Роль семьи и школы в формировании у обучающегося читательской грамотности
Гопанкова
Ирина
Тимофеевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8»
декабрь 2021
«Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни -читательская грамотность»
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году.
Проблемы обучения чтению в начальной школе
- дети имеют низкую скорость чтения;
- не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказывать содержание.
В начальной школе на уроках литературного чтения, начинается работа над формированием читательской грамотности
1. Работа по формированию понимания прочитанного — вычитывание трех видов текстовой информации:
- фактуальной;
- подтекстовой;
- концептуальной.
Формируемые умения:
- находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
- делать несложные выводы на основе этой
информации;
- обобщать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму сообщения и его отдельных элементов.
3. Три этапа работы с любым текстом:
- просмотровое чтение – результат: предвосхищение, создание мотива для чтения);
- изучающее чтение (в том числе диалог с автором, вычитывание подтекста) – результат:
интерпретация текста;
- рефлексивное чтение – результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Педагогические технологии, используемые при формировании читательской грамотности младших школьников
Информационно – коммуникативная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.
Проектная технология
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
- Учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышается самооценка.
Технология продуктивного чтения
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать –
вот в чём главное дело.
К. Ушинский
Смысловое чтение
«Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Технология формирования правильного типа читательской деятельности
Цель – понимание текстов.
I этап – работа с текстом до чтения
1. Предложения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
2. Уточнение, по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
II этап – работа с текстом во время чтения
1. Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
3. Озаглавливание частей и перечитывание текста медленное, вдумчивое.
4. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
5. Диалог с автором.
III этап-работа с текстом после чтения
1. Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.
2. Беседа. Понимание авторского замысла.
3. Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).
4. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
5. Выполнение творческих
заданий.
УУД
До чтения | Во время чтения | После чтения |
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока;
соответствует возрасту и доступна;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Приёмы смыслового чтения
1. Ассоциативный куст
2. Глоссарий
3. Рассечение вопроса
4. Чтение про себя с вопросами
5. Чтение с остановками
6. Читаем и спрашиваем
7. Чтение с пометками
8. Чтение в кружок
9. Тонкие и толстые вопросы
10. Синквейн
11. Перепутанные логические цепочки
Написание творческих работ
Создание викторины
Уголки
Ромашка (кубик) Блума
Интеллект карта
Реставрация текста
Читаем и спрашиваем
Цель: формировать умения самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста;
2. Ученики объединяются в пары;
Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него;
4. Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Ассоциативный куст
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Антиципация -
это предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Творческое задание предполагает самостоятельность ребёнка
1. Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)
2. «Проиллюстрируй…»
3. «Сочини…»
4. «Придумай…»
Структурная модель
текста.
Задания для 1 класса
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О
МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
- Прочитай слова без лишнего слога:
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка
- Читай только первые слоги:
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.