенствование человеческой природы, а не только передачу и умножение знаний…

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ – ОТНОШЕНИЯ В ФОРМАТЕ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

ПРЕДМЕТ – РЕБЕНОК (СУБЪЕКТ) КАК УЧАСТНИК ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПА. В-7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – НАПРАВЛЕНИЕ В КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЛЯ ИНТЕРПРИТАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИНГЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР.

П Р Е Л М Е Т

П Р О Б Л Е М Ы

Анализ этнической идентичности в различных ее исторических формах.
Культура и мышление: особенности восприятия и познания в различных культурах.
Психоантропология религии: анализ ритуалов.
Этнология детства.
Анализ моделей нормы и паталогии в различных культурах.
Этнопсихология.
Изменение состояния сознания: проблемы классификации функции в современном и традиционном обществах.
Психобиологическое изучение личности в условиях различных культур.
Проблемы адаптации личности к изменениям…

Как человек воспринимает окружающий мир.
Каковы в его представлении значения предметов окружающего мира.
Как происходит смена этих значений.
Как на смешение этих значений влияет межкультурное воздействие.
Что представляет собой этническая картина мира.
Каковы механизмы изменения восприятия этнической картины мира.
Каковы пределы подвижности и гибкости этнических традиций.
Какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, их возможные траектории движения, пределы колебаний…

9

ПА. В-8. ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

ИНТЕГРИРУЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОЗДАЕТ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ СВОИХ ИДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ…

Изучает отношения человека к самому себе и обществу.
Открывает подлинный облик личности.
Делает знания о человеке актуальными для педагогики.
Позволяет опираться на антропологическое знание в процессе организации и осмысления педагогического процесса…

ФУНКЦИИ

СПЕЦИФИКА

Сама не открывает ничего нового, акцентируя внимание в уже известном.
Актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообраз-ную информацию имеющую информацию физического и духовного бытия человека.
Обновляет свой научно-теоретический и прикладной потенциал с помощью интеграции и акцентуации…

Религиозная антропология изучает духовный мир людей.
Культурная антропология изучает механизмы взаимодействия человека и культуры, человека и группы.
Психологическая антропология изучает человека как индивида и личность…

10

НАПРАВ-НИЯ

11

ПА. В-8. ВЫВОД.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ВСЕ БОЛЕЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЯДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ПЕЛАГОГА, ПОСКОЛЬКУ ИМЕННО ОНО СВЯЗЫВАЕТ ЦИЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОСТНУЮ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ…

12

ПА. В. ИСТОЧНИКИ

Джуринский А.Н. Педагогика России. История и современность. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2011. - 320 с.
Иванова Е.О. К.Д. Ушинский и развитие современного педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 101-106.
Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 432 с.
Кристоф Вульф. Антропология воспитания. - М.: Праксис, 2012. - 304 с.
Латышина Д.И. История отечественной педагогики и образования. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 260 с.
Максакова А.Д.. Максакова В.И. Педагогическая антропология. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 293 с.

скачать по прямой ссылке